«Роль развивающей предметно-развивающей среды в жизни детей»
«Роль развивающей предметно-развивающей среды в жизни детей»
Ребенок - это не маленькое подобие взрослого человека, а полноценный человек, уникальный в своей индивидуальности, великий подражатель, увлеченный исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, стремящийся использовать все, что ему дано для разнообразных видов активной деятельности.
Предназначение педагога - дать каждому малышу возможность жить полноценной жизнью здесь и сейчас.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Роль развивающей предметно-развивающей среды в жизни детей»»
Доклад по теме:
«Роль развивающей предметно-развивающей среды в жизни детей»
Разработала:
Регер Л.Ю.,
воспитатель МАДОУ «Детский сад №5»
г. Горнозаводска
Ребенок - это не маленькое подобие взрослого человека, а полноценный человек, уникальный в своей индивидуальности, великий подражатель, увлеченный исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, стремящийся использовать все, что ему дано для разнообразных видов активной деятельности.
Предназначение педагога - дать каждому малышу возможность жить полноценной жизнью здесь и сейчас.
Предметно-развивающая среда в жизни ребёнка имеет важное значение, так как это "среда обитания" ребёнка - дошкольника, в которой он находится значительную часть времени. Деятельность ребёнка зависит от того, как устроена окружающая его предметно-пространственная среда, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и как они расположены.
Развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально-моделирующая содержание развития его духовного и физического облика, а обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной детской деятельности.
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых». Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие. Функция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно - развивающую среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что ему присуще. Поэтому особое внимание в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника.
Цель воспитателя: сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно – развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.
При создании предметно-развивающей среды необходимо учитывать следующие нормативные документы:
• Письмо Минобразования РФ от17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (Текст документа по состоянию на июль 2011 года)
• Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. № 03-51-46ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»
• Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ)
• Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
• Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ от 14 ноября 2013 г. № 30384
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
Требования к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС дошкольного образования:
• реализация различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий;
• организация образовательного потенциала пространства ДОО и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;
• реализация двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения
В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) развивающей предметно-пространственной среды также необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
(Приказ №1155 от 17 октября 2013 года
Зарегистрирован в МинЮсте 14 ноября 2013 года Регистрационный номер № 30384)
• В отличие от других стандартов, ФГОС ДО
не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
• Важным критерием оценки деятельности дошкольной организации является созданная предметно-пространственная развивающая среда.
Отличия:
ФГТ
к предметно-
развивающей среде
• вариативность
• полифункциональность
• трансформируемость
• информативность
• педагогическая целесообразность
ФГОС
к предметно-пространственной среде
• Насыщенность
• Трансформируемость
• Полифункциональность
• Вариативность
• Доступность
• Безопасность
Насыщенность
• соответствие среды возрастным возможностям детей и содержанию Программы
• наличие средств обучения (в том числе технических)
• разнообразие материалов для всех видов активности воспитанников
• экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой)
• Трансформируемость
возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации;
• Доступность
свободный доступ всех (и с ОВЗ) воспитанников к играм, игрушкам, материалам;
• Безопасность
соответствие всех элементов среды требованиям надёжности и качества.
• Полифункциональность
возможность разнообразного использования различных составляющих среды, пригодных для использования в разных видах детской активности.
Вариативность среды предполагает:
• наличие различных пространств (для игры, конструирования,
уединения и пр.);
• разнообразных материалов, игр, игрушек и
оборудования;
• периодическую сменяемость и появление новых предметов.
Элементы РППС (игрушки, оборудование и другие материалы) не должны:
• провоцировать ребенка на агрессивные действия;
• вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых могут выступать играющие партнры
• провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
• вызывать у ребнка нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки его возрастной компетенции;
• провоцировать ребнка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей
Гибкое зонирование пространства предполагает наличие различных зон, уголков, секторов, центров и т. п., для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности.
У нас в группах создаются различные центры активности:
• «Центр познания» обеспечивает решение задач познавательно-исследовательской деятельности детей (развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; опыты и эксперименты);
• «Центр творчества» обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность);
• «Игровой центр», обеспечивающий организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр;
• «Литературный центр», обеспечивающий литературное развитие дошкольников;
• «Спортивный центр», обеспечивающий двигательную активность и организацию здоровьесберегающую деятельность детей.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
• проявляет инициативность и самостоятельность
• уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим обладает развитым воображением
• достаточно хорошо владеет устной речью, складываются предпосылки грамотности
• проявляет творческие способности
• развита крупная и мелкая моторика
• способен к волевым усилиям в разных видах деятельности
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. Интеграция образовательных областей в процессе организации комплексной предметно-развивающей и игровой среды детского сада.
ЛИТЕРАТУРА:
О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Родионова, П. Д. Рабинович, Е. М. Марин
«ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В СООТВЕСТВИИ С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста