Роль заведующего в системе непрерывного образования педагогов ДОУ
Роль заведующего в системе непрерывного образования педагогов ДОУ
Одной из важных задач в деятельности руководителя ДОУ по организации методической работы является мобилизация всех членов педагогического коллектива на активное участие в повышении квалификации и формирование у педагогического коллектива технологии профессиональной деятельности
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль заведующего в системе непрерывного образования педагогов ДОУ»
Роль заведующего в системе непрерывного образования педагогов ДОУ
Одной из важных задач в деятельности руководителя ДОУ по организации методической работы является мобилизация всех членов педагогического коллектива на активное участие в повышении квалификации и формирование у педагогического коллектива технологии профессиональной деятельности. Для этого руководитель ДОУ внимательно изучает личность педагогов, их отношение к методическим проблемам, определяет совместно с заместителем заведующего по воспитательной и методической работе, кто из педагогов окажется в авангарде, в инициативной группе, а кто может войти в “группу сопротивления” - новым идеям.
Заведующая ДОУ активно управляет системой непрерывного образования через систему стимулирования и поощрения.
Процесс управления ДОУ представляет собой замкнутую цепочку управленческих шагов, где в обязательном порядке присутствуют шесть составляющих: анализ состояния, прогноз, проектирование, моделирование, реализация, контроль, анализ результатов.
Направления деятельности заведующей ДОУ.
Управление системой непрерывного образования - одна из ведущих задач в деятельности руководителя образовательного учреждения.
Всем известно, что управление, как любой процесс, выполняет следующие основные функции:
Информационно-аналитическую
Мотивационно-целевую
Планово-прогностическую
Организационно-исполнительскую
Контрольно-диагностическую
Контроль за качеством непрерывного образования педагогов в ДОУ занимает большое место в деятельности руководителя. При этом используются практически все виды и все формы контроля и огромное разнообразие методов проведения контроля. Но для проведения контроля необходима программа его реализации.
Программа изучения (анализа) СНО внутри ДОУ
Мы заложили сюда следующие параметры:
Уровень адаптации нового работника к условиям работы ДОУ
Уровень профессиональной компетентности (молодых педагогов и стажистов)
Рост профессионального мастерства педагогов (который можно проверить по сравнительной характеристике профессиограм и диагностических карт профессионального мастерства)
Владение педагогами новыми теоретическими знаниями, профессиональными умениями, педагогическими технологиями (общего характера и специфичными для нашего образовательного учреждения)
Качество методического сопровождения процесса обучения педагогов
Передовой педагогический опыт, его количественные и самое главное качественный показатель - это востребованность этого опыта на уровне ДС, города, области, края
Влияние передового педагогического опыта на рост профессионального мастерства
Уровень и качество самообразования педагогов, влияние работы по самообразованию на рост профмастерства
Дифференциация форм и методов работы с педагогами: (Вновь прибывшие; перемещенные на новые должности; участниками инновационных процессов; имеющими замечания по результатам контроля)
Степень активности (пассивности) педагогов на занятиях
Полнота информации преподносимая педагогам в СНО
Соблюдение требований к организации работы по обучению педагогов в рамках СНО
Активность применения педагогами знаний полученных на занятиях СНО
Результативность СНО за контрольный период
Однако для того, чтобы качественно провести анализ работы СНО необходимо знать параметры оценки качества управления.
Параметры оценки качества управления СНО педагогов ДОУ.
1 блок. Ресурсное обеспечение деятельности
Наличие нормативно-правовой базы по вопросу непрерывного образования педагогов
Приказы, положения, методические рекомендации федерального, регионального и муниципального уровня
Заявки на ОМП, диагностические карты профмастерства, перспективные планы курсовой переподготовки и аттестации педагогов и другие локальные документы
Методические письма, рекомендации по организации непрерывного образования педагогов
Концепция НО, образовательные программы непрерывного образования
Кадровое обеспечение
Количественный и качественный анализ кадров ДОУ
План повышения компетентности педагогов внутри ДОУ
Принятие управленческих решений по обеспечению роста профессионального мастерства педагогов
Материально-технические условия
Достаточность методического оснащения
Наличие условий саморазвития и самореализации педагогов
2 блок. Отражение вопросов управления СНО в нормативно-правовых актах ДОУ
Образовательная программа
Программа развития
Годовой план разделы: (методическая работа, контроль, работа с кадрами, административная деятельность)
3 блок. Содержание непрерывного образования
Соответствие содержания СНО приоритетным направлениям работы ДОУ (потребности ДОУ в дополнительных образовательных услугах; потребности педагогов; профессиональному уровню педагогов)
Наличие работы по самообразованию педагогов
Организация медико-психологического сопровождения обучения педагогов на рабочих местах
Наличие методического банка
4 блок. Управление и контроль
Соблюдение санитарных норм, правил ОТ и ТБ при организации обучения педагогов ДОУ
Учет индивидуальных возрастных и психофизических возможностей педагогов
Рациональность временных затрат
Учет принципов НОТ при организации обучения взрослых
Соблюдение сбалансированности форм и методов работы в СНО
Наличие обратной связи
Перспективы в развитии системы непрерывного образования
Когда мы проанализировали, все что происходит с системой непрерывного образования на сегодняшний день, и о чем нам говорят последние научные публикации, концепции непрерывного образования, установки различных органов управления образования, то мы поняли, что перспективы прячутся в следующем:
это в работе с будущим. (Мы постоянно изучаем социальный запрос наших родителей, школы, то каким они хотят видеть наших детей)
в программирование системы непрерывного образования. (Формы методической работы по способу организации с учетом уровня профессионального мастерства: “школа исследователя”; “годичные команды педагогов”; “школа профессионального мастерства”; “школа высшего педагогического мастерства”; “школа передового опыта”; “педагогическая мастерская”; “мастер — класс”; “творческие микрогруппы”; “кружки качества”; “временные творческие коллективы”; “временные научно исследовательские коллективы”; “творческие лаборатории”; “кафедра”.
в совершенствовании профессиональной компетентности, т. е. в использовании компетентностного подхода; (необходимо формировать не только профессиональную компетентность, но и рассматривать вопросы, которые относятся к блоку личностной компетентности, т.е. формировать коммуникативную компетентность, социальную)
в вариативности и дифференцированности содержания форм, методов непрерывного образования. (На сегодняшний день мы используем дифференцированные формы работы по повышению профессионального мастерства педагогов. И начата работа по персонификации)
в диагностичности;
в усилении методического сопровождения. (Переходя на персонификацию разработать индивидуальные программы непрерывного образования)
в проектировочных формах и методах работы. (Их надо более активно использовать, потому что в системе непрерывного образования, они на сегодняшний день и нами используются недостаточно активно)
в здоровьесбережении. (Очень серьезно надо подумать, над здоровьесбережением самих педагогов, потому что думая о здоровьесбережении детей, мы забываем о том, что называется на сегодняшний день педагогическим выгоранием, педагогическим стрессом, затяжным стрессовым состоянием)