Просмотр содержимого документа
«Роль культурно-исторической психологии Л.С. Выготского в современной системе дошкольного образования детей с особенностями в развитии»
Роль культурно-исторической психологии Л.С. Выготского
в современной системе дошкольного образования детей с особенностями в развитии.
Слайд№2
Лев Семенович на заре своей научной деятельности гигантской силой теоретического проникновения в самую сущность детской дефективности совершил здесь подлинный переворот… Положения, выдвинутые Л.С. Выготским, стали программой действий на многие десятилетия в области исследования аномальных детей, и в перестройке практической дефектологии.
Леонид Владимирови Занков
Его труды служили научной основой построения специальных школ и теоретическим обоснованием принципов и методов изучения диагностики трудных (аномальных) детей. Выготский оставил наследство непреходящего научного значения, вошедшее в сокровищницу советской и мировой психологии, дефектологии, психоневрологии и других смежных наук
Роза Евгеньевна Левина
В последние годы особое внимание в психолого-педагогической теории и практике как у нас в стране, так и за рубежом обращено на переосмысление концептуальных подходов к обучению детей с особыми образовательными потребностями и совершенствование содержания этого обучения в новых социально-экономических условиях.
Это связано с тем, что на сегодняшний день значительно расширился контингент детей, ранее считающихся необучаемыми, включаемых в систему образования. Проводятся круглые столы «Особый ребенок – особое детство», целью которых показать, что данная проблема является культурно-обусловленной. Никто или почти никто не задумывается о том, что особый ребенок имеет право не только на медицинскую, педагогическую и психологическую помощь, он имеет право на детство. Родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, часто интересует вопрос, где и как их дети могут быть включены в систему образования.
Слайд№3
В 30-х годах XX века на Всероссийской конференции по дошкольному воспитанию Львом Семёновичем Выготским был прочитан доклад «Обучение и развитие в дошкольном возрасте». В нем докладчик задался вопросом, какими требованиями должна удовлетворять программа детского сада для того, чтобы она была приведена в соответствие с особенностями ребенка дошкольного возраста.
«Эта программа должна обладать двумя следующими трудносоединимыми качествами: во-первых, она должна быть построена по такой системе», - говорил Л.С. Выготский, - которая ведет ребенка к определенной цели, каждый год делая определенные шаги по пути движения к этой цели.
Во-вторых, программа должна быть сходной со школьной программой в том смысле, что она должна быть программой единого систематического цикла общеобразовательной работы. Вместе с тем эта программа должна быть и программой самого ребенка, т.е. она должна быть преподнесена ребенку в той последовательности, которая отвечает и эмоциональным интересам ребенка, и особенностям его мышления, связанного с общими представлениями.
Слайд№4
Л.С. Выготский особо обращал внимание на проблему изоляции особого ребенка от реальной действительности. Важный грез традиционной системы тот, что она систематически отрывает глухого от нормальной среды, изолирует и помещает его в узкий, замкнутый мирок, где все приспособлено к его дефекту, где все рассчитано на дефект, все напоминает о нем. Эта искусственная среда, - пишет Л.С. Выготский, - во многом расходится с тем нормальным миром, в котором придется жить глухонемому. Здесь не только не развиваются, но систематически атрофируются те силы ребенка которые помогли бы ему войти в жизнь. Душевное здоровье, нормальная психика дезорганизуются и расщепляются; глухота обращается в травму. Такая школа усиливает психологию сепаратизма, она по своей природе антисоциальна и воспитывает антисоциальность. Выход дает только коренная реформа все воспитания в целом.
Л.С. Выготский одним из первых обратил внимание на тягостный характер изолированных тренировок познавательных процессов. Ученый выдвигал принцип коррекционно-воспитательной работы, при котором исправление недостатков познавательной деятельности аномальных детей растворялось бы во всем процессе обучения и воспитания.
Идеи Л.С. Выготского были рассчитаны на будущее и именно в наше время реальная практика воспитания и обучения стала фундаментом их дальнейшей теоретической и практической разработки в сфере современного образования
Слайд№5
Современное дошкольное образование учитывает общие принципы обучение и воспитания, принятые в дошкольной педагогике научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, повторяемость, единство требования к построению системы воспитания и обучения детей-дошкольников. Исходными теоретическими положениями такого рода программ являются общепризнанные закономерности развития ребенка в норме и патологии выдвинутые Л.С. Выготским. Он увидел и вывел на уровень аксиомы значение культурно-исторического развития личности ребенка. Тем самым были заложены основы для понимания движущих причин и условий становления человеческого индивидуума, Л.С. Выготский доказал, что нормальный и аномальный ребенок развивается по одним и тем же законам:
1. Психическое развитие и нормального, и аномального ребенка имеет поэтапный, последовательный характер.
2. И в том, и в другом случае каждый этап завершается формированием новых, более совершенных по сравнению с предыдущими качествами, что является основой для будущего скачка в развитии.
3. И в том, и в другом случае психические свойства развиваются на основе чередования эволюционного и революционного формирования новых качеств.
Л.С. Выготский является признанным родоначальником научной дефектологии в нашей стране. Проведенные им исследования и теоретические разработки в области аномального детства остаются качественно непревзойдёнными до сих пор и являются основополагающими для продуктивной разработки проблем психологии и дефектологии.
В процессе педагогической работы с детьми, имеющие сенсорные или интеллектуальные отклонения Л.С. Выготский считает необходимым ориентироваться не на «золотники болезни» ребенка, а на имеющиеся у него «пуда здоровья»
Слайд№6
В трудах Л.С. Выготского доказано, что социальная ситуация развития формирует или задерживает процесс расширения зоны ближайшего развития в которой реализуются потенциальные возможности ребенка. Учет соотношения первичных нарушений и вторичных отклонений, а также признание неравномерности детского развития послужили основой для понимания построения диагностики, компенсации и построения на их базе системы коррекционного обучения и воспитания. Много внимания в своих работах Лев Семенович уделял проблеме изучения аномальных детей и их правильному отбору в специальные учреждения. Современные принципы отбора (всестороннее, целостное, динамическое, системное и комплексное изучение) детей уходят корнями в концепцию Л.С. Выготского. Продолжение идей Л.С. Выготского нашло отражение в трудах его учеников: Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Р.Е. Левина, А.Р. Лурия, Н.Г. Морозова и Д.Б. Эльконин, внесших весомый вклад в развитие отечественной психологии и педагогики.
В культурно-исторической психологии Л.С. Выготского было введено представление о детском развитии, которое представляет собой сложный процесс, который включает в себя в силу цикличности развития, в силу его диспропорциональности перестройку отношений между сторонами развития, между отдельными функциями личности, перестройку, которая приводит уже к изменению всей личности ребенка, всего его организма на каждой новой ступени. Все современные программы дошкольного образования во главу угла ставят представление о детском развитии и двойном уровне детского развития при реализации целей и задач общеобразовательнной программы.
Слайд 7
Понятие о первичном и вторичном дефектах было введено Л.С. Выготским. Первичные дефекты возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы. Вторичный дефект имеет характер психического недоразвития и нарушений социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного дефекта, но обусловленных им.
Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация детей с проблемами в развитии возможна в том случае, если определен характер нарушения нормального развития ребенка.
Первичные нарушения – это биологические по своей природе повреждения (дефекты) органов или систем (например, нарушение слухового анализатора, зрительного анализатора, локальные или массированные нарушения различных отделов центральной нервной системы.) Они могут быть врожденными или приобретенными. В возникновении врожденных нарушений важную роль играют наследственные факторы, вредные воздействия на плод в период беременности (инфекции, интоксикации, травмы), а так же родовые травмы. Приобретенные нарушения являются последствиями перенесенных ребенком инфекционных заболеваний, травм и т.п.
Слайд 8
Вторичные отклонения производны от первичных дефектов. Их связь не имеет однозначной органической природы и не столь безусловна, как это представлялось раньше исследователям детской дефектности. Вторичные дефекты имеют характер психического недоразвития и нарушений социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного дефекта, но обусловленных им. Первичный дефект может иметь характер недоразвития.
Вторичный дефект является основным объектом в психическом изучении и педагогической коррекции аномального развития. Вторично недоразвиваются те функции, которые непосредственно связаны с поврежденной зоной (недоразвитие понимания речи у детей с нарушением слуха).
Вторичные нарушения возникают только тогда, когда первичные приводят к «выпадениям» ребенка из обязательной для любого общества системы. Называя такие выпадения «социальными вывихами» Л.С. Выготский подчеркивал, что их можно предотвратить, если найти «обходные пути», обеспечивающие доступ детям с определенными потребностями к культуре как источнику и средству развития высших психических функций. В этих случаях вторичные нарушения не становятся неизбежным следствием первичных.
Слайд№9
Двойной уровень детского развития предполагает: во-первых, актуального развития ребенка, т.е. того, что уже на сегодня созрело, и , во-вторых, зону ближайшего развития, т.е. такие процессы в дальнейшем развитии этих же функций, - пишет Л.С. Выготский,- которые, не являясь зрелыми сегодня, тем не менее находятся в пути, прорастают, завтра принесут плоды и перейдут в уровень актуального развития.
Л.С. Выготский сформировал основные характеристики процесса развития ребенка которые легли в основу коррекционно-развивающих и образовательных задач современной дошкольного образования:
1) целостность процесса развития, единство разных сторон и линий развития;
2)общая неравномерность развития, т.е. изменение его скорости или темпа.
3)гетерохронности и диспропорциональности развития разных линий.
4) развитие характеризуется структурными изменениями, которые связаны с дифференциацией прежних структур и с разной скоростью развития частей целого и т.д.
Слайд№10
Источник развития, по Л.С. Выготскому, находится вне ребенка, среда выступает в отношении развития высших психических функций в качестве источника развития .Если в среде нет соответствующей идеальной формы, тогда и развитие ребенка в силу каких-либо причин протекает вне взаимодействия с конечной формой, что приводит к тому что у ребенка соответствующая форма не развивается. Идеальная форма всегда присутствует перед ребенком она персонифицирована в поведении взрослого или более старшего ребенка, закреплена в знаке или вспомогательном средстве. Но, если в среде отсутствует соответствующая идеальная форма. Будет ли тогда создаваться соответствующая деятельность, соответствующие свойства у ребенка? Они будут все развиваться очень медленно, - пишет Л.С. Выготский, - очень своеобразно и никогда не достигнут того уровня, которого они достигают, когда есть в среде соответствующая идеальная форма.
Условием развития в культурно-исторической психологии Л.С. Выготского являются морфологические особенности мозга и общение. Условия развития позднее были более подробно описаны А.Н. Леонтьевым.
Известно, что нормальное развитие ребенка возможно только при совокупности нескольких условий (см. рис).
Слайд№11
Первое условие связано с состоянием здоровья ребенка (биологический фактор развития). Сохранность биологической (натуральной) основы обеспечивает возможность развиваться в соответствии с возрастом.
Но этого не достаточно, необходимо второе условие – благоприятная социально-педагогическая развивающая среда (социальный фактор развития), включающая специально организованное предметно-игровое пространство, обеспечение условий для эмоционального, познавательного и коммуникативного развития (то есть общения со взрослыми и сверстниками), а также для развития всех видом деятельности.
Важность социального фактора подчеркивал Л.С. Выготский, вводя понятие «социальная ситуация развития». Следует признать, - пишет Л.С. Выготский, что к началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.
Третье условие необходимое для нормального развития – активность самого ребенка (двигательная, эмоциональная, познавательная, коммуникативная).
Слайд№12
При раннем органическом поражении центральной нервной системы более всего страдают биологический фактор и фактор активности. Поэтому «социальная ситуация развития», педагогические условия, в которых находится ребенок, должны быть фактически «провоцирующими» развитие. Если нормально развивающийся ребенок обладает значительными потенциальными возможностями и активно разворачивает свою собственную программу развития, то у детей с особыми образовательными потребностями дело обстоит иначе. Развернуть свою собственную программу (которая сама по себе чрезвычайно обеднена) они без специально коррекционной помощи взрослого часто не в состоянии. «Зона ближайшего развития» может возникнуть и сформироваться у них только при ведущей роли взрослого. Из слабости рождается сила, из недостатков - достоинства. Из коллективного поведения, - писал Л.С. Выготский, - из сотрудничества ребенка с окружающими людьми, из его социального опыта возникают высшие функции интеллектуальной деятельности.
Помогающая диагностика Л.С. Выготского не только позволяет выявить степени отклонений на ранней степени, а также сберьчь другие возможности развития, но и участвует в организации развивающей среды, становится диагностикой расширения или сужения диапазона возможностей в различных видах его деятельности.