"Роль театрализованной деятельности в речевом развитии детей с диагнозом ОНР"
"Роль театрализованной деятельности в речевом развитии детей с диагнозом ОНР"
Театрализованная деятельность положительно влияет на развитие детей с нарушениями речи. Перевоплощаясь в какого-либо персонажа, дошкольник старается произносить слова выразительно, интонационно правильно, эмоционально.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Роль театрализованной деятельности в речевом развитии детей с диагнозом ОНР"»
РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ДИАГНОЗОМ ОНР
Шестакова Н.В.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №77 «Зоренька» комбинированного вида
Дети с тяжёлыми нарушениями речи имеют бедный словарный запас, не могут связно выражать свои мысли и чувства, многие из них несколько отстают от сверстников в интеллектуальном развитии. В 5-6 лет многие из них не были в театрах, кинотеатрах, музеях. Дети не знают самых простых слов, не могут построить фразу, соблюдая грамматические правила родного языка. Речь детей невыразительна, монотонна. Родители из, казалось бы, социально благополучных семей часто не уделяют должного внимания эстетическому, познавательному и речевому развитию детей. Поэтому в нашей старшей группе для детей с общим недоразвитием речи мы решили через проектную деятельность познакомить детей с различными видами театра, и через театрализованную деятельность формировать у детей речевую и коммуникативную компетенции.
В основе проекта – идея развития связной, выразительной, грамматически правильной речи детей через игры-драматизации, а так же формирование заинтересованности детей в потребности заниматься театрализованной деятельностью с педагогами и самостоятельно в свободное время.
В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, развитию выразительности речи, формированию связности высказываний, раскрытию творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции. Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, тесно связанный с:
Поэтому, мы считаем, реализация проекта позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Цели проекта:
Приобщать детей к театрализованной деятельности.
Развивать речь и коммуникативные навыки у детей.
Создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.
Задачи проекта:
Расширять представления детей о театре, его видах, профессиях, атрибутах.
Создавать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на сближения детей, родителей и педагогов ДОУ.
Формировать в ДОУ художественно-эстетическую творчески развивающую предметную среду.
Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников.
Прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).
Способствовать формированию эстетического вкуса.
Обеспечить взаимосвязь с другими видами деятельности: изобразительной, музыкальной, художественной литературой, конструированием.
Приобщать взрослых и детей к театрально-исполнительской деятельности.
Приобщать родителей к культурно-досуговой жизни ДОУ.
Принципы реализации проекта:
Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей.
Принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.
Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи.
Участники проекта: Педагоги (воспитатели, учитель-логопед)– дети – родители старшей группы «Родничок» для детей с общим недоразвитием речи МБДОУ №17 «Ручеёк».
Тип проекта: Творческий.
Срок реализации: с декабря 2015 по конец января 2016 года.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный (определение темы проектной деятельности, планирование, анкетирование родителей, обследование детей через беседу);
Основной (реализация непосредственной образовательной деятельности логопеда, воспитателей, постановка сказки «Ёлочка» с детьми, обогащение предметно-развивающей среды группы с привлечением родителей, организация игр детей с использованием различных театральных атрибутов);
Заключительный этап: организация совместного с родителями мероприятия «Театр собирает друзей», где дети и родители играют в подражательные игры, дети показывают родителям драматизацию, а родители детям – кукольный спектакль по стихотворению А. Барто «В январе», участие педагогов в смотре-конкурсе уголков творчества среди педагогов ДОО, презентация проекта. Содержание воспитательно-образовательного процесса. Формы работы с детьми:
образовательная деятельность воспитателей, учителя-логопеда;
знакомство детей с разными видами театра (кукольный, драматический, теневой, музыкальный),
драматизация с детьми сказки «Ёлочка»;
просмотр презентаций, книг, иллюстраций о разных видах театра;
выставка театральных атрибутов.
Методы и приемы:
творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное);
игры-драматизации;
беседы после просмотра спектаклей;
игры-превращения;
упражнения на развитие мимики;
театральные этюды;
репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.
Работа с родителями: Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей. Формы взаимодействия работы с родителями:
инсценировка стихотворения «Дело было в январе»;
индивидуальные беседы;
наглядная информация: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов;
побуждение родителей к посещению новогодних театральных представлений всей семьей.
Работа педагогов.
организация предметно-развивающей среды;
НОД по развитию речи, конструированию;
показ разных видов спектаклей (кукольный, с использованием магнитной доски, оборудования для игр с песком и игрушек, кукольного, теневого театра).
Деятельность детей.
инсценировка сказки «Ёлочка»;
просмотр спектаклей;
совместное с родителями посещение театральных представлений;
свободные игры с оборудованием для разных видов театра.
Ожидаемые результаты проектной деятельности.
Для детей:
Развитие интереса к театральной деятельности.
Развитие речи, мимики, жестов.
Развитие инициативы, активности, самостоятельности.
Для педагогов:
Повышение профессионализма.
Внедрение новых методов в работе с детьми и родителями.
Для родителей:
Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями.
Для группы:
Обогащение предметно-развивающей среды для расширения представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорациях.
Отчёт о предварительном этапе проекта
Через анкетирование родителей и беседы с детьми выяснилось, что дети не знают, что такое театр, не имеют представления о разных видах театра, не знают театральных профессий и атрибутов (100% детей). Только одна семья из семей 11 воспитанников посещала совместно с ребёнком театрализованное представление (если исключить цирковые, на которых были 15 % детей), остальные дети были только на представлениях кукольного театра, которые организовывались для детей в детском саду. 100% детей ни разу не были в Северодвинском драматическом театре и в театрах в других городах. У 100% детей речь малопонятная, невыразительная. Дети затрудняются в соединении речи с выразительными движениями, координация движений и двигательные навыки нарушены и недостаточно сформированы у 100% детей.
Отчёт об основном этапе проекта:
Все дети испытывали огромный интерес к театральным играм и спектаклям. Расширились представления детей о разных видах театра, театральных профессиях и атрибутах. 9 воспитанников участвовали в драматизации для родителей сказки «Ёлочка», все дети с удовольствием играли в театрализованные игры.
Предметно-развивающая среда группы пополнилась новой ширмой для кукольных представлений, куклами для пальчикового театра, масками.
В группе силами педагогов были проведены спектакли с использованием оборудования для песочной терапии, теневого театра, театра марионеток, кукольные спектакли, спектакли с использованием пальчикового театра.
Несколько семей посетили новогодние детские представления в НТЦ «Звёздочка».
Отчёт о заключительном этапе проекта:
100% родителей положительно оценили результаты проекта «Театр и дети».
Все дети впервые участвовали в драматизации сказки, старались передавать характер героя различными выразительными средствами (в массовых группах такие дети не только не участвовали в драматизациях, но и не читали стихи на утренниках), что было отмечено родителями. Родители творчески и ответственно подошли к заключительному совместному мероприятию, подготовили для детей небольшой кукольный спектакль. Педагоги группы с помощью родителей значительно пополнили уголок творчества в группе.
Библиографический список
Артемова,Л.В. Театрализованные игры дошкольников: книга для воспитателя детского сада / Л.В. Артемова. – М.: Просвещение, 1991. – С. 5-13.
Воронова, В.Я.Творческие игры старших дошкольников: пособие для воспитателя детского сада / В.Я. Воронова. – М.: Просвещение, 1981. – 80 с.
Губанова, Н.Ф.Игровая деятельность в детском саду: программа и методические рекомендации / Н.Ф. Губанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – С. 13-18. С. 87-112.
Куцакова, Л.В.Воспитание ребенка – дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно творческого: В мире прекрасного: программно-методическое пособие / Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова. – М.: Гуманист. Изд. центр Владос, 2004. – 368 с.
Петрова, И. М. Театр на столе / И.М. Петрова. – СПб.: Детство-Пресса, 2003. – 144 с.
Презентация для дошкольников “Театры мира”http://bebygarden.ru/prezentatsiya-dlya-doshkolnikov-teatryi-mira/