kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Самообразование педагогов дополнительного образования как фактор повышения профессиональной компетенции»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самообразование педагогов дополнительного образования

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Самообразование педагогов дополнительного образования как фактор повышения профессиональной компетенции»»

«Самообразование педагогов дополнительного образования как фактор повышения профессиональной компетенции»

 Профессиональная деятельность педагогов дополнительного образования многогранна и требует определѐнных знаний, умений, навыков и качеств.

В современной педагогической литературе данные знания, умения, навыки и качества объединяются таким понятием как «профессиональная компетентность». В последнее десятилетие происходит переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность». Тем не менее, устоявшегося определения для содержания данных понятий нет. Не существует и принятой всеми единой классификации компетенций, которая распределила бы их по ячейкам.

В целом компетентность − это характеристика, даваемая человеку в результате оценки результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач.

Знания, навыки, способности, мотивы, ценности и убеждения (т.е.
компетенции), рассматриваются как возможные составляющие компетентности, но сами по себе еще не делают человека компетентным.

Большинство исследователей соглашаются с тем, что понятие «компетентность» ближе к понятию «знаю как», чем «знаю что». Как справедливо считает И.А.Зимняя, компетентность − это категория, принадлежащая сфере отношений между знанием и практической деятельностью. По определению Д.Б.Эльконина, компетентность- это квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность, его актуализированные знания, умения, способы деятельности по определенному кругу предметов и процессов. Следуя логике положений, представленных в работах В.В.Давыдова, П.Я.Гальперина, В.Д.Шадрикова и П.М.Эрдниева мы полагаем, что характеристика компетентности основывается на интеграции обобщенных знаний и способов деятельности личности действовать в нетипичных ситуациях. Следовательно компетентность специалиста можно определить как интегративную характеристику, демонстрирующую соответствие личностных качеств и профессиональных компетенций специалиста требованиям профессиональной деятельности в тех или иных социально- экономических условиях. При этом уместно напомнить об отличии понятия «компетенция» от понятия «компетентность». Компетенция- это заданное требование к специалисту, а компетентность - актуализированное в деятельности, состоявшееся качество личности. Отсюда следует очень важный для педагогики вывод о том, что развитие компетентности специалиста возможно тогда, когда он актуализирует их в собственной деятельности.  

     На основе анализа различных определений данного понятия с учѐтом особенностей деятельности педагога можно синтезировать следующий вариант: профессиональная компетентность педагога ДОУ – это способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками.

Для качественного формирования компетентности педагога необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться  в процессе самообразования.

Педагог должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

– воспитательно-образовательной;

– учебно-методической;

– социально-педагогической.

     Наиболее эффективным способом повышения компетенции педагогов является самообразование. Способность к самообразованию, проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Особенно актуальной проблема самообразования педагогов  стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации:  в учебных заведениях - очное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары  и т.д.  Но, не для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через три - пять лет. Поэтому современная система образования   требует от  педагога постоянного  самостоятельного совершенствования знаний.

     Педагоги дошкольного учреждения осуществляют самообразование  на основе составленного на учебный год поэтапно-перспективного творческого индивидуального маршрута. При разработке маршрута повышения профессиональной компетентности мы опирались на исследования Майера А.А. о модели профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. В предложенной им структурно-функциональной модели профессиональной компетентности педагога дошкольного образования заложены этапы профессиональной подготовки педагога. Это последовательность формирования мотивационной, теоретической, технологической и результативной готовности педагога к труду. Положительными показателями системы работы по повышению компетентности педагогов дошкольного учреждения будут являться:

- работа в инновационном режиме;

- перевод педагогов  на самоконтроль;

- участие в конкурсах городского и регионального уровней;

- представление передового педагогического опыта педагогов детского сада на городском уровне, в сборниках научных статей и методических материалов регионального и всесоюзного значения.

     Таким образом, профессия педагога дополнительного образования постепенно переходит в разряд, характеризующийся высочайшим уровнем мобильности. Кроме того, она становится все более сложной, что предполагает появление новых задач, поведенческих парадигм и взглядов. Поэтому система повышения квалификации педагогов должна быть профессиональной, т.е. представлять собой связную комбинированную систему накопления академического и практического опыта, которая начинается с получения педагогического образования и продолжается в течение всей педагогической карьеры. Современный педагог дополнительного образования должен быть способен к освоению новых функций, востребованных социально-экономическими тенденциями дошкольного образования




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Никитина Наталья Николаевна

Дата: 02.02.2021

Номер свидетельства: 572120


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства