kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль сюжетно-ролевой игры в гендерном воспитании дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании дошкольников

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль сюжетно-ролевой игры в гендерном воспитании дошкольников»


«Роль сюжетно-ролевой игры в гендерном воспитании дошкольников»

Воспитатель:

Щемерова Наталья Анатольевна



Проблемы гендерного воспитания волнуют сегодня большое количество исследователей и педагогов.

Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в

процессе воспитания личности и включающий в себя психологические,

социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и

женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются

гендерными.

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей

разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих

потенциалов и возможностей в современном обществе.

Все мы знаем, что период дошкольного детства неоценим в целом для

развития человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности

формируются именном в этом возрасте. Половая идентификация ребёнка

происходит уже к трём-четырём годам, то есть к концу младшего возраста

ребёнок усваивает свою половую принадлежность, хотя ещё не знает, каким

содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка».

Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребёнка

через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин.

Ребёнок ещё и не использует эти символы «мужественности» в своей

практике, но уже начинает вносить их в сюжет игры. Ориентация ребёнка на

ценности своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольном

учреждении, в котором он проводит большую часть времени.

Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития

личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального

опыта. Предметно – пространственная среда не только обеспечивает разные

виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и. т. д. ),

но и является основой его самостоятельной деятельности с учётом гендерных

особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть

перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить

их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и

индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.

В дошкольном возрасте игра является основным видом детской

деятельности, именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми

гендерного поведения, поэтому подбору материалов и оборудования для

игровой деятельности девочек и мальчиков необходимо уделить особое

внимание. При проведении работы по воспитанию детей с учётом их

гендерных особенностей, предлагаем обратить внимание на следующее:

  • На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;

  • На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;

  • На наличие атрибутики для игр – «путешествий», в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.

Процесс одевания и раздевания кукол и мягких игрушек дети

отождествляют с процедурой, с которой они постоянно сталкиваются в

собственной жизни, что способствует осознанию ими человеческого

смысла этого действия, и если вначале ребёнок просто воспроизводит в

игре действия взрослых, то постепенно он начинает обозначать и называть

свою роль: «Я - мама, Я – папа».

Когда у игрушек привлекательный вид, гораздо проще вызвать у

девочек и мальчиков чувство симпатии к ним. Отражая в игре социально

одобряемые образцы женского и мужского поведения по отношению к

игрушкам – девочки и мальчики получают необходимое эмоциональное

развитие.

Важная роль в развитии игровой деятельности принадлежит

конструированию из крупного строительного материала. Мальчики, вначале

под руководством, а затем самостоятельно охотно конструируют для

коллективных игр. Это может быть большая машина, самолёт, пароход, вагон

поезда и. т. д. При этом очень важным условием для воспитания детей с

учётом их гендерных особенностей является то, что мальчикам может быть

поручена «тяжёлая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить

основные крупные детали и. т. д.

Роль воспитателя состоит в том, что он ежедневно участвует в играх

детей. При этом он руководит, как играми, в которых участвуют по желанию

все дети, так и дифференцированно играет с девочками и мальчиками.

Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают,

кричат, играют в войну. Но если учесть, что мальчикам физиологически

нужно больше пространство для игр, что в игре они развиваются физически,

учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся

энергию, то, возможно, причины для осуждения будет меньше. Просто

предоставьте им пространство и следите, чтобы игры не носили агрессивного

характера, для этого нужно научить играть мальчиков в солдат, лётчиков,

моряков и создать для этого соответствующие условия. Так как мальчики

очень любят разбирать игрушки, изучать их строение и конструкцию (а

взрослые часто воспринимают это как намеренную порчу игрушек), при

покупке игрушек для мальчиков нужно это учесть. Лучше для игр

приобретать конструкторы «сборно – разборные модели транспорта».

Для игр девочкам требуется небольшое пространство. Организуя

игровую среду, нужно об этом помнить. Желательно, чтобы всё, что может

понадобиться для игры было рядом. Девочки чаще всего в играх осваивают

роль мамы, поэтому необходимо, чтобы у них было достаточное количество

кукол, колясок и прочей атрибутики. Так как у девочек лучше развита мелкая

моторика, то им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к играм.

Когда в игре будет достигнут уровень развития, который

характеризуется принятием роли и умением осуществлять в определённой

последовательности ролевые действия, воспитатель может перейти к

решению вопросов связанных с обучением девочек и мальчиков выполнения

в игре социальных функций.

Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей, с одной

стороны призвано помочь ребёнку осознать себя представителем того или

иного пола. В результате этого у детей должна сформироваться гендерная

устойчивость: «Я девочка и буду ей постоянно, Я – мальчик и всегда буду

им». Но вместе с тем, современная ситуация развития общества

категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали рядом

преимуществ по половому признаку. Например, мальчики, как будущие

мужчины, в личных проявлениях, не должны демонстрировать только

мужественность, несгибаемую волю и «железные» мускулы. Они должны

быть добрыми, мягкими, чуткими, проявлять заботу по отношению к другим

людям, родным и близким. Девочки, как будущие женщины, помимо

традиционно женских качеств должны быть активными инициативными,

уметь отстаивать свои интересы.

Очевидно, что воспитание детей с учётом их гендерных особенностей

во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого

ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми

ребенок постоянно сталкивается в семье. Но это вовсе не означает, что

воспитательное воздействие, оказываемое на девочку или мальчика в этом

нежном возрасте, не повлияет на развитие личности. Проявление у девочек и

мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в

современном обществе.



Используемая литература:

1. Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 2001 г.

2. Полоролевое развитие детей 5-7 лет/Щетинина А.М., Иванова О.И. М., 2010 г.

3. Аспекты гендерного воспитания / Доронова Т.Н.// Обруч 2009 г.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Роль сюжетно-ролевой игры в гендерном воспитании дошкольников

Автор: Щемерова Наталья Анатольевна

Дата: 07.02.2019

Номер свидетельства: 498888


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства