Просмотр содержимого документа
«Самообразование воспитателя "Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"»
«Самообразование»
Тема: «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
2018-2019 уч.год
Актуальность:
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
«Чем больше ребѐнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своѐм опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семѐнович Выгодский. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим его миром – одна из образовательных задач. Развитие наблюдательности ребенка, внимательного отношения к окружающему миру во многом определит линию его нравственного развития. Способность создавать продукт, доводить начатое дело до логического заключения способствует осмысленному восприятию сведений о мире и станет начальным звеном в развитии учебной самостоятельности. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес детей, она предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Цель:
Повысить свой профессиональный уровень
Помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования
Изучить методическую литературу по данной теме
Пополнять экологический уголок
Задачи:
Углублять представления о живой и неживой природе
Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов
Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира
Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни
Создание картотеки экспериментов и опытов
Взаимодействие с родителями:
Подготовка консультаций для родителей по следующим темам:
«Ребенок - исследователь в детском саду»
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
«Детское экспериментирование и его роль в развитии ребенка».
Памятка для родителей «Что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
Месяц
Неделя
Тема
Программное содержание
Сентябрь
Волшебница - вода
1
«Детская лаборатория»
Уточнить представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Дать представления о правилах поведения в детской лаборатории
2
«Свойства воды. Плавающая рыбка»
Дать возможность опытным путем увидеть свойства воды, с которыми дети уже знакомы (вода прозрачная, не имеет вкуса, запаха, форму). Познакомить новыми свойствами: вода отталкивает мыльные жидкости.
3
«Вода-растворитель. Очищение воды»
Выявить вещества, которые растворяются в воде, познакомить со способом очистки воды – фильтрованием.
4
«Непотопляемая бумага, бумажная крышка»
Продолжать знакомить со свойствами воды и воздуха, опытным путем, дать возможность увидеть может ли воздух защитить бумагу от воды.
Октябрь
«Горы, камни и песок»
1
«Круговорот воды в природе»
Опытным путем показать детям круговорот воды в природе, разное состояние воды.
2
«Песок – природный фильтр»
Познакомить детей со свойством песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду).
3
«Камни. Какими бывают камни»
Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Учить классифицировать камни по разным путям
4
«Что такое горы»
«Вулкан»
Познакомить с существованием особых ландшафтов – гор, показать, что они состоят из камней.
Систематизировать знания детей о вулкане; показать химическую реакцию соды и лимонной кислоты; развитие познавательной активности детей.
Ноябрь
«Воздух»
1
«Прогулки невидимки»
Дать представление об использовании свойств воздуха человеком, показать, как можно поиграть с воздухом
2
«Воздух невидим»
Доказать, что банка не пустая, в ней находится невидимый воздух
3
«Воздух есть везде»
Доказать, что воздух находится не только вокруг нас, но и в разных предметах.
4
«Воздух помогает рыбам плавать»
Рассказать, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать.
Декабрь
«Магнит»
1
«Магниты»
Дать детям первоначальное представление о магнитах. Познакомить с силой притяжения магнитов и ее использованием
2
«Притягивание через предметы»
Выяснить, через какие препятствия может действовать магнит.
3
«Как человек использует магниты»
«Когда магнит вреден»
Познакомить с различными сторонами применения магнитов человеком.
4
«Рисует магнит или нет»
Познакомить детей с практическим применением магнита в творчестве.
Январь
«Снег и лед»
1
«Замерзание жидкостей»
Познакомить с разными жидкостями, выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей.
2
«Почему снег греет?»
Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.
3
«Лед и соль»
Развивать внимание, наблюдательность, интеллектуальные способности у детей
4
«Откуда берётся иней?»
Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.
Февраль
«Растения»
1
«Растения»
Формировать умение различать семена различных растений.
2
«Способы размножения растений»
Познакомить с различными способами размножения растений: черенками, листьями, отводами, «детками», делением куста.
3
«Хитрые семена»
Познакомить со способами проращивания семян в различных условиях
4
«Лабиринт»
Установить, как растение ищет свет
Март
«Дерево»
1
«Тонет - не тонет»
Знакомство со свойствами коры дерева
2
«Посадим деревце»
Дать детям понятие - что растение добывает воду через корневую систему
3
«Есть ли у растения органы дыхания?»
Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании.
4
«Почему осенью опадают листья?»
Помочь установить зависимость роста растений от температуры и влаги.
Апрель
«Разное»
1
«Исчезающий мелок»
Познакомить со свойствами мела
2
«Цветное молоко»
Познакомить со свойствами молока и моющего средства для посуды
3
«Секретное письмо»
Выявить с помощью нагревания, как проходит процесс появления слов на бумаге.
4
«Яйцо утонет или всплывет?»
Продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования
Май
«Разное»
1
«Тайный похититель варенья»
Объяснить и показать, что на пальцах есть отпечатки пальцев
2
«Заплесневелый хлеб»
Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия
3
«День и ночь»
Объяснить детям, почему бывает день и ночь
4
Отчет о проделанной работе по самообразованию за учебный год (в виде презентации)
Что дает экспериментальная деятельность?
Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.
У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность придти ему на помощь. Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера.
Главное, создать воображение ребенка целостные живые образы разных уголков Земли и окружающего мира.
В ходе работы в специально подготовленной среде, дети:
Проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации;
Задают вопросы: почему? Зачем? Как?;
Стремятся объяснить факты, связи, используя в речи обороты «потому что…»;
Проявляют интерес к познавательной литературе;
Умеют выражать свои мысли, формулировать представления об окружающем мире, событиях;
Применяют свои знания в жизни.
Заключение:
Изучив методическую литературу по данной теме, я значительно повысила свой профессиональный уровень. Посредством опытов и экспериментов дети смогли раскрыть перед собой удивительный мир экспериментирования. Для развития познавательной активности детей в свободной деятельности я использовала опыты. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:
• бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т.д
• дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.
• вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться, менять цвет и т. д.
• воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д
Во время проведения опытов дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать? », обращаться с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет если, учатся сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций.
Список литературы
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655.
Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб, 1998.
Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.