kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвещена духовному воспитанию детей старшего дошкольного возраста, через художественную литературу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Татьянкина Татьяна Валентиновна,

воспитатель,

МБДОУ д/с № 300, г. Челябинск



Роль художественной литературы в духовно-нравственном

воспитании детей старшего дошкольного возраста

Обрати свое сердце к книгам…

«Какое богатство мудрости и добра

рассыпано по книгам

всех времен и народов»

Л.Н.Толстой



Словарный запас ребенка старшего дошкольного возраста достаточно разнообразен и объемен. Ребенок уже полностью сформировался как личность. Дошкольник легко вступает в контакт, как со взрослыми, так и со сверстниками. Ребенок переходит из пассивного слушателя в активного участника, который сочувствует и негодует, удивляется и радуется, переживает за героев литературных произведений. В современном мире мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием мультфильмов, компьютерных игр у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии и справедливости. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, представления о правде и справедливости целесообразно формировать как примером взрослого, а также с помощью чтения художественной литературы.

Именно детская книга рассматривается, как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

В детском саду мы знакомим дошкольников с лучшими произведениями для детей, и на этой основе решается целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.

Мы знаем, что именно в этом возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт уже дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее. Именно благодаря тому, что дети старшего дошкольного возраста начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания и чувства. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы.

Для ребенка в формировании его духовного мира огромную роль играет развитие его эмоций и чувств. Через личные эмоциональные переживания ребенок более эффективно воспринимает информацию и учебную, и воспитательную. Развивая эмоциональную сферу детей, мы помогаем им более чутко чувствовать явления окружающего мира, давать им оценку и делать свой выбор. Ребенку необходим прямой и яркий пример для подражания, нужна книга, в которой говориться, как нужно поступать. Возьмем такие произведения А.Барто  «Вовка – добрая душа», В.Маяковского «Что такое хорошо, а что такое плохо», А.Гайдара  «Сказка о военной тайне»,   В.Осеевой «Волшебное слово», В.Носова  «На горке» и другие. К каждому произведению можно подобрать пословицы, которые передают смысл прочитанного произведения. Далее вместе с детьми можно обсудить, чему учит и что воспитывает сказка, рассказ или стихотворение, а потом предложить детям нарисовать рисунок, отображающий их чувства и отношение к прочитанному. Так получится книга с рисунками детей, по прочитанным произведениям с пословицами.

Вот пример некоторых произведений.

Стихотворение В.Маяковского «Что такое хорошо, а что такое плохо», к нему подходит пословица «Будем делать хорошо и не будем плохо». Решая задачи воспитания добрых чувств у детей, предложим им подумать, какой из мальчиков им понравился, а какой нет? Почему? Дошкольники, ставя себя на место то одного, то другого героя, анализируя их поступки, придут к выводу о том, что человек, соблюдающий правила добра всегда знает как нужно и как не нужно правильно поступать в разных жизненных ситуациях.

Сказка Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок», к ней подходит пословица «Цыплят по осени считают», которая учит детей тому, что гадкий утенок, несмотря на все перенесенные обиды, не стал злым. Несмотря на то, что было очень трудно, он все выдержал и в итоге стал счастливым. Анализируя прочитанное, воспитанники проявляют желание быть терпеливее друг к другу, к окружающим, к обстоятельствам. Т.к. жизнь может преподнести много нелегких испытаний, не надо падать духом и опускать руки.

Рассказ Л. Н. Толстого «Два товарища», к нему подходит пословица «Без беды друга не узнаешь». Спросить у детей, как бы они поступили на месте персонажей, стоит ли стыдиться своего страха, можно ли в минуту опасности думать только о себе или о других. Ребята должны решить, что человек, который при первой опасности бросает товарища в беде, не умеющий принимать правильные быстрые решения, проявляет трусость и не может считаться хорошим другом, ему больше нет доверия.

Такая работа с художественной литературой приводит к выводу о том, что необходима систематическая целенаправленная работа по знакомству детей с жанром прозы и поэзии, с содержанием сказок и рассказов. При этом важно использовать словесные методические приемы в сочетании с наглядными:
беседы после ознакомления с произведением, помогающие определить жанр, основное содержание, средства художественной выразительности; зачитывание фрагментов из произведения по просьбе детей (выборочное чтение); беседы о прочитанных ранее любимых детьми книгах; знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним; прослушивание записей исполнения литературных произведений мастерами художественного слова. Тем самым художественные произведения дают возможность представить нормы морали в разных формах, что помогает дошкольникам глубже осознать их смысл и научиться применять в конкретных ситуациях реальной жизни.

Таким образом, художественная литература играет важную роль в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Именно она помогает воспитать в растущем человеке определенные взгляды на жизнь и общество, принципы, симпатии, способность и стремление к дружбе, верности, честности, расширяет духовно-нравственный и интеллектуальный кругозор ребенка.

































Список использованной литературы:

Н.А.Карпухина Программная разработка образовательных областей «Чтение художественной литературы»

О.С.Ушакова «Развитие речи», 2018г

В.В.Гербова «Приобщение детей к художественной литературе», 2017г

З.Г.Сахинова «Читаем детям», 1987г


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Татьянкина Татьяна Валентиновна

Дата: 31.03.2021

Номер свидетельства: 577214


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства