Роль сказки в процессе ознакомления детей с основами экономических знаний
Роль сказки в процессе ознакомления детей с основами экономических знаний
современный дошкольник – это будущий школьник, затем студент и, конечно же, работник. Именно поэтому знания, умения и навыки, сформировавшиеся в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущей успешной экономической деятельности. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка. Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль сказки в процессе ознакомления детей с основами экономических знаний»
Роль сказки в процессе ознакомления детей с основами экономических знаний
Современный дошкольник – это будущий школьник, затем студент и, конечно же, работник. Именно поэтому знания, умения и навыки, сформировавшиеся в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущей успешной экономической деятельности. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка. Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра.
Эффективности реализации поставленных задач способствовала организованная развивающая предметно – пространственная среда:
- оформлены дидактические игры: «Что можно купить за деньги, а что нельзя?», «Потребности», «Основной и дополнительный доход» помогающие детям лучше усвоить экономические понятия;
- подобраны сказки с экономическим содержанием;
- собрана коллекция «Деньги народов мира»;
- создана игра «Банк».
С целью определения системы работы по формированию экономических представлений посредством сказки мы сначала отобрали сказочные произведения, наиболее ценные с точки зрения экономического содержания. После детально проанализировали содержание сказок, вычленили в них экономические представления:
Сказки отражающие потребности и возможности: «Жадная старуха», «Как коза избушку построила» (Почему коза решила строить дом?Какой потребностью это было вызвано?Почему коза принимала советы деревьев?Делали вывод: что коза ушла от старухи в лес, чтобы козлятки росли крепкими и здоровыми. Только ее усердие, целеустремленность помогли найти место под березой, построить хороший дом, обеспечить покой и безопасность и сохранить здоровье козлят), «Каша из топора», «Сказка о рыбаке и рыбке». Для раскрытия значимости жизненно важных потребностей в жизни человека мы использовали сказку К. И. Чуковского «Телефон» и наглядно – иллюстративный материал (карточки с изображением потребностей). После чтения детям отрывка из произведения, мы задавали вопросы:
- Что попросил слон? (дети выкладывает на столе карточку с нарисованной плиткой шоколада)
- Что попросил крокодил? (ребенок выкладывает карточку с нарисованными калошами) и т.д.
- А что бы попросили вы, ребята?
Мы внимательно слушали ответы детей и приходили к выводу, что все желания, высказанные героями сказки и детьми, можно назвать одним словом – потребности.
Сказки, отражающиетруд: «Мужик и медведь» (Чем занимался мужик в поле?Каким образом он поделил урожай?Зачем мужик повез репу в город? Почему мужик посеял на следующий год рожь?Как мужик сохранил урожай? Какое качество помогло мужику обмануть медведя?Справедливо ли поступил мужик с медведем? Делали вывод: что благодаря своему труду и смекалке мужик остался с урожаем репы и ржи, получил товар и прибыль. Медведь трудиться не любил и остался с невкусными вершками и корешками), «Петушок и бобовое зернышко» (Как герои сказки помогли петушку? Что было бы, если бы кто-то отказался выполнить просьбу курочки? Смог бы петушок один справиться со своей бедой? Делали вывод:что с петушком случилась беда, но в результате труда курочки, хозяйки, коровы, хозяина, кузнеца получился продукт – масло, которое помогло петушку. Доброта и взаимопомощь спасли петушка. Цель. Формирование представлений о цепочке связей в трудовой деятельности; показать взаимосвязь трудовых процессов, значение ответственного отношения работающих к качеству продуктов труда.), сказка К.И. Чуковского «Федорено горе» (Почему домашняя утварь убежала от Федоры? Любили ли предметы домашнего обихода свою хозяйку? Каким образом Федора их вернула? Как Федору отблагодарили за труд? Делали вывод: что Федора не любила трудиться, ленилась. Из-за этого от нее убежала домашняя утварь. Поняла Федора, что плохо жить в доме одной, уговорила беглецов вернуться, стала их мыть, заботиться о них, бережно относиться к ним. А они стали блинами, пирогами ее кормить да сладким чаем поить). «Морозко» и др.
Сказки, знакомящие с понятиями деньги: английская сказка «Три поросенка» (Какие материалы предлагает использовать для строительства дома каждый из поросят? Из какого строительного материала можно построить самый прочный дом?), сказка К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха», (Ребята, а как вы думаете, почему Муха нашла денежку? А каким качествами должен обладать человек, чтобы не терять деньги? Для чего муха купила самовар? Как вы думаете, Муха эффективно потратила деньги?) А.Н. Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино».
На примере знакомой сказки о Винни – Пухе, предлагалась проблемная ситуация: Пятачок и Ослик хотят сделать покупки в лесном магазине. У Пятачка купюра достоинством в 5 рублей, у Ослика – в 1 рубль. Кто купит больше товаров? Почему?
Дети предложили такие варианты ответов:
- Больше товаров купит Пятачок, потому что 5 больше 1.
- Меньше товаров купит Ослик, потому что 1 меньше 5.
- Пятачок и Ослик купят одинаковое количество товаров.
Для доказательства правильности ответов сравнивали две купюры, определяли, чем они похожи и в чем отличие. Находили одно существенное отличие – достоинство купюр. 5 рублей больше чем 1 рубль. Приходили к выводу: чем больше достоинство купюры, тем выше ее покупательная способность.
В дальнейшем мы планируем продолжать работу по формированию у дошкольников финансовой грамотности: помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества»; формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости: сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить; деньги любят счет (дети умеют считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).