Просмотр содержимого документа
«Роль музыкально - дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста.а»
1
Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, а это одна из главных задач музыкального воспитания детей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с дошкольного возраста.
Приобщение ребёнка к миру музыки возможно лишь в том случае, если он понимает, о чем «рассказывает» музыка, какими выразительными средствами достигается эмоциональное состояние ребёнка, способностью сравнивать услышанное с чем-то предметным, уже встречавшимся ему в жизни.
Музыкальные способности развиваются не сразу, а покомпонентно, от простых к более сложным составляющим. Поэтому очень важно не упустить каждыйизэлементов. Одним из таких элементов являются дидактические игры.
Основными целями применения музыкально-дидактических игр являются:
– формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме;
– научить разбираться в соотношении звуков по высоте;
– развитие у детей чувство ритма, тембра и динамического слуха;
– побуждение их к самостоятельным действиям.
Как и любая другая, музыкально — дидактическая игра должна включать игровые действия, которые должны помочь ребенку в интересной форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки.
Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального слуха. Музыкально-дидактические игры объединяют все разделы музыкального воспитания детей, а именно: пения, слушания, музыкально ритмических движений, игры на музыкальных инструментах.
Игра - прекрасная форма деятельности, позволяющая раскрыться малоактивным и застенчивым детям, помочь им войти в мир игры и творчества, дать возможность почувствовать себя нужным, расположить к себе детей. Руководя игрой музыкальный руководитель следит, чтобы дети соблюдали правила, точно выполняли задания, связанные с содержанием игры.
На занятиях можно применять различные дидактические игры, которые направлены :
1.На развитие певческих способностей, например, такие, как: «Музыкальная лесенка», «Вот иду я вверх, вот иду я вниз». С помощью данных игр-распевок дети тренируют зуковысотный слух, пытаются услышать движение музыки вверх и вниз. В качестве методического материала используется «Музыкальный букварь» Н. А. Ветлугиной. Данное пособие играет немаловажную роль в развитии слуха и ритма. Иллюстрации «Музыкального букваря» используются в качестве демонстрационного материала.
2.Развитие чувства ритма. Для этого используются распевки. Обычно это знакомые детям попевки такие как, «Андрей-воробей», «Чики-чики-чикалочки» и др. Одновременно с пением, детей просят прохлопать ритм, в дальнейшем простучать на бубне или др. музыкальных инструментах. Упражнение «Веселые ладошки» также используется, в качестве развивающего ритмическое чувство: под веселую ритмичную музыку дети выхлопывают ритмический рисунок. В качестве музыкально-дидактических игр, развивающих чувство ритма используются ударные инструменты: погремушки, бубны, треугольники.
3.Активизацию внимания и памяти при помощи игры «Волшебный волчок», где играется вступление к знакомой песне, а дети пытаются ее угадать.
4.Развитие воображения и представления о характере музыки (веселая или грустная), музыкальных жанрах (пеня, танец, марш). В данном разделе используется активным образом слушание музыки. Для этого прослушивается инструментальная , вокальная музыка русских и советских композиторов.
Немаловажную роль играет музыкальный руководитель при проведении музыкально-дидактических игр. На своих занятиях он должен создать атмосферу комфорта и доверия, в которой ребенок может почувствовать себя музыкантом, а также развивать способность слушать и наблюдать. Музыкальный руководитель должен уметь дать возможность каждому ребенку свободно импровизировать на музыкальных инструментах, а также поддерживать интерес к музыке из занятия в занятие, чтобы это стало непрерывнымпроцессом. Таким образом, можно сделать вывод о том, что музыкально-дидактические игры способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяют в доступной игровой форме приобщать их к основам музыкального искусства. Главная задача - развитие эмоциональной сферы ребенка. Именно она играет решающую роль в становлении его личности, развитии ее высоких психологических функций, регуляции поведения. Одна из центральных ролей при этом принадлежит искусству и, в частности, музыке. Благодаря уникальным ее особенностям, она способствует формированию не только эмоциональной, но и познавательной, нравственной сфер и, что особенно важно, формирует творческую личность ребенка.
Литература:
1. Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: учебное пособие для воспитателей и музыкальных руководителей дет. садов. — М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
2. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы музыкального руководителя. — М.: Просвещение, 1982. — 96 с.
3. Тютюнникова Т. Э. Просто, легко. весело. — Музыкальный руководитель. — № 5. — 2009. — С.4–7.
4. Кулешова С. А. Марш в музыке, движении, сказке. — Музыкальный руководитель. — № 4. — 2008. — С.11–12.