kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль игры в ознакомлении с правилами дорожного движения детей старшего дошкольного возраста с сохранным развитием

Нажмите, чтобы узнать подробности

Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Как часто ребята выезжают на велосипедах, самокатах, выбегают за мячом на мостовую где движется транспорт! Одна из распространенных причин несчастных случаев - переход улицы в неположенном месте.

Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.

Показать полностью
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль игры в ознакомлении с правилами дорожного движения детей старшего дошкольного возраста с сохранным развитием »

Департамент образования и науки

Брянской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего и профессионального образования

«Клинцовский социально-педагогический колледж»









Сковородко Анастасия Владимировна





Специальность 44.02.04

Специальное дошкольное образование

группа 331





Роль игры в ознакомлении с правилами дорожного движения детей старшего дошкольного возраста с сохранным развитием


Курсовая работа





Научный руководитель

Шедько Г.А. ___________











Клинцы

2015

Содержание



ВВЕДЕНИЕ Ошибка! Закладка не определена.

Глава I. Теоретические аспекты ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения. 4

1.1. Понятие и сущность дидактической игры в развитии детей старшего дошкольного возраста. 4

1.2. Методы и приемы обучения детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения. 4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 4


















Статистика свидетельствует, что детский дорожно-транспортный травматизм со смертельным исходом превосходит смертность от детских болезней, причем жертвами становятся и школьники, и дети дошкольного возраста. [Клименко, c.3]

Окружающая ребенка среда - это не только семья, детский сад, но и детская площадка, двор и, конечно, улица. Она приковывает к себе особое внимание ребенка. В самом деле, на улице множество быстродвижущихся, ярких разнообразных машин: автомобилей, автобусов, мотоциклов. Много зданий, много людей. Именно это влечет ребенка на улицу, где он одновременно и зритель и участник и где может, как-то себя проявить. А здесь как раз и подстерегает его беда, которая на официальном языке называется «дорожно-транспортное происшествие».

Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Как часто ребята выезжают на велосипедах, самокатах, выбегают за мячом на мостовую где движется транспорт! Одна из распространенных причин несчастных случаев - переход улицы в неположенном месте.

Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.

Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Знакомить с азбукой дорожного движения детей надо еще до школы, когда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые.

Именно в дошкольном возрасте дети должны получить первые сведения о правилах дорожного движения. Они должны понять опасность уличного движения, но и в то же время не испытывать боязни к улице, так как чувства страха парализует действие ребенка, делает его менее находчивым в моменты возникшей опасности.

Задача детского сада состоит в том, чтобы познакомить воспитанников с правилами уличного движения, правилами поведения на улицах и дорогах научить точно их выполнять, развить у детей способность оценивать обстановку на улице, ориентироваться в ней. С дошкольного возраста должна вестись подготовка ребенка к его пожизненной «профессии» участника движения, пешехода. Именно в этом возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду прочно останется у него навсегда.

Организуя обучения дошкольников с правилами дорожного движения в детских садах важно понимать, что в этом возрасте дети лучше воспринимают материал, когда он преподносится в виде игры, при активном участии самого ребенка.
Проблема эта не нова, ею занимались такие известные педагоги как Дудкин В.Л., Клименко В.Р., Рублех В.Э., Саулина Т.Ф., Степанкова Э.Я.









Глава I. Теоретические аспекты ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения


    1. Понятие и сущность дидактической игры в развитии детей старшего дошкольного возраста


Игра - самовыражение человека, способ его совершенствования. Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности.

Наиболее эффективно ребенок развивается в игре. Игра - это своеобразный свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Игры включены в систему всей педагогической работы и способствуют всестороннему развитию детей. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации с определенными предметами, приобретая действенный и чувственный опыт. Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающей жизни требуются многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционального положительного отношения к заданию. Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. Так как, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала не смог достичь игровой цели.

Учебная задача, поставленная в игровой форме, становится более понятной для ребенка. Поэтому дидактические игры занимают большое место на всех этапах обучения в дошкольном детстве. Дидактические игры могут быть самостоятельной формой организованного обучения, и могут осуществляться с целью контроля за уровнем развития детей и усвоения ими определенного материала.

Первой попыткой организовать жизнь и деятельность детей дошкольного возраста в форме игры принадлежала Ф. Фребелю. Он разработал систему игр преимущественно дидактических, и на их основе осуществлялась воспитательная - образовательная работа в детском саду. [Козлова, с.325]

Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей содержится в работах Л.П. Усовой. [Бондаренко, с.4]

Детские игры отличаются большим разнообразием. В отечественной педагогике принята за основу их классификация, рекомендованная Н.К. Крупской объединившие все игры в две большие группы это «самостоятельные игры» и игры с правилами. Дидактические игры с правилами с первых лет работы детских садов заняли должное место среди методов воспитания и обучения детей. С развитием дидактики, дошкольной педагогики совершенствовалась теория и практика использования дидактических игр. Основная особенность дидактических игр определена их названием. Это игры обучающие. Они создаются взрослыми с целью обучения. [Козлова, с.322]

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладевает знаниями,

умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Возможность обучения детей посредством активной, интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр. Следует отметить, что знания и умения, приобретаемые играющими, являются для них пробочным продуктом деятельности, поскольку главный интерес представляет не обучающая задача, а игровые действия и решения игровой задачи, выигрыш - для детей старшего дошкольного возраста велика роль дидактической игры во всестороннем воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста. [Козлова, с.328]

С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной игровой задачей.

Самое важное для развития мышления, уметь пользоваться знаниями, отбирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи.

Большое значение дидактические игры имеют в нравственном, трудовом, эстетическом и физическом воспитании. В дошкольной педагогике все дидактические игры объединяются в три основных вида: игры с предметами, игрушками, настольно - печатные и словесные игры. [Бондаренко, с.7-16]

Независимо от вида, дидактические игры имеют определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Игра, используемая в целях обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. Игровые действия составляют основу дидактической игры - без нее невозможна сама игра.

Они являются как бы рисунком сюжета игры. [Сорокина, с.13]

Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила. Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитания детей в соответствии с «программой воспитания в детском саду». Основная цель правил игры - организовать действие, поведение детей. Выполнение игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. [Бондаренко, с.24]

В старшем дошкольном возрасте детям свойственны любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: им хочется самим найти правильное решение, высказать собственное суждение. С расширением уровня знаний происходит и изменения и в характере умственной деятельности. Поэтому при отборе дидактических игр главное внимание следует обращать на степень трудности игровых правил и действий. Последние должны такими, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия.

Руководство дидактическими играми осуществляется в трех основных направлениях это подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

В дидактической игре познавательная задача решается не прямо, а через организацию игровой ситуации, через игровые правила. Поэтому при планировании дидактических игр воспитатель обдумывает то, что относится к организации и познавательной, и игровой деятельности.

Отбор игры должен соответствовать с задачами воспитания и обучения. Чтобы правильно спланировать проведение дидактических игр, следует учитывать их связь между собой. Последующие игры должны быть сложнее предыдущих. В них перед детьми ставятся новые задачи, повышаются требования к речи детей.

Подбор игрушек и пособий, приемы руководства игрой, виды и формы вмешательства в нее должны быть тщательно продуманы .

Методика проведения игр предусматривает требования: сделать игры занимательными, избежать сухости, сохранить в игре то, что ее отличало от занятий и дидактических упражнений. Занимательность должна заключаться в правилах, побуждающих ребенка думать. Кроме того, широко используются такие игровые элементы, как жеребьевка, считалочка, разыгрывание фантов, соревнование.

Для проведения необходимо определить более удобное время, место для игры, определить количество участников, подготовить дидактический материал. Прежде чем начать игру необходимо вызвать интерес к ней. Используя игру, педагог должен так ею руководить, чтобы не сбиваться на другую форму обучения - занятие. Секрет успешного руководства игрой заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу.

Проведение дидактических игр включает ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическими материалами. Воспитатель четко, точно, эмоционально знакомит детей с новой игрой, уточняет их понимание, вместе с детьми участвуя в игре. Затем предполагает детям самим поиграть самостоятельно. Роль ведущего можно поручить кому то из играющих. Воспитатель следит за ходом игры, выступая в качестве советчика, арбитра. [Бондаренко, с.25]

Большое значение имеет темп игры, заданий воспитателем в самом начале замедленный, в ходе игры темп нарастает, к концу эмоциональный настрой снижается, и темп игры замедляется. [Сорокина, с.152]

Закончить игру можно, разыгрывая фанты, чествованием победителей, сообщение о новом варианте игры, которая будет в следующий раз. Подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре можно судить об ее эффективности. Воспитатель оценивает как правильные решения детьми игровых задач, так и их нравственные поступки, поведение, поддержит тех, у кого еще что-то не получилось. В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз игра будет тоже интересной. Дети с нетерпением ждут этого дня. [5, с.26]



1.2. Методы и приемы обучения детей старшего дошкольного возраста с сохранным развитием правилам дорожного движения


При обучении детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения, учитывается психологическое состояние.

В процессе обучения детей старшего дошкольного возраста с сохранным развитием воспитатель использует различные методы и приемы.

Воспитатель тщательно продумывает основной метод обучения, которым будет пользоваться в организованной образовательной деятельности, для того чтобы повысить его эффективность. Методы обучения принято делить на наглядные, словесные, практические и игровые.

Наглядный метод широко используется при сообщении детям старшего дошкольного возраста новых знаний. Это демонстрация объектов, наглядных пособий, применение технических средств обучения.

При организации наблюдения надо соблюдать ряд условий, надо выбирать такое место и такие моменты, когда дети могут увидеть наиболее характерные особенности наблюдаемого объекта, вопроса и указания должны быть направлены на то, чтобы привлечь внимание дошкольников к различным признакам объекта, не следует отвлекать внимание детей вопросами, которые не связаны с наблюдением. Все внимание детей должно быть направленно на объект. [ ]

С детьми старшего дошкольного возраста с сохранным развитием проводятся наблюдения за движением транспорта, работой водителя, сигналами светофора. [Рублех, с.37]

Чтобы привить детям практические навыки в выполнении правил дорожного движения, необходимо проводить групповые прогулки по тротуару для наблюдения за движением, действиями пешеходов и водителей за посадкой и высадкой из автобуса. Попутно дети знакомятся со знаками и указателями и запоминанием их. [Саулина, с.19]

Дети должны пойти на экскурсию к месту оживленного движения транспорта. Воспитатель проводит вступительную беседу, в которой выявляет, какие правила уличного движения им известны, знают ли они, как регулируется движение транспорта и пешеходов на улице, напоминают о правилах поведения во время экскурсии. Подойдя к намеченному перекрестку, педагог размещает детей так, чтобы всем детям было хорошо видно проезжую часть улицы и в тоже время, чтобы они были в полной безопасности. Затем воспитатель предлагает рассмотреть обстановку, обращает внимание на основные объекты наблюдения. Во время совместных с воспитателем наблюдений дети привыкают ориентироваться на улице, замечать и объяснять дорожные знаки, помнить и соблюдать соответствующие правила: с какой стороны ходить по тротуару, когда переходить улицу, как обходить транспорт. После того как дети вернулись в детский сад воспитатель предлагает детям вспомнить увиденное.

Внутренняя переработка восприятия требует времени: определенные выводы у детей старшего дошкольного возраста после наблюдения должны созреть. Чем удачнее была проведена экскурсия, чем более она заинтересовала и увлекла детей, тем разнообразнее они будут реагировать на нее: припоминать, расспрашивать, беседовать об увиденном.

Знания, приобретаемые детьми старшего дошкольного возраста с сохранным развитием во время прогулок, экскурсий по улицам города, наблюдения за поведением пешеходов, движением транспорта, затем уточняются, дополняются, совершенствуются во время разнообразных занятий и игр. [Степанкова, c.5]

При ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения воспитатель не всегда имеет возможность на прогулках, экскурсиях по городу увидеть те или иные ситуации, связанные с движением пешеходов и транспорта на дороге. С этой целью используются наглядные пособия для детских садов «Правила дорожного движения». Картины и таблицы используются в организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим, в беседах после экскурсий, в творческих и дидактических играх и способствуют развитию речи детей, расширению понятий, обогащению их словаря специальными терминами: проезжая часть, одностороннее и двустороннее движение, подземный и наземный переходы, тротуар, светофор, регулировщик. [Степанкова, с.56]

В процессе организованной образовательной деятельности по физкультуре учат детей старшего дошкольного возраста с сохранным развитием ориентироваться в пространстве, двигаться в определенном направлении, находить свое место. Проводятся подвижные игры «Трамвай», «Найди свое место». Во время обучения воспитатель пользуется наглядно - действенным показом или показом способов действия. Показ должен быть четким, точным, разделенным, чтобы дети видели каждое движение, каждое действие воспитатель обозначает словами.

Для обеспечения наглядности в обучении детский сад должен располагать необходимыми дидактическими пособиями и материалами, в том числе и по обучению детей с правилами дорожного движения. К наглядным пособиям относятся натуральные предметы, игрушки, специально отобранные для демонстрации, а также картины и муляжи.

К пособиям для детей дошкольного возраста должны предъявляться определенные требования: они должны отвечать конкретно учебно-воспитательным задачам, соответствовать возрасту, быть красочными, художественными, привлекательными, качественно выполненными.

В освоении детьми старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения значительную роль играет конкретная, четкая речь воспитателя. Он должен правильно называть направление, местонахождение предметов, использовать пространственную терминологию. [Степанкова, c.6]

Беседа - один из основных словесных методов. С помощью заранее подготовленных вопросов, воспитатель активизирует познавательную деятельность детей с недостатками развития речи: выявляет имеющиеся знания, исправляет и уточняет ответы, сообщает новые знания. В обучении широко используется вопросы к детям. Они помогают проверить знания детей о правилах дорожного движения.

Чтобы знания детей старшего дошкольного возраста с сохранным развитием были усвоены необходимо применение их в практической деятельности. В связи с этим в обучении используются методы, предусматривающие практическую деятельность детей, способствующих усвоению ими новых знаний, овладению умениями и навыками.

Представления, полученные детьми старшего дошкольного возраста с сохранным развитием на целевых прогулках, закрепляются в процессе организованной образовательной деятельности: в процессе организованной образовательной деятельности дети выполняют аппликацию светофоров, строят макеты улиц, по конструированию из бумаги, картона, различных коробок дети могут выполнить машины, светофоры, дорожные знаки. [Степанкова, с.36.]

В обучении детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения большое место занимают игровые приемы и методы, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности и игровой.

Дидактическая игра старших и подготовительных группах являются обычно одной из частей занятия, и проводится с целью закрепления знаний и создания эмоционального настроения.

Для усвоения детьми старшего дошкольного возраста с правилами поведения пешеходов на улице, связанных с умением ориентироваться в направлениях направо и налево, целесообразно использовать игры (разработаны В.Р. Беспаловой): «Правильно улицу пройдешь - в новый дом придешь, ошибешься - в старом останешься», «Правильно пройдешь - другой флажок возьмешь», «Передай пакет».

Задание таких игр, как «Правила уличного движения», «Перекресток», «Регулировщик», «Улица» (разработаны Ф.Н. Блехер и А.И. Сорокиной), заключается в том, чтобы каждый ребенок правильно прошел по тротуару, придерживаясь правой его стороны, или, переходя улицу, посмотрел сначала налево, а дойдя до середины улицы - направо.

Работу с детьми старшего дошкольного возраста с сохранным развитием по ознакомлению с правилами дорожного движения, надо организовать так, чтобы знания, полученные в процессе организованной образовательной деятельности, экскурсиях и играх, стали прочными и могли бы быть с успехом применены. [Степанкова, с.36]

Выводы по 1 главе

Изучив и проанализировав литературу по выбранной теме «Роль игры в ознакомлении с правилами дорожного движения детей старшего дошкольного возраста с сохранным развитием» мы сделали следующие выводы:

  1. В современной педагогической практике игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка- дошкольника.

  2. Дидактические игры - это игры обучающие, которые создают взрослые в целях воспитания и обучения. Значение дидактической игры состоит в том, что они обучают детей по средствам активной, интересной для них деятельности. Особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

  3. Для детей старшего дошкольного возраста дидактические игры представляют собой переходную форму к учебной деятельности.

  4. При обучении детей старшего дошкольного возраста с сохранным развитием с правилами дорожного движения, используются различные методы и приемы: словесные, практические и игровые.

  5. Обучение дает желаемый результат, если оно прочно связано со всеми разделами программы. Методы и приемы нужно выбирать воспитателю целенаправленно в зависимости от подготовленности детей, уровня их развития, это обеспечит более высокое качество знаний, умений, навыков.







ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Дошкольное детство самый важный период в становлении личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни. Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. В педагогическом процессе дошкольного учреждения игра должна занимать ведущее место. Игра - это своеобразный свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Важное место в умственном воспитании детей старшего дошкольного возраста занимают дидактические игры. Обязательными элементам таких игр являются познавательное содержание и умственная задача. Дидактические игры не только способствуют закреплению и уточнению знаний, но и активизируют мыслительную деятельность детей. Игра способствует развитию у детей внимания, памяти, мышления, речи.

Ценность дидактической игры как одного из методов обучения дошкольников, ее богатые педагогические возможности, определяются ролью языка как средства общения и орудия мышления.

Дидактическая игра является наиболее доходчивой формой разъяснения правил дорожного движения детям. Увлекаясь ею, дети усваивают основные требования правил движения. Игра позволяет воспитывать в детях культуру пешехода и будущего водителя, приучает к выполнению установленных правил: правильно переходить дорогу, пользоваться общественным транспортом.

Учитывая то, что в настоящее время растет число дорожно - транспортных происшествий, где ежегодно гибнут и получают травмы дети. Задача взрослых, а именно воспитателей детских садов донести полезные знания до юных граждан, выработать потребность в соблюдении детьми правил дорожного движения.

Таким образом, проанализировав литературу, проведя диагностику, мы пришли к заключению, что дидактическая игра является одним из оптимальных методов обучения детей старшего дошкольного возраста с сохранным развитием, правилам дорожного движения.

Подобранные и разработанные нами дидактические игры, по обучению детей старшего дошкольного возраста с сохранным развитием, правилам дорожного движения, могут быть использованы воспитателями в работе с детьми дошкольных образовательных учреждений.

Совместная работа детского сада и семьи поможет закрепить у детей знания правил дорожного движения. Единые требования воспитателей и родителей обеспечивают у детей образование прочных навыков поведения на улице.















СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы М.А. - М., 2014.

  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М., 2011.

  3. Веселовская Т.М. Уважайте светофор. - М., 2010.

  4. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников.

- Ростов - на - Дону, 2011.

5. Дудкин В.Л. Изучайте правила дорожного движения. - Киев, 2012.

6. Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам дорожного движения.

- М., 2013.

7. Коган М.С. Правила дорожные знать каждому положено.

- Новосибирск, 2007.

8. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М., 2013.

9. Рублех В.Э. Правила дорожного движения. - М., 2013.

10. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. - М., 2012.

11. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М., 2011.

12. Степанкова Э.Я. Дошкольникам о правилах дорожного движения.

- М., 2012.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Шедько Галина Алексеевна

Дата: 24.10.2015

Номер свидетельства: 243316


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства