kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль творчества в сохранении профессионального долголетия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровье педагога.Оно необходимо не только для профессионального долголетия, но и для здоровья воспитанников. Здоровый педагог- здоровые дети.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль творчества в сохранении профессионального долголетия»

Роль творчества в сохранении профессионального долголетия



Широкое признание в последние годы находит концепция профессионального здоровья педагога, разработанная Л.М. Митиной, согласно которой основными его показателями являются такие интегральные характеристики личности, как педагогическая направленность, компетентность (прежде всего коммуникативная), педагогическая гибкость [20]. Такой подход к здоровью педагога предполагает, прежде всего (и здесь мы солидарны с Л.М. Митиной) усиление мотивации на педагогический труд, сотрудничество с детьми, родителями воспитанников. Формирование интереса к ребенку и к педагогической деятельности (причем не только на этапе подготовки специалистов дошкольного образования, но и на последующих этапах); поддержание, активизацию педагога в период непосредственной профессиональной деятельности.

Говорить о педагогической гибкости и не коснуться творчества — значит обойти стороной чрезвычайно важное. Ведь в процессе педагогического творчества проявляется и развивается гибкость педагога, как интеллектуальная, так и эмоциональная, и поведенческая. В процессе творчества, импровизации педагог находит новые необычные, нестандартные способы, приемы работы, которые часто оказываются наиболее оптимальными. Творческая работа требует гибкой личности, способной осознавать трудности педагогического процесса и конструктивно, оригинально, нетрафаретно разрешать их. Возникающие сложные ситуации для творческого педагога выступают, своеобразными стимулами для дальнейшего развития и самосовершенствования. Важно и то влияние, которое оказывает творческая деятельность на личность педагога — она создает бодрое настроение, уверенность в своих силах, вызывает положительные эмоции, что так значимо для психологического здоровья. Не случайно все более широкое признание получают в настоящее время идеи о роли творчества, реализации творческого потенциала личности как условия излечения неврозов, как о средстве коррекции эмоциональной сферы, профессионального самосохранения [7;18].

В укреплении здоровья педагога могут помочь и стратегии, приемы, способы сохранения профессионального долголетия, рекомендуемые специалистами в этой области для каждого, проявляющего в нем заинтересованность [17; 21]. Перечислим некоторые из них:

смыслотворчество — изыскание новых смыслов своей трудовой и профессиональной деятельности;

внутренняя гармония — способность жить в согласии с самим собой;

понимание себя как индивидуальности, видение самобытности своей личности и осуществление действий не вопреки своей индивидуальности, а в союзе с ней;

умелое сочетание чужого опыта профессионального сохранения с выработкой своего индивидуального стиля, в том числе индивидуальной системы адекватных средств преодоления нежелательных эмоциональных состояний, защиты от враждебных обстоятельств;

сознательное погашение в себе патогенного мышления (с характерными для него тенденциями лелеять и сохранять в себе обиду, страх, ревность, стыд, отсутствием рефлексии, длительным «проигрыванием» в голове ранее пережитых ситуаций неудачи) и овладение саногенным мышлением (со свойственными ему рефлексивностью, способностью отделить себя как субъекта от собственных переживаний, погрузиться в состояние покоя, мира, концентрировать внимание на объектах размышления);

усиление авторства своей профессиональной жизни даже в сложных обстоятельствах, акцент на своих достижениях, поддержание у себя стремления к самовыражению, самоактуализации в личностно значимых и доступных сферах деятельности.

Хочется еще раз вспомнить слова А. Маслоу, считавшего, что люди, достигшие вершин самоактуализации, могут расцениваться как живые эталоны психологического здоровья. «Люди с высокой степенью самоактуализации, — писал основоположник гуманистической психологии, — самые здоровые в психологическом смысле люди — имеют очень высокие показатели развитости когнитивных и перцептивных способностей» [18]. Не потому ли все более широкое распространение и признание сегодня получает подход к здоровью как к структурообразующему компоненту духовной сферы человека и условию его творчества [3]?

В основе «нездоровых» моделей поведения часто лежат иррациональные мысли и убеждения. Они характеризуются сильными неприятными переживаниями — гневом, беспомощностью, растерянностью, раздражением. Часто в них используются слова «должен», «обязан». Такие установки всегда пессимистичны и предполагают неудачный исход: «Я этого не выдержу», «Я не смогу этого сделать», «У меня ничего не получится». Их необходимо вовремя выявлять и систематически замещать на рациональные убеждения, способствующие мобилизации внутренних психологических ресурсов и укрепляющие уверенность в собственных силах. Полагаем, что предлагаемые ниже советы помогут в этом:

• Подмечайте свои достижения, успехи и хвалите себя за них, радуйтесь достигнутым целям.

• Не «пережевывайте» в уме случившиеся конфликты и допущенные ошибки. Осознайте их причину, сделайте выводы и найдите выход.

• Если возникла проблема, конфликт, решайте их своевременно и обдуманно.

• Формируйте активную жизненную позицию, особенно по отношению к профессиональным стрессам (стрессы — это аромат и вкус жизни (Г. Селье)).

• Определите предел своих возможностей. С уважением относитесь к своему организму, не переутомляйтесь, будьте всегда в хорошей физической форме.

• Признавайте за любым человеком право на свободное проявление его индивидуальности. Каждый проявляет свою индивидуальность так, как ему удобно, а не так, как это делаете вы или как это вам бы хотелось. Будьте гибче в оценках других людей, не старайтесь переделать партнера, подогнать его под себя. Для этого:

— уважай мнение другого, ибо оно интересно и дорого ему;

— не требуй от человека максимального, ибо идеальных людей не бывает;

— проявляй уважение к мнению собеседника, даже если ты его совсем не разделяешь;

— не раздражайся неловкостью, несообразительностью слабостью — сам таким бываешь.

• Научитесь управлять своим эмоциональным состоянием, развивайте свою эмоциональную устойчивость.

Успеха скорее добивается тот, кто ежедневно проводит «чистку» своих взглядов, пересматривает устаревшие убеждения, работает над своими мыслями, учится выражать свои желания только в позитивной форме. Это поможет понять, что только мы сами несем стопроцентную ответственность за все события своей жизни.

Каждому педагогу целесообразно и вполне реально построить свою индивидуальную программу профессионального самосохранения. Результатом и показателем ее эффективности будет физическое и профессиональное творческое долголетие.

Читатель, наверное, заметил, что в нашем разговоре о здоровье специалистов дошкольного образования особое внимание было уделено овладению психологической культурой, самовоспитанию, саморазвитию способности и умений сохранять, укреплять, активизировать защитные, компенсаторные, регуляторные механизмы, обеспечивающие развитие личности педагога, его работоспособность и эффективность. Такой акцент был сделан не случайно, поскольку именно данные механизмы, процессы и качества составляют основу профессионального здоровья педагога. Будем же стремиться к сбережению и укреплению как физического, так и психологического, профессионального здоровья, прислушаемся к французскому философу и писателю Мишель Монтенью: «Здоровье — это драгоценность и притом единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной».

Здоровье педагога... Оно необходимо не только для его профессионального долголетия, но и здоровья воспитанников. Здоровый педагог — здоровые дети.

Литература

1. Башлакова, Л.Н. Коррекция эмоционального отношения педагогов к детям [Текст] Методические рекомендации / Л.Н.Башлакова, С.С.Харин – Минск – 1995.

2. Бадалев, А.А. Здоровье как структурообразующий конструкт духовной сферы человека и условие творчества человека [Текст] / А.А.Бадалев, В.Т.Гаджин, А.А.Деркач // Мир психологии. – 2000. - №1. – С. 89-95.

3. Белая, К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ [Текст] / К.Ю.Белая – М.: ТЦ.Сфера, 2005.

4. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других [Текст] / В.В.Бойко – М., 1996.

5. Боно,Э Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении [Текст]: пер. с англ. / под общ. Ред. О.К.Тихонова / Э.Боно – М.,1976.

6.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике.— СПб.: Питер, 2001.

7. Бурдо, М Е. Терапия творческим самовыражением [Текст] / М.Е.Бурдо – М., 1989.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Роль творчества в сохранении профессионального долголетия

Автор: Кострякова Татьяна Борисовна

Дата: 06.12.2017

Номер свидетельства: 442539


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства