kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Самообразование воспитателя "Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самообразование воспитателя "Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Самообразование воспитателя "Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"»




«Самообразование»



Тема: «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»


















2018-2019 уч.год




Актуальность:

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

        «Чем больше ребѐнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своѐм опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семѐнович Выгодский. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим его миром – одна из образовательных задач. Развитие наблюдательности ребенка, внимательного отношения к окружающему миру во многом определит линию его нравственного развития. Способность создавать продукт, доводить начатое дело до логического заключения способствует осмысленному восприятию сведений о мире и станет начальным звеном в развитии учебной самостоятельности. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес детей, она предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

        Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Цель:

  1. Повысить свой профессиональный уровень

  2. Помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования

  3. Изучить методическую литературу по данной теме

  4. Пополнять экологический уголок

Задачи:

  1. Углублять представления о живой и неживой природе

  2. Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов

  3. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира

  4. Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни

  5. Создание картотеки экспериментов и опытов

Взаимодействие с родителями:

Подготовка консультаций для родителей по следующим темам:

  • «Ребенок - исследователь в детском саду»

  • «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

  • «Детское экспериментирование и его роль в развитии ребенка».

  • Памятка для родителей «Что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»


Месяц

Неделя

Тема

Программное содержание

Сентябрь

Волшебница - вода

1

«Детская лаборатория»

Уточнить представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Дать представления о правилах поведения в детской лаборатории

2

«Свойства воды. Плавающая рыбка»

Дать возможность опытным путем увидеть свойства воды, с которыми дети уже знакомы (вода прозрачная, не имеет вкуса, запаха, форму). Познакомить новыми свойствами: вода отталкивает мыльные жидкости.

3

«Вода-растворитель. Очищение воды»

Выявить вещества, которые растворяются в воде, познакомить со способом очистки воды – фильтрованием.

4

«Непотопляемая бумага, бумажная крышка»

Продолжать знакомить со свойствами воды и воздуха, опытным путем, дать возможность увидеть может ли воздух защитить бумагу от воды.

Октябрь

«Горы, камни и песок»

1

«Круговорот воды в природе»

Опытным путем показать детям круговорот воды в природе, разное состояние воды.

2

«Песок – природный фильтр»

Познакомить детей со свойством песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду).

3

«Камни. Какими бывают камни»

Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Учить классифицировать камни по разным путям

4

«Что такое горы»







«Вулкан»

Познакомить с существованием особых ландшафтов – гор, показать, что они состоят из камней.

Систематизировать знания детей о вулкане; показать химическую реакцию соды и лимонной кислоты; развитие познавательной активности детей.

Ноябрь

«Воздух»

1

«Прогулки невидимки»

Дать представление об использовании свойств воздуха человеком, показать, как можно поиграть с воздухом

2

«Воздух невидим»

Доказать, что банка не пустая, в ней находится невидимый воздух

3

«Воздух есть везде»

Доказать, что воздух находится не только вокруг нас, но и в разных предметах.

4

«Воздух помогает рыбам плавать»

Рассказать, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать.

Декабрь

«Магнит»

1

«Магниты»

Дать детям первоначальное представление о магнитах. Познакомить с силой притяжения магнитов и ее использованием

2

«Притягивание через предметы»

Выяснить, через какие препятствия может действовать магнит.

3

«Как человек использует магниты»

«Когда магнит вреден»

Познакомить с различными сторонами применения магнитов человеком.

4

«Рисует магнит или нет»


Познакомить детей с практическим применением магнита в творчестве. 


Январь

«Снег и лед»

1

«Замерзание жидкостей»

Познакомить с разными жидкостями, выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей.

2

«Почему снег греет?»

Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.


3

«Лед и соль»


Развивать внимание, наблюдательность, интеллектуальные способности у детей

4

«Откуда берётся иней?»

Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.


Февраль

«Растения»

1

«Растения»

Формировать умение различать семена различных растений.

2

«Способы размножения растений»

Познакомить с различными способами размножения растений: черенками, листьями, отводами, «детками», делением куста.

3

«Хитрые семена»

Познакомить со способами проращивания семян в различных условиях

4

«Лабиринт»

Установить, как растение ищет свет

Март

«Дерево»

1

«Тонет - не тонет»


Знакомство со свойствами коры дерева


2

«Посадим деревце»


Дать детям понятие - что растение добывает воду через корневую систему


3

«Есть ли у растения органы дыхания?»


Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании.


4

«Почему осенью опадают листья?»


Помочь установить зависимость роста растений от температуры и влаги.


Апрель

«Разное»

1

«Исчезающий мелок»

Познакомить со свойствами мела

2

«Цветное молоко»

Познакомить со свойствами молока и моющего средства для посуды

3

«Секретное письмо»

Выявить с помощью нагревания, как проходит процесс появления слов на бумаге.

4

«Яйцо утонет или всплывет?»

Продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования

Май

«Разное»

1

«Тайный похититель варенья»

Объяснить и показать, что на пальцах есть отпечатки пальцев

2

«Заплесневелый хлеб»

Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия

3

«День и ночь»

Объяснить детям, почему бывает день и ночь

4

Отчет о проделанной работе по самообразованию за учебный год (в виде презентации)


Что дает экспериментальная деятельность?

Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.

У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность придти ему на помощь. Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера.

Главное, создать воображение ребенка целостные живые образы разных уголков Земли и окружающего мира.

В ходе работы в специально подготовленной среде, дети:

  • Проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации;

  • Задают вопросы: почему? Зачем? Как?;

  • Стремятся объяснить факты, связи, используя в речи обороты «потому что…»;

  • Проявляют интерес к познавательной литературе;

  • Умеют выражать свои мысли, формулировать представления об окружающем мире, событиях;

  • Применяют свои знания в жизни.

Заключение:

Изучив методическую литературу по данной теме, я значительно повысила свой профессиональный уровень. Посредством опытов и экспериментов дети смогли раскрыть перед собой удивительный мир экспериментирования. Для развития познавательной активности детей в свободной деятельности я использовала опыты. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:

• бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т.д

• дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.

• вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться, менять цвет и т. д.

• воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д

Во время проведения опытов дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать? », обращаться с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет если, учатся сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций.

































  Список литературы 

  1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655.

  2. Виноградова Н.Ф«Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

  3. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.

  4. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

  5. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

  6. Иванова А.ИМетодика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

  7. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

  1. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб, 1998.

  1. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Васильева Гульнара Витальевна

Дата: 21.04.2019

Номер свидетельства: 507880


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства