Просмотр содержимого документа
«Роль методического потенциала руководителя ДОУ в организации работы педагогического коллектива по здоровьесбережению и здоровьесохранению дошкольников»
Ревкова Татьяна Владимировна,
Заведующий МАДОУ города Нижневартовска ДС№ 56 «Северяночка»,
Тюменская область, ХМАО-Югра
Роль методического потенциала руководителя ДОУ
в организации работы педагогического коллектива по здоровьесбережению
и здоровьесохранению дошкольников
Основной задачей дошкольных учреждений на современном этапе развития системы образования является оптимизация оздоровительной деятельности. В свою очередь, оптимизация любого процесса неразрывно связана с обеспечением его управляемости. Управление же должно строиться с позиций системного подхода, призванного в комплексе решать, как медико-социальные, так и психолого-педагогические проблемы детей дошкольного возраста. Это требует объединения общих усилий большого круга специалистов разного профиля, концентрации их интеллектуального потенциала, а также разрешение возможных противоречий, возникающих между специалистами внутри учреждения, педагогическим коллективом и родителями, дошкольным учреждением и органами управления. В настоящее время анализ результатов диагностических исследований выявил проблемы в организации здоровьеориентированной деятельности субъектов образовательного процесса дошкольной образовательной организации.
К их числу относятся:
- высокий процент часто болеющих детей;
- недостаточная динамика показателей состояния общей произвольной моторики и прироста психофизических качеств за год
- имеются у детей нарушения в психоэмоциональной сфере, воспитанники ДОУ испытывают психоэмоциональный дискомфорт;
- практически половина семей воспитанников не ориентированы на ЗОЖ, не являются союзниками педагогического коллектива в формировании компетентности здоровьесбережения у детей;
- знания детей о гигиене, режиме, безопасного поведения часто не реализуются в деятельности, что свидетельствует об отсутствии мотивов и элементарных привычек ЗОЖ;
- не все педагоги демонстрируют в профессиональной деятельности здоровый стиль поведения, ориентируются в воспитании привычек ЗОЖ детей.
- разрозненность усилий медицинского персонала, педагогического коллектива, семьи, социума в медико-психолого-педагогическом сопровождении ребенка.
Для улучшения положения необходима грамотная высокоэффективная организация здоровьесберегающего педагогического процесса, то есть соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям использующего адекватные технологии развития и воспитания и способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни. Физическое воспитание в этом направлении играет одну из главенствующих ролей, как компонент здорового образа жизни.
Необходимость определения стратегических перспектив, механизмов, и этапов наращивания методического потенциала педагогического персонала дошкольного учреждения в соответствии с приоритетами оздоровительной деятельности, принадлежат руководителю дошкольного учреждения.
Руководителю для решения основной задачи дошкольного образования-сохранения и укрепления здоровья ребенка, необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду, достаточное время в режиме дня для осуществления оздоровительных мероприятий. Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге будет способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни. Именно совместные усилия всех участников образовательного процесса, смогут наиболее успешно повлиять на здоровьесбережение дошкольников. Каждое ДОУ призвано выполнять свои образовательно-развивающие задачи, определять свою стратегию сохранения здоровья, выбирать инновационные технологии. Все это позволяет целенаправленно формировать культуру здоровья, основанную на осознании социальной ценности здоровья личности идее ответственного отношения каждого субъекта образовательного процесса к своему здоровью.
Одним из главных условий успешности работы в этом направлении является
грамотная организация здоровьсберегающего процесса в детском саду под руководством заведующего. Управление организацией здоровьесбережения заведующий должен строить на основе выстраивания алгоритмов на всех уровнях: индивидуальном, групповом, на уровне ДОУ и образовательного социума, которые позволят своевременно разрабатывать систему мер, способных влиять на состояние здоровья ребенка в условиях конкретного ДОУ.
Поэтому ролью заведующего ДОУ является повышение эффективности здоровьеориентированной деятельности посредством создания системы управления процессами здоровьесбережения на основе выстраивания алгоритмов деятельности всех субъектов образовательного процесса ДОУ, обеспечивающей сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование индивидуального стиля здорового поведения.
В детском саду определены, цель, задачи, средства реализации, механизмы управления здоровьесберегающей деятельностью.
Цель: Повышение эффективности здоровьеориентированной деятельности в ДОУ путем организации здоровьсберегающего педагогического процесса, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям ребенка, использующего адекватные технологии развития и воспитания, способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни; создание надежной системы управления процессами здоровьесбережения. Эта система должна гарантировать возврат затраченных ресурсов в виде крепкого здоровья и полноценного физического и психического развития воспитанников дошкольного учреждения.
Задачи:
1. Повысить профессиональную культуру педагогов в вопросах здоровьесбережения и здоровьесохранения дошкольников посредством повышения качества методической работы и самообразования.
2. Осуществить выбор оздоровительных технологий с учетом особенностей ДОУ.
3. Создать оптимальные условий для всестороннего полноценного развития двигательных и психофизических способностей, укрепления здоровья детей дошкольного возраста и формирования привычки здорового образа жизни.
4. Разработать систему управления в единстве оздоровления, воспитания и обучения, позволяющую их интегрировать в образовательном процессе ДОУ.
5. Обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения на основе личностно-ориентированного взаимодействия с ним.
6. Преодолеть стратегическую неопределенность, через выстраивание алгоритмов деятельности, которые позволят своевременно разрабатывать систему мер, способных влиять на состояние здоровья ребенка.
7. Обеспечить системный подход, призванный в комплексе решать как медико-социальные, так и психолого-педагогические проблемы детей дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач необходимо руководствоваться принципами, определяющими основные положения, содержание, организационные формы и методы воспитательно-образовательного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих технологий.
Принципы:
1. Принцип активности и сознательности — успех в работе определяется
через участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей. Обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса. Оздоровительная работа предполагает формирование у дошкольника понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения, осознавая оздоровительное воздействие,
ребенок учится самостоятельно и творчески решать задачи познавательного характера.
2. Систематичности и последовательности в организации здоровьсберегающего и здоровьеобогащающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, сквозную связь предлагаемого содержания, форм, средств и методов работы;
3. «Не навреди» - Это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий выбираются с учетом их безопасности для здоровья и развития ребенка.
4. Доступности и индивидуализации – Оздоровительная работа в детском саду строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Создаются индивидуальные оздоровительные программы, учитывающие особенности здоровья и развития ребенка. Процесс же сопровождения мы рассматриваем как совокупность последовательных действий, обеспечивающий развитие здоровой личности ребенка.
5. Системного подхода – оздоровительная направленность образовательного процесса достигается через комплекс избирательно вовлеченных компонентов взаимодействия и взаимоотношений, которые направлены на полезный результат – оздоровление субъектов образовательного процесса (из теории функциональных систем П.К. Анохина).
6. Оздоровительной направленности — нацелен на укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения. Стремимся к тому, чтобы оздоровительную направленность имели не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация образовательного процесса в детском саду.
7. Комплексного междисциплинарного подхода. Работа учитывает тесную связь между медицинским персоналом ДОУ и педагогическим коллективом, а также отсутствие строгой предметности.
Управление здоровьеориентированной деятельностью в детском саду выстраивается на принципах личностно-ориентированной направленности педагогического подхода к оздоровлению определяется в том, что ребенок одновременно субъект и объект деятельности по здоровьесбережению, то же самое можно сказать и о других субъектах образовательного процесса, профессионального сотрудничества и сотворчества, обеспечивается обязательное профессиональное взаимодействие воспитателя и специалистов в процессе организации здоровьсберегающего и здоровьеобогащающего педагогического процесса, а также тесное сотрудничество с семьей ребенка в контексте здоровьесбережения и здоровьеобогащения;
В методическом кабинете ДОУ необходим методический и дидактический материал по всем разделам физвоспитания: развитие движений, валеология, ОБЖ, дидактический материал «Познай себя», таблицы, схемы, плакаты по развитию движений, пособия для решения проблемных ситуаций; приборы для измерения пульса, секундомер; конспекты праздников, развлечений, дней здоровья. Для педагогов должен быть собран банк педагогических информаций, который включает образовательные программы, технологии методики информационно-педагогический модуль по опыту работы педагогов детских садов в рамках проекта «Взаимообучение городов» и региональной инновационной площадки (РИП) по направлению «Разработка, апробация и внедрение новых механизмов, форм и методов управления образованием на разных уровнях, в том числе с использованием современных технологий». Большое место в режиме дня всех возрастных групп отводится подвижным, дидактическим и словесным играм с элементами здоровьесбережения, а также включение специальных занятий по ЗОЖ в разделе «Физическое развитие», в дополнительную образовательную платную услугу «Здоровячек».
8. Синкретичности — объединение разнообразных методов здоровьесбережения и здоровьеобогащения в условиях педагогической технологии, а также объединение различных способов детской деятельности, позволяющих ребенку наиболее полно и самостоятельно проявлять себя, получая удовлетворение от познания и реализации своих возможностей, испытывая эмоциональный комфорт.
Все вышеуказанные принципы обучения и воспитания являются основой предложенной педагогической технологии. Для эффективного педагогического управления процессами здоровьесбережения дошкольников необходима объективная оценка физического и психологического здоровья ребенка. Очень важным фактором, влияющим на здоровье ребенка является положительное психоэмоциональное состояние ребенка. Требуется не только профессиональная оценка психического состояния ребенка, но и создание соответствующих условий охраны и гигиены его нервной системы.
Специалисты ДОУ совместно с педагогами должны обеспечить индивидуальное сопровождение детей через различные формы физкультурно-оздоровительной работы. И, конечно же, нельзя не сказать про участие в жизни детского сада родителей, которые принимают активнейшее участие во всех проводимых мероприятиях в ДОУ и оказывают посильную помощь.
Надо отметить и то, что физическое воспитание и оздоровительные мероприятия бывают, ограничены экономическими и специальными педагогическими условиями. Коллективу педагогов ДОУ необходимо максимально создать благоприятные условия для физического, психического и социального благополучия детей.
Чтобы стать властелином своего здоровья, надо научиться этому искусству. Учиться управлять своим здоровьем надо с момента рождения. Каждая минута жизни ребенка в детском саду работает на укрепление его здоровья, организация пребывания детей в учреждении должна быть продумана и насыщена: утренняя гимнастика, прогулки в любую погоду, закаливающие мероприятия, «минутки здоровья», и пр.
Оздоровительные мероприятия проводить в соответствии возрастными показателями развития детей и с обязательным учетом индивидуальных особенностей состояния здоровья и уровня физического развития каждого ребенка.
Во время пребывания детей в детском саду, педагогам необходимо систематически и целенаправленно обучать детей методам здоровьесбережения.
Здоровье детей – это цель, где, безусловно, сходятся интересы семьи и учреждения. Поэтому все перечисленные мероприятия помогут родителям понять значимость формирования ребенка, как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности.
Таким образом, спланированная и реализованная система методической работы руководителя и специалистов ДОУ позволят поднять на более высокий уровень образовательный процесс ДОУ с учетом здоровьесберегающих условий, планомерно и оперативно управлять внедрением комплексной системы оздоровления детей, повысить профессиональный уровень педагогического коллектива. Результатом сформировавшейся системы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ будет не только повышение интереса детей, родителей и педагогов к занятиям физической культуры, их эмоциональный настрой, но и хорошие стабильные результаты в освоении детьми основных движений, снижению уровня простудных заболеваний и улучшение показателей физического развития, повышение уровня физической подготовленности детей.