Просмотр содержимого документа
««Самообразование педагогов дополнительного образования как фактор повышения профессиональной компетенции»»
«Самообразование педагогов дополнительного образования как фактор повышения профессиональной компетенции»
Профессиональная деятельность педагогов дополнительного образования многогранна и требует определѐнных знаний, умений, навыков и качеств.
В современной педагогической литературе данные знания, умения, навыки и качества объединяются таким понятием как «профессиональная компетентность». В последнее десятилетие происходит переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность»,на понятия«компетенция», «компетентность». Тем не менее, устоявшегося определения для содержания данных понятий нет. Не существует и принятой всеми единой классификации компетенций, которая распределила бы их по ячейкам.
В целом компетентность − это характеристика, даваемая человеку в результате оценки результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач.
Знания, навыки, способности, мотивы, ценности и убеждения (т.е. компетенции), рассматриваются как возможные составляющие компетентности, но сами по себе еще не делают человека компетентным.
Большинство исследователей соглашаются с тем, что понятие «компетентность» ближе к понятию «знаю как», чем «знаю что». Как справедливо считает И.А.Зимняя, компетентность − это категория, принадлежащая сфере отношений между знанием и практической деятельностью. По определению Д.Б.Эльконина, компетентность- это квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность, его актуализированные знания, умения, способы деятельности по определенному кругу предметов и процессов. Следуя логике положений, представленных в работах В.В.Давыдова, П.Я.Гальперина, В.Д.Шадрикова и П.М.Эрдниева мы полагаем, что характеристика компетентности основывается на интеграции обобщенных знаний и способов деятельности личности действовать в нетипичных ситуациях. Следовательно компетентность специалиста можно определить как интегративную характеристику, демонстрирующую соответствие личностных качеств и профессиональных компетенций специалиста требованиям профессиональной деятельности в тех или иных социально- экономических условиях. При этом уместно напомнить об отличии понятия «компетенция» от понятия «компетентность». Компетенция- это заданное требование к специалисту, а компетентность - актуализированное в деятельности, состоявшееся качество личности. Отсюда следует очень важный для педагогики вывод о том, что развитие компетентности специалиста возможно тогда, когда он актуализирует их в собственной деятельности.
На основе анализа различных определений данного понятия с учѐтом особенностей деятельности педагога можно синтезировать следующий вариант: профессиональная компетентность педагога ДОУ – это способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками.
Для качественного формирования компетентности педагога необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться в процессе самообразования.
Педагог должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:
– воспитательно-образовательной;
– учебно-методической;
– социально-педагогической.
Наиболее эффективным способом повышения компетенции педагогов является самообразование. Способность к самообразованию, проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д. Но, не для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через три - пять лет. Поэтому современная система образования требует от педагога постоянного самостоятельного совершенствования знаний.
Педагоги дошкольного учреждения осуществляют самообразование на основе составленного на учебный год поэтапно-перспективного творческого индивидуального маршрута. При разработке маршрута повышения профессиональной компетентности мы опирались на исследования Майера А.А. о модели профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. В предложенной им структурно-функциональной модели профессиональной компетентности педагога дошкольного образования заложены этапы профессиональной подготовки педагога. Это последовательность формирования мотивационной, теоретической, технологической и результативной готовности педагога к труду. Положительными показателями системы работы по повышению компетентности педагогов дошкольного учреждения будут являться:
- работа в инновационном режиме;
- перевод педагогов на самоконтроль;
- участие в конкурсах городского и регионального уровней;
- представление передового педагогического опыта педагогов детского сада на городском уровне, в сборниках научных статей и методических материалов регионального и всесоюзного значения.
Таким образом, профессия педагога дополнительного образования постепенно переходит в разряд, характеризующийся высочайшим уровнем мобильности. Кроме того, она становится все более сложной, что предполагает появление новых задач, поведенческих парадигм и взглядов. Поэтому система повышения квалификации педагогов должна быть профессиональной, т.е. представлять собой связную комбинированную систему накопления академического и практического опыта, которая начинается с получения педагогического образования и продолжается в течение всей педагогической карьеры. Современный педагог дополнительного образования должен быть способен к освоению новых функций, востребованных социально-экономическими тенденциями дошкольного образования