Просмотр содержимого документа
«Роль произведений известных художников в гражданском воспитании дошкольников»
Роль произведений известных художников в гражданском воспитании дошкольников.
Автор: Кирьянова Ольга Петровна
педагог дополнительного образования
руководитель Творческой мастерской
«РАДУГА»
Городского Дома детского творчества
Г.Шахты
Воспитание гражданина и патриота не может быть успешно решено без глубокого познания истории своего народа, его культуры. В образовательной программе «Чудо» представлен блок занятий для ознакомления дошкольников с отечественной культурой, обычаями и традициями. Гражданское и патриотическое воспитание детей чрезвычайно актуально в условиях современного общества. Известно, дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре
Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города.
Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории.
Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине.
Развитие личности ребенка будет гармоничным только в том случае, если все многообразие знаний и навыков, формирующееся мировоззрение, различные формы индивидуальной и социальной активности, все это пронизано духовно-нравственным воспитанием.
цель гражданского воспитания дошкольников
воспитание человека, обладающего высокими духовными и нравственными качествами:
- любовь к Отечеству,
-честь,
-трудолюбие,
-совестливость,
- преданность семейному очагу
В связи с этим целью духовно-нравственного воспитания дошкольников является воспитание человека, обладающего такими высокими духовными и нравственными качествами, как трудолюбие, честь, совестливость, любовь к Отечеству, преданность семейному очагу.
Содержание духовно-нравственного воспитания в народной педагогике включает в себя воспитательный опыт народа, его педагогические воззрения, идеи, традиции в области воспитания.
Содержание гражданского воспитания в народной педагогике
-воспитательный опыт народа, -его педагогические воззрения, -идеи,
-традиции гражданского воспитания
Ознакомление с иллюстрациями к русским сказкам известных художниковочень важно для первой ступени гражданского воспитания. При этом очень важно привить детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, ибо именно на этой основе воспитывается патриотизм, чувство привязанности к своей малой и большой.История детской книжной иллюстрации насчитывает около трех столетий. За это время был пройден путь от дешевых книжных изданий, букварей и лубочных картинок до роскошных книг для детей. Постепенно детская книжная иллюстрация стала самостоятельным видом искусства. Сам термин "иллюстрация" в переводе с латинского означает "освещать, проливать свет, объяснять".
Иллюстратором русской сказки был замечательный художник Иван Яковлевич Билибин (1876-1942).
Он получил известность как один из самых своеобразных и оригинальных мастеров графики, создатель особого типа иллюстрированной книги. Это большого формата тонкая книга-тетрадь, снабженная крупными цветными рисунками. Художник здесь являлся не только автором рисунков, но и всех декоративных элементов книги - обложки, инициалов, особого вида шрифта и орнаментальных украшений. В 1901-1903 годах Билибин создает иллюстрации к сказкам "Царевна-лягушка", "Василиса-прекрасная", "Марья Моревна", "Белая уточка" и др. Известны его работы к сказкам А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане", "Сказка о золотом петушке", "Сказка о рыбаке и рыбке". Одна из особенностей иллюстраций Билибина - это юмор и та беспощадная и острая ирония, которая так характерна для русских народных сказок. Билибин увлеченно работает над эскизами к первой постановке "Золотого петушка" Римского-Корсакова. Сказочные герои - добрые и злые, прекрасные и безобразные - волновали нас с детства, учили любить свою Родину, понимать добро и красоту, ненавидеть зло, трусость, несправедливость.
Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) - один из первых русских художников, который раздвинул рамки привычных жанров и показал сказочный мир, озаренный поэтической фантазией народа. Васнецов один из первых русских художников обратился к воссозданию образов народных сказок и былин в живописи. Его судьба сложилась так, как будто ему заранее предназначалось быть певцом русской сказки. Детство его прошло в суровом живописном вятском крае. Словоохотливая стряпуха, рассказывающая детям сказки, повествования бродячих людей, много повидавших на своем веку, по признаниям самого художника, "заставили на всю жизнь полюбить прошлое и настоящее моего народа, во многом определили мой путь". Уже в начале своего творчества он создал ряд иллюстраций к Коньку-Горбунку и "Жар Птице". Кроме сказок, у него есть произведения, посвященные героическим образам былин. "Витязь на распутье", "Три богатыря". Знаменитое полотно "Иван Царевич на сером волке" написано на сюжет одной из самых известных и распространенных сказок, воспроизводимых еще в лубочных изданиях 18 века. Особенно удавалось художнику в точности передавать оригинальность и неповторимость русского народного костюма,
Юрий Алексеевич Васнецов (1900-1973) - иллюстрировал и оформлял русские народные сказки, песенки, потешки, а также книги известных детских авторов: В. Бианки, К. Чуковского, С. Маршака и др. Его по праву называют художником русской сказки. "Три медведя", "Конек-горбунок", "Теремок" и многие другие. Фантастические, сказочные пейзажи основаны на впечатлениях от настоящей русской природы. Птицы и звери у художника обретают повадки, подмеченные им в реальной действительности. Помимо отечественных мастеров, есть замечательные иностранные художники, создавшие много удивительных и прекрасных иллюстраций сказок.
Иллюстрация - это не просто добавление к тексту, а художественное произведение своего времени. Детская книжная иллюстрация служит многим целям. Она воплощает фантазии, оживляет воспоминания, помогает участвовать в приключениях, развивает ум, сердце и душу ребенка1.
Образовательная программа «ЧУДО»
разработана для детей 5-7 лет.
1год «Город волшебников» 72 часа 12 циклов
2 год «Круго-цветное путешествие» обучения 72 часа 11 блоков
Первый год обучения.
7 Цикле занятий « На улице сказок»
Ребята познакомятся с творчеством художников сказочников.
В.Васнецова, И.Билибина, Б.Рачева, Н.Кочергина.
Второй год обучения .
Станция «Героическая»
Рассматривание репродукций В.Васнецова.
Темы занятий :«Богатыри» , «Витязь на распутье» «Портрет русского богатыря» ,«Три богатыря»
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи –
задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье,
к своему дому.
Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству,