kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль ползания о коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль ползания о коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата

Просмотр содержимого документа
«Роль ползания о коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата»

Роль ползания о коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата


Наш детский сад специализируется в направлении коррекционно-развивающей и оздоровительной работы с детьми, имеющими легкие ортопедические патологии. Создан и активно реализуется целый комплекс оздоровительных и коррекционных мероприятий. Правильно организованная воспитательно — образовательная работа в ДОО обеспечивает профилактику и коррекцию заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Среди многих факторов, влияющих на состояние здоровья и развитие детей, физическое воспитание на специально организованных физкультурных занятиях по интенсивности воздействия занимает особое место. Во все традиционные двигательные компоненты мы включаем упражнения, направленные на общую тренировку организма, укрепление опорно-двигательного аппарата, усиление «мышечного корсета», улучшение функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем, формирование правильной осанки, походки. Кроме того, особое внимание мы уделяем обучению детей ползанию.

Ползание как вид циклического движения полезно всем дошкольникам. В то же время ползанию отводится особая роль в коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата, поскольку оно выполняется в позе разгрузки позвоночника, при опоре на ноги и руки, что воссоздает анатомическое соотношение позвонков, обеспечивает декомпрессию содержимого позвоночного канала и межпозвоночных отверстий, предупреждает прогрессирование неврологической симптоматики основного заболевания.

Е.Н. Вавилова в своих исследованиях отмечает, что «ползание выполняется при опоре на руки и ноги, давая возможность разгрузке позвоночника, который оказывается в горизонтальном положении. Нагрузка при ползании распределяется более равномерно на руки и ноги, она даже несколько снижена для ног, испытывающих при других движениях (ходьба, бег, прыжки) большое напряжение. При ползании активно работают верхний плечевой пояс, мышцы рук и шеи, что создает хорошие предпосылки для формирования у детей навыков правильной осанки. С.Я. Лайзане также отмечает, что «необходимо поддерживать стремление детей ползать, так как это уменьшает нагрузку на позвоночник и является корригирующим упражнением». Э.Я. Степаненкова также отводит большое значение ползанию: «благодаря опоре на четыре конечности при ползании происходит разгрузка позвоночника (что очень важно в период роста ребенка), формируется правильная осанка».

Однако психика ребенка, особенно в младшем возрасте, устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные, упражнения. Ребенку должно быть интересно это делать не потому, что «надо» и «полезно», а потому, что ему это нравится.

Яркие игрушки привлекают внимание детей, поэтому им предлагается доползти до погремушки, флажка или «в гости к мишке, зайчику». Самое эффективное средство, чтобы сделать выполнение физических упражнений интересным - имитационные задания. Подражание любым зверям вызывает неподдельный восторг, особенно у малышей. Поэтому детям младшего дошкольного возраста можно предложить проползти, как червячок, кошечка, улитка, черепашка, змея, жучок, паучок.

Способы передвижения на четвереньках могут быть разными:

– с опорой на ладони и колени (собачка);

– на предплечья и колени (кошечка);

– на стопы и ладони (медведь);

– лежа на животе (червячок);

– с опорой на стопы и ладони животом вверх (рак).

Ползание полезно всем дошкольникам, поэтому, используем его в работе с детьми всех возрастных групп, не исключая и старших. Для детей старшего дошкольного возраста характер заданий изменяется, добавляется эмоциональный компонент знакомого образа: юркая ящерица, грозный дракон, ленивая гусеница, удивленная черепаха. Также можно разнообразии, ползание, меняя направление передвижения: двигаться на четвереньках головой вперед, ногами вперед, боком, вращаясь.

Для поддержания интереса и самоконтроля за правильностью выполнения задании мы используем предметы (мешочки с песком, колечко, кирпичик, мячик), которые кладем на спину или живот, в зависти от способа ползания.

Кроме ползания по полу мы широко применяем ползание по ограниченной площади — веревке, доске, дорожке из шнуров, лестнице, скамейке. Ползание по лежащей на полу веревке выполняется разными способами: руки поочередно переставляются вперед по веревке, ноги слева и справа от нее; ноги по веревке, руки слева и справа от нее; руки и ноги по веревке. При ползании по скамейке на животе нужно вытянуть руки вперед, захватить края скамейки и подтянуть туловище с помощью обеих рук или поочередно правой и левой рукой. При ползании на спине надо захватывать край скамейки согнутыми руками на уровне пояса и, разгибая их, скользить по ней, либо захватывать край скамейки за головой, подтягиваясь одновременно двумя руками или одной.

Особый интерес у детей старшего дошкольного возраста вызывают парные и коллективные упражнения в ползании. Например, «Чья пара сможет донести мяч до финиша и не уронить его». Это упражнение выполняется не на скорость, а на синхронность совместных действий. При выполнении упражнений в ползании на коленях не рекомендуется включать элемент соревнования на скорость, поскольку дети, торопясь к цели, не рассчитывают своих движений и могут повредить коленную чашечку. Дети с удовольствием также упражняются в подлезании, пролезании, перелезании и легко осваивают новые комбинации движений. Подлезать можно под шнур, дугу, стул, туннель, скамейку, пролезать в обруч, между рейками поставленной на бок лестницы, перелезать через бревно, скамейку.

В старшем возрасте дошкольники умеют выбирать способ подлезания в зависимости от высоты дуги:

– с опорой на ладони и колени при высоте дуги 50—60 см;

– на предплечья и колени при высоте 40 см;

– по-пластунски, лежа на животе при высоте 30 см.

Способ преодоления препятствия можно запрограммировать, а можно предоставить детям право выбора, подсказывая, что следующее препятствие надо преодолеть по-другому.

Использование колокольчика, прикрепленного к шнуру, дуге позволяет контролировать при подлезании прогиб позвоночника в поясничном и грудном отделах.

Для поддержания интереса к ползанию с подлезанием мы используем нестандартное оборудование — дугу с прикрепленными к ней атласными лентами. Дети проползают под дугой как в сказочный домик или пещеру.

После ползания и подлезания детям предлагается выполнить упражнения с вертикальным положением туловища:

– поднять над головой предмет (погремушку, флажок, султанчик, кубик, бубен), посмотреть на него, помахать или погреметь;

– дотянуться двумя руками до погремушки, колокольчика, подвешенных выше уровня вытянутых рук ребенка;

  • подбросить и поймать мяч;

  • сделать хлопок над головой.

В практике нашей работы с детьми мы активно применяем игровые упражнения и подвижные игры, основной составляющий компонент которых — ползание:

«Проползи вперед и не задень игрушки» — ползание с огинием препятствий (кубиков), расположенных хаотично;

  • «Проползи “змейкой”» — любым способом с огибанием препятствий, расположенных в ряд;

  • «По узкой дорожке» — между шнурами, кубиками, конусами;

  • «Проползи, не урони» — с мешочком на спине;

  • «Докати до обруча» — на четвереньках, толкая головой мяч;

  • «Закати в норку» — толкая головой мяч в воротца;

  • «Соревнования раков» — назад, в упоре на ладонях и стопах;

  • «Ленивая гусеница» — с одновременным перемещением


обеих рук, корпус и ноги движутся волнообразно;

«Не задень кочки» — передвижение по-лягушачьи между «кочками» — колпачками; «Пролезь в пещеру» — ползание с подлезанием под дугу с прикрепленными к ней атласными лентами;

«Бревнышко» — из положения лежа на полу перекатывание со спины на живот и дальше на спину;

«Донеси мяч до финиша» — ползание парами с мячом, зажатым сбоку;

«Паучок» — с опорой на стопы и ладони, животом вверх, с предметом;

«Тюлени» — с опорой на ладони, ноги лежат на полуи в передвижении не помогают.

Широко известны подвижные игры для младших и средних групп — «Доползи до погремушки», «К мишке в гости», «Проползи в воротца», «Кролики», «Не задень», «Котята и щенята», «Мыши в кладовой»; для старших и подготовительных к школе — «Проползи в туннель», «Пастух и стадо», «Медведи и пчелы», «Раки», «Проползи, не урони».

Кроме того, в нашей копилке есть игры, придуманные вместе с детьми:

• «Поезд в туннеле» — дети встают в колонну друг за другом, ноги на ширине плеч, последний проползает между ногами остальных и встает первым и т.д.;

  • «Змейка» дети встают в шеренгу, ноги на ширине плеч, затем по очереди проползают «змейкой» между ногами;

  • «Колдун» — ведущий — «колдун» догоняет детей, пойманный замирает, разводя руки в стороны, ноги врозь. Расколдовать его могут другие игроки, проползая между его ногами.

Старшим дошкольникам очень нравится игра «Разведчики». По спортивному залу мы расставляем разнообразное оборудование: дуги разной высоты, скамейку, доски, шнуры, конусы. Ведущий придумывает способ преодоления препятствий, а все дети повторяют за ним. В этой игре можно комбинировать движения, сочетая ползание с упражнениями на равновесие, метанием, прыжками.

Дошкольники, имеющие легкие ортопедические патологии, отличаются некоторыми психологическими особенностями: зачастую они чрезмерно расторможены, с повышенной отвлекаемостью, отличаются сниженными показателями концентрации внимания, произвольности. Использование игровых упражнений, игровой мотивации выполнения основных движений — залог качественного исполнения движения.

Ползание как вид основного движения имеет для развития детей еще и определеные эффекты.

Во-первых, английские ученые доказали, что ползание в высокой степени способствует интеллектуальному развитию. Ребенок по-иному воспринимает мир, в процессе движения происходит сложная координация рук, ног и глаз, что полезно с точки зрения активизации мозговых центров, а руки и пальцы ребенка получают дополнительную стимуляцию, что также положительно влияет на интеллектуальное и общее развитие.

Во-вторых, дети просто получают удовольствие от ползания и выполнения игровых заданий на его основе. После введения подобных упражнений в занятие мы наблюдаем улучшение коллективного настроения в группе, подъем работоспособности, эмоционально положительное отношение к нагрузкам иного вида.

Каким образом следует применять упражнения на ползание в группах ОДА? Строгих ограничений и противопоказаний относительно упражнений подобного вида нет они не травматичны, доступны к исполнению детям любого уровня подготовленное и и несложного ортопедического диагноза. Как раз в связи с диагнозом мы рекомендуем включать ползание в одну из частей каждого занятия. Например, во вводной части занятия можно выполнять игровые, имитационные упражнения в ползании, в основной — основные движения с ползанием, подлезанием, пролезанием, перелезанием или подвижные игры, а в заключительной части — игры малой подвижности или игровые упражнения с ползанием. Таким образом, включая ползание в одну из структурных частей физкультурного занятия, мы способствуем снижению нагрузки на позвоночник детей.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Роль ползания о коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата

Автор: Рустамов Сулейман Хашимович

Дата: 19.05.2020

Номер свидетельства: 550348

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства