Роль дыхательной гимнастики в оздоравливании детей
Дыхание - важнейший физиологический процесс, происходящий
автоматически, рефлекторно. На дыхание можно влиять, регулируя его,
делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время.
Процесс дыхания, осуществляемый дыхательными центрами нервной
системы, состоит из трех фаз: выдоха, паузы, вдоха, которые
непрерывно и ритмично следуют одна за другой.
Начальная фаза дыхания – выдох. Чтобы получить новую порцию
кислорода, необходимую для нормального функционирования
организма, нужно освободить для него место в воздухоносных путях,
что достигается благодаря выдоху.
Дыхательная пауза, следующая за выдохом, - это переходная фаза, характеризующаяся
завершением выдоха и ожиданием импульса к вдох. Пауза не менее важна, чем
«активнее» фазы дыхания: она обеспечивает эффективный газообмен и вентиляцию
легких, что влияет на организм в целом, повышая его работоспособность.
Продолжительность пауз зависит от величины физической нагрузки и состояния нервной
системы.
Дыхательная система детей не совершенна. Чем меньше ребенок, тем уже все его
дыхательные пути, а слизистая оболочка их выстилающая, очень нежная, легко
воспаляющаяся, даже под воздействием частиц пыли; при этом и без того узкие проходы
делаются еще уже, и ребенку становится трудно дышать. Поэтому помещение, в котором
находится ребенок, всегда должно быть хорошо проветрено. В чистом воздухе меньше
микробов, снижается риск заболеваний.
Жизненная емкость легких у ребенка маленькая, а потребность в кислороде велика, а
потребность в кислороде велика. Поэтому он дышит часто и поверхностно. В комплекс
физкультурно-оздоровительных упражнений необходимо включать дыхательную
гимнастику.
Основная поза дыхательной гимнастики: встать прямо, ноги уже плеч. стопы -
параллельно, руки вдоль туловища или левая рука на нижней поверхности
живота, а правая сбоку обхватывает грудную клетку, приблизительно на уровне
локтя (для контроля за дыханием).