kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Русские народные сказки как средство формирования знаний о животных у детей старшего дошкольного возраста с сохранным развитием

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русские народные сказки как средство формирования знаний о животных у детей старшего дошкольного возраста с сохранным развитием.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Русские народные сказки как средство формирования знаний о животных у детей старшего дошкольного возраста с сохранным развитием»


Департамент образования и науки

Брянской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Клинцовский социально - педагогический колледж»





Лузанова Вероника Юрьевна

Специальность 44.02.04.

Специальное дошкольное образование

Курс 4, группа 341

Форма обучения очная




Русские народные сказки как средство формирования знаний о животных у детей старшего дошкольного

возраста с сохранным развитием





Выпускная квалификационная работа





Научный руководитель

Бычкова Г.С._________




Клинцы

2016





СОДЕРЖАНИ


ВВЕДЕНИЕ 5

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ ПО ЗАЯВЛЕННОЙ ТЕМЕ

1.1. Русские народные сказки как литературный жанр 8

1.2. Виды русских народных сказок, их характеристика 11

1.3. Значение русских народных сказок в умственном развитии детей старшего дошкольного возраста с сохранным развитием. 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

ПРИЛОЖЕНИЕ 37




















ВВЕДЕНИЕ



Воспитанию, образованию и развитию ребёнка дошкольного возраста посвящено немало исследований. Вероятно, это связано с тем, что в силу возрастных особенностей его считают не читателем, а слушателем. Приобщение к книге - одна из основных задач художественно­-эстетического воспитания дошкольника. В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Чтение народных произведений, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности.

Знакомство с доступными ему образами начинается с первых лет жизни, особенно это прослеживается через русские народные сказки. Русские народные сказки занимают в жизни ребенка важное место.

У детей пяти - шестилетнего возраста имеются представления об основных категориях нравственности - о добре и зле, о хорошем и плохом. Воспитывая в детях добрые, гуманные чувства, необходимо одновременно вызывать у них нетерпимое отношение к полярным качествам: грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осуждения, негодования, читая и рассказывая сказки, мы должны развивать внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Русские народные сказки развивают фантазию и воображение ребёнка, а так же его творческий потенциал.

Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности.

Так, В.Г. Белинский ценил в сказках их народность, национальный характер. Он полагал, что в сказке за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения. В.Г. Белинский, глубоко понимавший природу ребенка, считал, что у детей сильно развито стремление ко всему фантастическому, что им нужны не абстрактные идеи, а конкретные образы, краски, звуки [3, с.107].

Н.А. Добролюбов считал сказки произведениями, в которых народ выявляет свое отношение к жизни, к современности. Он стремился понять по сказкам и преданиям взгляды народа и его психологию, хотел, «чтобы по преданиям народным могла обрисоваться перед нами живая физиономия народа, сохранившего эти предания» [4].

Великий русский педагог К.Д.Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему.

Ушинский К.Д. детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка; он решительно ставил народную сказку выше рассказов, опубликованных в образовательной литературе специально для детей, ибо последние, как считал великий педагог, все-таки подделка: детская гримаса на старческом лице. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка [17,с.350].

Герои русских народных сказок чаще всего животные, наделённые определёнными чертами, чаще всего человеческими. Поэтому любая сказка это отражение действительности, она учит мудрости, доброте, справедливости.

Прелесть русских народных сказок еще и в том, что этот смысл не лежит на поверхности. Пушкина А.С. писал: «Сказка ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок» [13].

Русские народные сказки важны, являются эффективным средством воспитания, обучения и развития ребёнка дошкольного возраста, они актуальны, поэтому тема нашей выпускной квалификационной работы: «Русские народные сказки как средство формирования знаний о животных у детей старшего дошкольного возраста с сохранным развитием».

Объект исследования: процесс формирования знаний о животных у детей старшего дошкольного возраста c сохранным развитием.

Предмет исследования: русские народные сказки

Цель исследования: показать, что русские народные сказки способствуют формированию знаний о животных у детей старшего дошкольного возраста с сохранным развитием.

Задачи исследования:

1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

2. Провести диагностическое обследование уровня развития знаний о животных у детей старшего дошкольного возраста с сохранным развитием.

3.Подобрать русские народные сказки для детей старшего дошкольного возраста, частично их апробировать.

Методы исследования:

1.Анализ документации воспитателя, психолого - педагогической литературы.

2.Беседа с воспитателем и детьми.

База практики:

МБДОУ №11 «Земляничка», города Клинцы Брянской области, старшая группа








ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ЛИТЕРАТУРЫПОЗАЯВЛЕННОЙ ТЕМЕ

    1. Русские народные сказки как литературный жанр

Сказка – это один из видов фольклорной прозы, встречающийся у различных народов мира. Сказки – это один из литературных жанров и в то же время один из видов народного творчества [].

Известный литературовед А. И. Никифоров дает следующее определение слову сказка: сказка- рассказ, выполняющий на ранних стадиях развития в доклассовом обществе производственные и религиозные функции, т. е. представляющий один из видов мифа; на поздних стадиях бытующий как жанр устной художественной литературы, имеющий содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающийся специальным композиционно-стилистическим построением. В динамике развития общественных форм и общественного сознания изменяется и понятие «сказка».

Педагог-психолог Т. Чернышова определяет сказку как: «особый замкнутый мир, в котором действуют законы, не применяемые в реальном мире[ ]. Ведь это действительно целый мир! И законы, по которым он живет, особые Сказками называются все общенародные устные произведения, в которых изображаются приключения фантастических героев.

Сказка, как и песня, зародились очень давно. На ранних стадиях культуры сказка, сага и миф встречаются не разделёнными и носили первоначально, производственную функцию: охотник жестом и словом приманивал испуганного зверя. Позднее вводится пантомима со словом и пением. Следы этих элементов сохранила сказка поздних стадий развития в виде драматического исполнения, напевных элементов текста и широких пластов диалога, которого в сказке тем больше, чем она примитивнее. Однако позже достаточно часто сказка получала функцию магического обряда, который использовался для воздействия на духов. Сказки сочинялись и рассказывались для того, чтобы развлекать и привлекать лесных, водных и других духов, чтобы они благоволили к рассказчику и помогали ему в его делах, будь то охота, рыбалка или же земледелие.

Жители многих народов: алтайцы и чукчи употребляли сказки в качестве заклинаний. Кроме того, у многих народов сказка прямо входит в религиозные обряды. Это видно при исследовании этого вида народного творчества у таджиков и чукчей. Даже русская сказка входила в свадебный обряд. Именно благодаря такому культовому значению сказки многие народы мира имеют четкую регламентацию рассказывания сказок. У некоторых народов сказки нельзя говорить днем или летом, а только ночью после захода солнца и зимой. В настоящее время сказки служат для забавы и интересного времяпровождения. Главными их слушателями и читателями являются дети. Народ не относится к сказкам с такой серьезностью, как это было раньше. По убеждению людей сказка – это порождение фантазии. Такое отношение к этому виду творчества выражено самим народом словами: «сказка - складка, песня – быль» [ ]. Нужно отметить, что сказки очень рано превратились у нас в источник забавы. Вопреки народному убеждению, сказки не являются чистой воды вымыслом. Именно в сказках отразились быт и воззрения, принадлежащие нашим древним предками, и которые во многом не дошли до нас. Являясь, по сути, продуктом творчества очень древних, преимущественно языческих времен, сказки наравне с другими видами устного творчества, стали рано подвергаться преследованию со стороны духовенства.

Однако, несмотря на все запреты сказки, никогда не сходили с уст народа. Именно благодаря этому, хотя и в измененном виде, они дошли до наших дней. В сказках всегда различают определенный мотив. Мотив – это простейшая повествовательная художественная единица. В русских сказках таким мотивом часто служило гонение на младшего в роде. Мотивы сказок часто были связаны с происходившими в обществе процессами. Они делятся на общинные, связанные с производственно-бытовыми социально-экономическими формами общества. Кроме того, мотивы суеверно-волшебные, т. е. или те же общинные мотивы с выветрившимся, забытым их реализмом, или мотивы, созданные намеренным переосмыслением действительности. Так же в сказках встречаются культурные мотивы, которые связаны с развитием человеческой культуры и техники с позднейшими стадиями развития общества, с фактами классовой борьбы и т. д.

В сказках используются самые разнообразные сказочные образы. В разные периоды истории эти сказки менялись. Русская сказка имеет свои излюбленные образы. Сказочный образ менялся параллельно с изменением быта. Следует отметить, что с переходом сказки из мифотворчества в художественное творчество в ее композиции появляется характерная особенность, которая заключается в любовании действием, т. е. замедление. На более поздней ступени на территории феодальной Европы, сказка еще более усложняет свою структуру. В этот период миф и героическая сага постепенно утрачивают свои сакральные или научные функции, опускались до состояния сказки, вливались в нее, обогащая ее репертуар и образуя подчас в сказке особые потоки и особые разновидности сказочного жанра. Позднее потребность смеха породила сатирический и юмористический вид сказки. Художественная литература так же служила еще одним источником обогащения сказки.

Таким образом, современная сказка впитала в себя материал разных источников, подчиняя его известному комплексу принципов специфической сказочной композиции. «Недаром романтики и народники - исследователи сказок — склонны были видеть в ней поэтическую формулу философии жизни, представители исторической школы толковали ее как культурно-исторический памятник, а формалисты находили в ней особенно убедительный материал для развлекательной концепции словесного искусства» [ ] .







    1. Характеристика видов русских народных сказок

Сказка - один из жанров литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом. Как правило, сказки рассчитаны на детей.

Народные сказки делятся на три группы:

1.Сказки о животных - самый древний вид сказки. В них свой круг героев. Животные разговаривают и ведут себя как люди. Лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, заяц труслив.

2.Бытовые сказки - герои этих сказок - крестьянин, солдат, сапожник - живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости.

3.Волшебные сказки - герои волшебных сказок борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или похищенной жены.

Волшебная сказка

В волшебной сказке человек общается с существами, каких не встретишь в жизни: Кощеем Бессмертным, Бабой Ягой, многоголовым Змеем, великанами, колдунами-карликами. Тут и невиданные звери: Олень-Золотые рога, Свинка-Золотая щетинка, Сивка-бурка, Жар-птица. Нередко в руки человека попадают чудесные предметы: клубочек, кошелек-самотряс, скатерть-самобранка, дубинка-самобойка. В такой сказке все возможно!

Начинается волшебная сказка с того, что главный герой по тем или иным причинам уходит из родного дома, а затем - и из обычного мира. Все, что совершает персонаж волшебной сказки, чаще всего, происходит в чужом, странном мире: в медном, серебряном, золотом царстве, или в далеком тридевятом царстве-тридесятом государстве[ ].

Почти никаких примет русского быта в волшебной сказке нет. Разве что сами люди - русские. Возвратившись в человеческий мир, герой переходит из одного царства в другое, становится царем. Однако всюду живет один народ. Другие народы находятся где-то далеко, за морем (заморские купцы, заморские вина).

Предположительно волшебная сказка окончательно сложилась на Руси в эпоху Средневековья, когда вся страна была раздроблена на отдельные земли и княжества. Но зародилась она гораздо раньше, еще до принятия христианства: в те времена на Руси поклонялись языческим богам. В волшебной сказке о религии говорится очень редко, случайно.

Мир волшебной сказки - мир многобожия, т.е. язычества. Человеку помогают или стараются помешать древние властители стихий, природных сил: Солнце, Месяц, Ветер, Морозко, Водяной, Морской царь. Священника в волшебной сказке не встретишь - все колдуны да ведьмы.

Главный герой сказки всегда молод. По представлениям первобытного человека, мудрость можно было получить только от предков. Но предки находятся в другом мире. Вот откуда все эти походы в разные царства.

Многие волшебные сказки рассказывают о воинском подвиге. Но сказочные герои сражаются не за Русь, не за Русскую землю. Они добывают для царя какое-либо диво дивное, чудесный предмет.

Волшебная сказка на протяжении столетий передавалась устным путем. Иногда сознательно, иногда случайно сказитель что-то изменял, что-то добавлял. Так создавались произведения, похожие друг на друга, но не в точности одинаковые.

Сказка учит смелости, доброте и всем другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести[ ].

Бытовую сказку называют еще социально-бытовой, сатирической или новеллистической. Появилась она гораздо позднее волшебной.

Новеллистическая сказка точно передает быт, обстоятельства народной жизни. Правда соседствует с вымыслом, с событиями и действиями, которых на самом деле быть не может. Например, жестокую царицу исправляют тем, что на несколько дней меняют местами с женой драчуна-сапожника.

В волшебной сказке - два мира, в бытовой - один.

Здесь все обыкновенно, все происходит в повседневной жизни. В бытовой сказке противопоставляются слабый и сильный, богатый и бедный.

Сказка с уважением относится к хорошим, умелым работникам, высмеивает неумех, лодырей.

Во всех самых старых преданиях и мифах о героях, которые приносили человечеству какие-то знания и ремесла, то или иное открытие, эти знания и открытия были похищены у высших существ, богов [ ].

Неудачи преследуют в сказке всех, кто в реальной жизни господствовал над народом, обирал его, обижал. Мужик берет верх над барином, работник - над попом, солдат - над генералом, а младший, обиженный в семье над самодурами стариками. Начало сказки соответствует действительному, несправедливому положению дел, а конец обязательно разрушает эту несправедливость.

Сказки о животных, как и волшебные сказки, возникли в глубокой древности, в них отражаются забытые верования, обряды, представления. Тут и память о родовых тотемах, и вековой опыт общения первобытных охотников и скотоводов с животными. В древности такие сказки рассказывали перед началом охоты, и это имело магическое значение. В наше время их рассказывают детям. И говорится в них о повадках, проделках и обыкновенных приключениях диких и домашних зверей, о птицах и рыбах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми. Да и характер зверей уподобляется человеческому. Медведь - глуповат, заяц - трусоват, волк-жаден. А Лиса Патрикеевна - хитрее хитрых, обманет кого хочешь.

Сказок о животных существует несколько видов.

Жили-были дед да баба, и была у них курочка ряба- Замечательная сказка! Коротенькая, ничего лишнего. Подобные сказки рассчитаны на самых маленьких. Слушая их, малыш многое узнает, развивает ум, фантазию.

Известно около пятидесяти сюжетов сказок о животных. Герои их - лиса и медведь, лиса и петух. Особенно часто говорится об отношениях лисы и волка.

Лиса и мужика обманула, притворилась мертвой, а потом перекидала из саней на дорогу всю рыбу. Такие сказки для ребят постарше - тех, кто уже начал осваивать мир за стенами родного дома. А сказка о том, как мужик с медведем делил урожай («тебе - вершки, мне – корешки»), учит смекалке, дает ребенку первоначальные знания о растениях, которые кормят человека.

В сказках для самых маленьких нередко встречаются стихотворные и песенные вставки - это и запоминание облегчает, и слух развивает, и развлекает. А длинные, бесконечные сказки - это и игра, и упражнение в речи, в логическом мышлении. Особенно полезны так называемые цепевидные сказки, где надо очень внимательно следить за порядком эпизодов, за их логикой [ ].

Таким образом, читая сказку, человек волнуется, переживает, а когда, наконец, все благополучно заканчивается, испытывает удовольствие, как от любой другой хорошей книги. Сказка сегодня - не полуразрушенный памятник далекого прошлого, а яркая, живая часть нашей национальной культуры [ ].


















1.3. Значение русских народных сказок в умственном развитии детей старшего дошкольного возраста с сохранным развитием.


Опыт показывает, что эффективность учебно-воспитательной работы порою немало зависит от умелого использования педагогических традиций народа, в которых, что очень важно, обучение и воспитание осуществляется в гармоническом единстве. Одной из народных форм обучения и воспитания подрастающего поколения выступает сказка. Сказки русского народа К.Д.Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа [7 ]. Сказки, являясь художественно-литературными произведениями, одновременно были и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний.

Сказка - сокровищница народной педагогики, более того, в них содержатся педагогические идеи. Великие русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе.

Причину успеха сказок у детей Ушинский К.Д. видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. «В народной сказке, - писал он, - великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы»[ ].

По мнению Ушинского К.Д. природные русские педагоги - бабушка, мать, дед, не слезающий с печи, понимали инстинктивно и знали по опыту, какую огромную воспитательную и образовательную силу таит в себе народная сказка. Как известно, педагогическим идеалом Ушинского К.Д. являлось гармоническое сочетание умственного и нравственно-эстетического развития. По твердому убеждению великого русского педагога, эта задача может быть успешно выполнена при этом условии, если в воспитании будет широко использован материал народных сказок. Благодаря сказкам, в душе дитяти с логической мыслью срастается прекрасный поэтический образ, развитие ума идет дружно с развитием фантазии и чувства[ ].

Велика образовательная роль сказок. Встречается утверждение, что педагогическое значение сказок лежит в плоскости эмоциональной и эстетической, но не познавательной. С этим нельзя согласиться. Уже само противопоставление познавательной деятельности эмоции в корне неверное: эмоциональная сфера и познавательная деятельность неотделимы, без эмоции, как известно, познание истины невозможно. Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Нередко ребенок заключает: «Так в жизни не бывает». Невольно возникает вопрос: «А как бывает в жизни?». Уже беседа рассказчика с ребенком, содержащая ответ на этот вопрос, имеет познавательное значение. Следует отметить, что познавательное значение сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и традиций и даже на бытовые мелочи. Главное в сказке, конечно, моральный вывод: нужно прислушиваться к голосу старых, учитывать их житейский опыт, иначе будешь наказан. Но для детей она содержит также и познавательный материал: на масле жарят, а не варят, следовательно, нелепо кашу варить без воды, на одном масле. Детям обычно об этом не говорят, потому что в жизни никто и не делает так, но в сказке дается наставление детям, что всему свое место, что во всем должен быть порядок. Вот другой пример. В сказке «Скупому – копейка» рассказывается о том, как умный портной договорился с жадной старухой платить ей за каждую «звездочку» жира в супе одну копейку. Когда старуха клала масло, портной ее приободрял: «Клади, клади, старуха, больше, не жалей масла, ведь недаром я тебя прошу: за каждую «звездочку» копейку заплачу». Жадная старуха клала масла все больше и больше, чтобы получить за это много денег. Но все ее старания дали доход одну копейку. Мораль этой сказки проста: не будь жадным. В этом основная идея сказки. Но и познавательный ее смысл велик. Почему, - спросит ребенок, - у старухи получилась одна большая «звездочка»? Не имея возможности обстоятельно разобрать все черты сказок, остановимся лишь на таких наиболее характерных их особенностях, как народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность и забавность и, наконец, дидактизм.

Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, - и окружающая природа. В верованиях народа было немало суеверного и темного. Это темное и реакционное - следствие тяжелого исторического прошлого трудящихся. В большинстве же сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок. В сказках, особенно в исторических, прослеживаются межнациональные связи народов, совместная борьба трудящихся против иноземных врагов и эксплуататоров. В ряде сказок имеются одобрительные высказывания о соседних народах. Во многих сказках описываются путешествия героев в чужие страны, и в этих странах они, как правило, находят себе помощников и доброжелателей трудящиеся всех племен и стран могут договориться между собой, у них общие интересы. Если сказочному герою приходится вести в чужих странах ожесточенную борьбу со всевозможными чудовищами и злыми волшебниками, то обычно победа над ними влечет за собой освобождение людей, томящихся в подземном царстве или в темницах чудовищ.

Таким образом, русские народные сказки играют важную роль в воспитании ребенка, это лучшие произведения для детей, которые заставляют задуматься всерьез о том, как себя вести, каким человеком расти, как беречь все живое, окружающее, как относится к младшим и старшим.

Русские народные сказки помогают воспитывать лучшие нравственные качества: честность, трудолюбие, вежливость, любовь к окружающим.

Сказки являются неотъемлемой составляющей детского воспитания. Приобщение детей к ним способствует совершенствованию их умственных способностей.

Роль сказки в жизни ребенка огромна. Для детей сказка является особой реальностью, она способствует усвоению нравственных понятий, пониманию мира человеческих чувств. Сказка позволяет детям познать окружающий мир, помогает развить их творческие способности, способствует развитию личности. Они являются прекрасными детскими произведениями с большим количеством ярких и запоминающихся персонажей, которые очень нравятся детям.



























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Русские народные сказки сопровождают человека с первых лет его жизни. Общеизвестно ее воздействие на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольников.

Значение русских народных сказок открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя представления ребенка об окружающем мире, сказки воздействует на личность малыша, развивает умение чувствовать форму и ритм родного языка.

Используя русские народные сказки как готовый культурный материал, воспитатель и родители выступают проводниками детей в миры, создаваемые книгой, и в то же время не остаются безучастными исполнителями, а, как партнеры, вместе с ними удивляются, восхищаются, огорчаются, предвосхищают возможные коллизии — сопереживают персонажам в происходящих с ними событиях.

Воспитание интереса к чтению книг не должно ограничиваться каким- либо одним аспектом, как это часто делается: например, творческое восприятие художественных произведений формируется только на занятиях по развитию речи. Такое воспитание должно проводиться не только и не столько на занятиях, сколько в свободной жизнедеятельности, и прежде всего в семье.

Старшие дошкольники проявляют большой интерес к русским народным сказкам, осмысленно воспринимают их.

В дошкольном возрасте развивается восприятие сказки. Чтобы обрести смысл жизни, ребенок должен выйти за узкие границы сосредоточенности на самом себе и поверить в то, что он сделает значительный вклад в окружающий мир, если не сейчас, то, по крайней мере, в будущем. Всему этому как раз и способствует сказка. Она проста и в то же время загадочна. Сказка умеет завладеть вниманием ребенка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, обрести чувство удовлетворенности тем, что он делает.

В мир сказок ребенка вводят взрослые. Они могут способствовать тому, чтобы сказка действительно становилась волшебницей, которая может преобразить ребенка и его жизнь.

Взрослея, мы перечитываем сказки, и каждый раз нам отрывается что-то новое: новое видение, новый оттенок чувств и эмоций.

Сказка – особый вид устного народного творчества. Она пришли к нам из далекого прошлого. Так наши предки выражали свое отношение к действительности, к окружающему миру, пытались объяснить главные законы жизни. Менялась действительность, менялись и сказки, но всегда оставался главный смысл: безудержная вера в добро, в силу духа, в любовь.

Условно русские народные сказки делят на три группы: бытовые, сказки о животных и волшебные. И у каждой свои особенности. Бытовые, например, учат, что счастье не измеряется в деньгах. А настоящее счастье – это семья, труд, любовь. Не случайно бедный крестьянин всегда умнее и счастливее богатого барина.

Сказки о животных – настоящая летопись человеческих отношений. Каждое животное наделено особыми чертами. Медведь всегда добродушен и силен, волк – сильный, но глупый и грубый, лиса – воплощение женской хитрости и изворотливости, заяц – «свой парень», но трусоват и беззащитен.

Таким образом, русские народные сказки имеют большое значение в формировании знаний о животных. Они учат добру, справедливости, умению прийти на помощь.




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Аникин, В.П. Русская народная сказка/ В. П. Аникин – М., 2014 – С. 430.

2. Афанасьев, А.Н. Народная русская сказка/ А. Н. Афанасьев - М., 2009 – С.111.

3. Белинский, В.Г. Полное собрание сочинений /В.Г. Белинский – М., 2013 – С. 107.

4. Добролюбов, Н. А. Социальная педагогика / Н. А. Добролюбов - М., 2009.

5. Волков, Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков – М., 2011.

6. Лазутин, С.Г. Русское устное народное творчество / С.Г. Лазутин - М.,2013.

7. Бачавер, С. К. Народная сказка как средство стихийной психотерапии / С. К. Бачавер - М., 2012-С. 3-14.

8. Ожегов, С.И./ Толковый словарь русского языка // Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова - М., 2015 – С. 944.

9. Пастернак, Н.Н. Сказки нужны ребенку как воздух// Дошкольное образование.- № 8-2011. С. 23-35.

10. Попов, Л.К., Путешествие в страну добродетелей./ Л.К. Попов – С-П., С. 2013 – 108.

11. Пропп, В.Я. Русская сказка/ В. Я. Пропп – Л., 2014. С. 263.

12. Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки/ В. Я. Пропп – Л., 2015 С. 415.

13. Русское народное поэтическое творчество. Под ред. Кравцова Н.И. Хрестоматия.- М.: Литература, 2009

14. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям/В. А. Сухомлинский – М., 2012. С. 287.

15. Стаценко, Р. Р. Методика ознакомления детей с художественным словом//Дошкольное воспитание- № 7 -2013. С. 6-11.

16. Ткацкий, И. Л. Спешите творить благо//Пионер – 2009 - №5 С. 55.

17. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений. Детский мир и хрестоматия/К. Д. Ушинский – М., 2013.С. 350.

18. .http://vihra.ru/nravstvennoe-vospitanie-detej-s-pomoshhyu-russkix-narodnyx-skazok/

19. .http://www.maam.ru/detskijsad/statja-na-temu-znachenie-skazok-v-zhizni-nashih-detei.html

20. .http://ped-kopilka.ru/pedagogika/ruskaja-narodnaja-skazka-kak-provodnik-kultury-v-serdce-reb-nka.html

































13



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бычкова Галина Стефановна

Дата: 25.05.2016

Номер свидетельства: 330280

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(240) "Русские народные сказки как средство формирования знаний о животных у детей старшего дошкольного  возраста с сохранным развитием."
    ["seo_title"] => string(144) "russkiie-narodnyie-skazki-kak-sriedstvo-formirovaniia-znanii-o-zhivotnykh-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-s-sokhrannym-razvitiiem-1"
    ["file_id"] => string(6) "330282"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1464178811"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(289) "Консультация для педагогов «Приобщение к культурным ценностям своего края, как средство формирования морально-этических норм у детей дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_pedagogov_priobshchenie_k_kulturnym_tsennostiam_svoego_kraia_"
    ["file_id"] => string(6) "618913"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1669906483"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства