kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль игровых методов и приемов в формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия – благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.

Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию.

Гигиеническое воспитание — это часть общего воспитания, а гигиенические навыки — это неотъемлемая часть культурного поведения.

К культурно – гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль игровых методов и приемов в формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста »

Департамент образования и науки Брянской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Клинцовский социально-педагогический колледж»





      1. Сковородко Анастасия Владимировна




Специальность 44.02.01

Дошкольное образование

Курс 6, группа 6ДО

Форма обучения заочная




        1. Роль игровых методов и приемов в формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста


      1. Выпускная квалификационная работа






Научный руководитель

Шедько Г.А.__________





Клинцы

2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические основы использования игровых методов и приемов в формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

1.1. Понятие культурно - гигиенических навыков, их значение для детей младшего дошкольного возраста. Условия и приемы формирования культурно – гигиенических навыков.

1.2. Роль и место игровых методов и приемов в формировании культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Заключение

Список использованных источников

















ВВЕДЕНИЕ

Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия – благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.

Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию.

Гигиеническое воспитание — это часть общего воспитания, а гигиенические навыки — это неотъемлемая часть культурного поведения.

К культурно – гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми. [9,С.41]

Физиологической основой культурно – гигиенических навыков и привычек является образование условно – рефлекторных связей, выработка динамических стереотипов.

Культурно – гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения.

Культурно – гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно.

Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять. В младшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности [9,С.7].

Таким образом, в современной дошкольной образовательной организации важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника.

Вопросом воспитания у дошкольников навыков самообслуживания занимались: Петерина С.В., Каплан Л.И, Лямина Г.М., Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. и другие ещё в 70 – 80 гг. XX столетия. В работах этих авторов отражены данные о некоторых закономерностях гигиенического развития дошкольников, даются конкретные рекомендации по организации условий для их формирования, предлагаются эффективные педагогические приемы, которые используются педагогами-практиками в воспитательном процессе дошкольных образовательных организаций.

Для того, чтобы воспитание культурно – гигиенических навыков осуществлялось успешно в дошкольной образовательной организации необходимо организовать обстановку так, чтобы она не препятствовала этому процессу.

Изучив теоретический материал по вопросу о формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, что ученые, как правило, рассматривают эту проблему в целом, не заостряя внимания на особенностях того или иного возраста ребенка. Поэтому тема нашей выпускной квалификационной работы всегда будет актуальна.



ГЛАВА1. Теоретические основы использования игровых методов и приемов как средства формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста


1.1. Понятие, условия, методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста


В дошкольном возрасте у ребенка расширяется круг культурно – гигиенических навыков, совершенствуются способы выполнения бытовых действий и изменяется их структура. Дети, как правило, хорошо ведут себя за столом, контролируют свой внешний вид, чистоту тела, умеют самостоятельно замечать и устранять неполадки в своем внешнем виде. Культурно – гигиенические навыки выступают как важная составная часть культуры поведения [23,С.28].

В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, привычки [10,С.12].

Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.

Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту.

Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действии, слов, жестикуляции. Ребенка надо учить замечать состояния других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, когда нужно научить тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке такое поведение становится недопустимым, то есть поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим. Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность. Культура общения обязательно предполагает культуру речи.

А. М. Горький считал заботу о чистоте речи важным орудием борьбы за общую культуру человека. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон [10].

Культурно – гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен и в работе.

И на протяжении всего дошкольного возраста культурно-гигиенические навыки все больше объединяются с трудовыми. В этот период ребенок следит за чистотой одежды и приводит ее в порядок, самостоятельно подготавливает условия для бытового процесса. Ребенок регулирует свое поведение в соответствии со сформированным представлением о способе поведения в бытовых процессах.

Высокое качество выполнения одного действия приносит ребенку удовлетворение и позволяет перейти к другому. Поэтому он сначала раздевается после прогулки, потом идет мыть руки и после этого садится обедать. И если сначала действие побуждалось мотивом, лежащим вне его, например, в требовании взрослого или в понимании необходимости его выполнения, то потом мотивом становится сама потребность выполнить действие. Освоенные культурно-гигиенические навыки превращаются в привычки – действия, выполнение которых стало потребностью.

Необходимыми условиями формирования привычек выступает положительное отношение ребенка к бытовой деятельности и систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его известную самостоятельность. Привычки выполнять требования личной гигиены и культурного поведения проявляются в разных жизненных ситуациях. А бытовые процессы выполняются без напоминания взрослых.

Любое требование взрослого к дошкольнику должно быть аргументированным. Такая аргументация повышает легкость и быстроту освоения навыков. Взрослые не должны понижать требовательность по отношению к дошкольнику при выполнении им гигиенических процессов. Формальный контроль недопустим, так как это может разрушить уже сформированный навык, например, выясняя, вымыл ли ребенок руки, доел ли суп [23].

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам. Но ее значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет и эстетический аспект – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу. Важным моментом здесь является и хорошая сервировка стола. Ведь детям нравится, когда стол накрыт чистой белой скатертью, что способствует воспитанию аккуратности.

Обучение навыку культурно есть, требует значительного труда, поскольку для этого дети должны овладеть целым рядом действий, осуществляемых в определенной последовательности (правильно сидеть за столом, пользоваться приборами для еды, салфеткой и так далее). Упражнение ребенка в совершении правильных действий со стороны взрослых, приводит к постепенному формированию требуемых навыков.

Особенно важен контроль на начальной стадии формирования навыка. В дальнейшем воспитатель проверяет тщательность и добросовестность выполнения действий. Отсутствие должного контроля приводит к появлению у детей неверных навыков: они могут неправильно держать ложку, вилку, забывать пользоваться носовым платком, небрежно складывать одежду.

С младшего дошкольного возраста дети должны усвоить определенные правила: нельзя класть локти на стол во время еды; есть надо с закрытым ртом, не спеша, тщательно пережевывая пищу; бережно относиться к продуктам; правильно пользоваться столовыми приборами. Овладение культурой еды – нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, аппетитом и опрятно.

К числу основных условий успешного формирования культурно – гигиенических навыков можно отнести и рационально организованная обстановка, и четкий режим дня, и единство требований взрослых.

Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание).

Для младших дошкольников особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин небольшого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем – картинка. Это повышает интерес детей к умыванию.

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Упрочение их происходит в играх, во время проведения основной образовательной деятельности, труде, в быту.

Так, например, во время проведения основной образовательной деятельности физическая культура во время общеразвивающих упражнений можно рассказать детям о пользе тех или иных движений для здоровья и развития, о том, как важно выполнять их в хорошо проветренном зале или на воздухе, о необходимости содержать в порядке свою физкультурную форму, после окончания занятий аккуратно ее складывать и мыть руки с мылом до локтя (проводить влажные обтирания до пояса).

Во время труда в помещении или на участке также есть немало возможностей для закрепления гигиенических навыков у детей. Например, воспитатель объясняет, что нужно не только выполнить работу хорошо, но и стараться не поранить руки. А для этого важно правильно пользоваться предметами труда и инвентарем.

Формирование культурно – гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых – родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольной организации и семьи.

У детей младшего дошкольного возраста преобладает конкретное, наглядно – образное мышление. В связи с этим для успешного формирования у них гигиенических навыков необходимо прибегать к показу и объяснению. Воспитатель показывает, как надо держать ложку, выходить из – за стола, мыть руки. Показ обычно сопровождается объяснением. Детям становится понятна целесообразность требований воспитателя (руки мыть чисто, не лить воду на пол, и так далее). Умелое руководство взрослых сокращает время овладения навыками личной гигиены.

В младшем дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Внешний вид воспитателя и родителей, их поведение должны служить образцом для детей; их указания не должны идти в разрез с собственным поведением, так как ничто не проходит мимо внимательных детских глаз. «Если вы требуете, чтобы дети за обедом не читали книгу, - советовал А. С. Макаренко, - то и сами не должны этого делать. Настаивая, чтобы дети мыли руки перед обедом, не забывайте требовать от себя того же. Во всех этих пустяках гораздо больше значения, чем обыкновенно думают». Об этом всегда должны помнить и воспитатели детского сада, и родители.

В воспитании навыков следует опираться и на хороший пример самих детей. Воспитатель обращает внимание малышей на тех их сверстников, кто умеет хорошо мыть руки, аккуратно обращаться с вещами, самостоятельно одеваться, так как дети не всегда могут сами заметить это.

Предложив детям убрать игрушки после игры, воспитатель замечает, что им помогает и не участвовавший в игре ребенок. «Посмотрите, дети, - говорит педагог, - Игорь не играл с вами, а тоже убирает, помогает товарищам. Все вместе вы быстро уберете игрушки». Другие дети тоже принимаются помогать. Однако, используя положительные примеры, воспитатель должен проявлять такт, не допускать противопоставления одних детей другим.

В воспитании культурно-гигиенических навыков огромную роль играет педагогическая оценка, то есть положительное или отрицательное суждение педагога об отдельных поступках и поведении ребенка. Более широко воспитатель в своей работе пользуется положительной оценкой: одобрением, поощрением, похвалой. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше.

Положительная оценка дается и в том случае, когда нужно показать успехи в овладении новыми навыками. Если трехлетний ребенок впервые сам надел рубашку, застегнул пуговицу, воспитатель его одобряет. Чтобы малыш лучше осознал свои новые умения, воспитатель может сравнить его теперешние действия с прошлыми, новую оценку с предыдущей, например, отмечает в присутствии всех детей: «Наташа стала быстро одеваться. Раньше делала ей замечания, а сегодня хвалю». Если дети ошибаются при выполнении тех или иных правил воспитатель напоминает им, что и как надо сделать, не торопится с замечанием или осуждением.

Также положительную оценку надо давать и в том случае, если дети сами помнят, как нужно поступать. Похвала ускорит выработку необходимого навыка. Например, воспитатель говорит: «Я не напомнила Гале, как нужно сесть, а она села правильно. Молодец!» Оценка дается перед всей группой, если всем остальным детям нужно овладеть этим навыком. Если же они в основном уже им овладели, а отстают лишь некоторые, то воспитатель одобряет ребенка индивидуально.

Особая роль в воспитании культурно-гигиенических навыков принадлежит игровым методам и приемам. С помощью игры дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековой историей человечества. В игре вырабатывается произвольность поведения. В силу необходимости выполнять правила, дети становятся организованнее, учатся оценивать себя и свои возможности, приобретают сноровку, ловкость и многое другое, что и облегчает формирование прочных навыков [14].

В младшем дошкольном возрасте игра является одним из основных методов формирования навыков личной гигиены, многие элементарные трудовые навыки, особенно в области самообслуживания, культурного общения, обращения с вещами, усваиваются в значительной мере в играх с куклами.

В усвоении норм поведения, правил взаимоотношений значение игры очень велико. Свобода игровой деятельности предполагает, что в ней ребенок чаще, чем в реальной жизни, ставится в условия, когда он должен сделать самостоятельный выбор (как поступить?). Например, в игре «Ловишки», водящий дотронулся до убегающего от него Саши, но никто не заметил. Как поступить: продолжать бегать или сесть на скамейку, где собрались другие «осаленные» водящим дети? [14].

Воспитатель в процессе игры закрепляет у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Видное место отводится при этом дидактическим играм («Уложи куклу спать», «Оденем куклу на прогулку», «Накормим куклу обедом» и тому подобные).

Также большое влияние на формирование навыков оказывают соот­ветствующие иллюстрации, художественные произведения, фольклор. Уточняющие представления детей о том, например, как надо умываться, сидеть за столом, помогать друг другу. Схемы – модели очень в этом помогают. Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации из детских книг, подбирает картины: «Дети играют», «Дорогие гости», «Новенькая» и тому подобное. Все указания детям должны даваться в дружелюбном, спокойном тоне, вызывающем у них положительное отношение к действиям, которые должны стать привычками.



1.2. Роль игровых методов и приемов в формировании культурно – гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста.

Я. А. Коменский призывал тщательно заботиться о здоровье, гигиене и физическом развитии детей. Он писал – «Детям должны быть созданы условия для физического развития. Не следует без нужды ограничивать их подвижность, а наоборот развивать у них навыки, держать голову, сидеть, брать, сгибать, свёртывать, складывать и тому подобное». Овладение этими и культурно – гигиеническими навыками и умениями должно непрерывно происходить в форме игры, она – основное средство развития детей [14].

Мы уже говорили, что культурно – гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Именно культура поведения способствует дальнейшей социализации ребенка. А наиболее интенсивно идет социализация ребенка именно в игре. Дети овладевают ориентировкой в окружающем мире, в мире человеческих отношений, деятельности людей. Игра – средство саморазвития ребенка, самообновления, самосовершенствования, саморегуляции, переработки впечатлений [22].

Обучая детей трёх лет навыкам самообслуживания, важно сохранить их стремление к самостоятельности, которое является великим достижением ребёнка этого возраста, важнейшим фактором формирования его трудолюбия. Особое терпение и педагогический такт требуется от воспитателя, чтобы не погасить детскую инициативу.

Играя, ребенок младшего дошкольного возраста уточняет свои представления о предметах и явлениях, изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных.

Положительное влияние оказывают игры и на нравственное развитие детей: они способствуют выработке у них организационных навыков, дисциплинированности, самообладания.

Достоинство игровых методов и приемов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес. Положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями [14].

Игровые методы и приемы позволяют четко и полно осуществлять учебные задачи в атмосфере легкости и заинтересованности, активности детей. В современных исследованиях выявлено, что эти методы дают возможность направлять не только умственную активность детей, но и моторную. Моторная активность способствует образованию богатых ассоциативных связей, что облегчает усвоение знаний, умений. В ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребенка более быстро и точно.

Игровые методы и приемы характеризуются рядом признаков. Прежде всего, они переносят учебные действия в условный план, который создается соответствующей системой правил или сценарием. Еще одна особенность заключается в том, что от ребенка требуется полное вхождение в игровую ситуацию. Следовательно, и педагог должен играть с детьми и отказаться от прямого обучающего воздействия, замечаний, порицаний. Важно реализовывать игры так, чтобы не нарушать естественный ход игры, не лишать её «души» замечанием, указанием, нотацией, просто неосторожным словом.

Овладение игрой имеет несколько ступеней. Сначала ребёнок обучается принимать воображаемую ситуацию от взрослого. Затем он способен не просто принимать воображаемую ситуацию, но и удерживать ее, развивать, переадресовывать. На следующем этапе ребёнок самостоятельно, без помощи взрослого создаёт воображаемую ситуацию, удерживает её при помощи слов.

Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова обращают внимание на то, что «Игра не мистическое, внутренне присущее ребёнку качество, а исторически сложившаяся деятельность, которой овладевает ребёнок. Ей присуща добровольно и свободно выбранная деятельность, которая доставляет удовольствие и не имеет утилитарных целей, является не продуктивной деятельностью. Кроме того, это особого рода моделирующая деятельность, обнаруживающая связь с реальным миром".

В дошкольной педагогике наиболее распространёнными игровыми методами являются воображаемая ситуация и дидактическая игра.

Дидактической игре присущи две функции в процессе обучения (А.П. Усова, В.Н. Аванесова). Первая функция – совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации. Например, дети называют и различают цвета, а в дидактической игре «Светофор» эти знания перестраиваются в соответствии с усвоением правил уличного движения. Сущность второй функции дидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания. Как метод обучения дидактическая игра может использоваться при фронтальных, групповых, индивидуальных формах специально организованного обучения. Для играющих детей воспитательно – образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Как отмечал А.Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Дидактической игре характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи, но облеченной в занимательную для детей форму. Например, чтобы уточнить представления детей младшего дошкольного возраста о столовой посуде используют дидактическую игру «Кукла Катя обедает», чтобы уточнить представления детей об одежде используют дидактическую игру «Кукла Катя идет на прогулку».

Главными мотивами игры в младшем дошкольном возрасте выступают игрушки. В играх с куклами, например, формируются не только культурно-гигиенические навыки, но и нравственные качества – заботливое отношение к партнеру по игре – кукле, которое переносится затем на сверстников. Можно внести в группу большую куклу и сказать, что она приехала к малышам, и будет жить вместе с ними. Дети знакомятся с игрушкой, выделяют ей игрушечный шкаф в раздевальной комнате, вместе с воспитателем устанавливают кроватку в спальне, отводят место за столом в кукольном уголке. Придумывают кукле имя. Затем учат куклу навыкам самообслуживания. Кукла иногда даёт оценку действиям детей [22].

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему - то научиться в легкой, непринужденной форме. Такое непреднамеренное обучение получило название автодидактизма.

Следует отметить, что знания и умения, приобретаемые играющими, являются для них побочным продуктом деятельности, поскольку главный интерес представляет не обучающая задача (как это бывает во время проведения основной образовательной деятельности), а игровые действия для детей младшего дошкольного возраста [14].

Дидактическая игра хороша еще и тем, что малыш сразу видит конечный результат своей деятельности. Достижение результата вызывает чувство радости и желание помочь тому, у кого пока что-то не получается.

Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих основу обучения.

Таким образом, обязательными структурными элементами дидактической игры кроме обучающей и воспитывающей задачи являются - игровые действия и правила.

Как мы говорили выше, в качестве игрового метода используется и воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием. Иногда целесообразно использовать в обучении такой компонент игры, как роль. Человек Рассеянный, все путает, а дети его исправляют. Роль может «исполнять» и игрушка. Например, Петрушка просит детей научить его правильно умываться.

Важное значение для повышения активности детей имеют такие игровые приемы, как внезапное появление объектов, игрушек, выполнение воспитателем различных игровых действий (подбор картинок, складывание, передвигание, имитацию движений). Игровые действия могут состоять из ряда отдельных действий или элементов. Они должны обязательно сопровождаться речью. Данный приём используется, в том случае, если воспитатель является непосредственным партнёром ребёнка в игре.

Эти приемы своей неожиданностью, необычностью вызывают острое чувство удивления, которое является прологом всякого познания (вдруг воспитатель «превратился»в Лисичку со скалочкой и от ее лица рассказывает о своих «приключениях», вдруг раздался стук и вошел Винни - Пух).

На большом эмоциональном подъеме проходят занятия основной образовательной деятельностью, включающие инсценировки коротких рассказов, стихотворений, бытовые сценки, элементы драматизации.

К игровым приемам относятся загадывание и отгадывание загадок, создание игровой ситуации («Научим Петрушку мыть руки»).

Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития. Но это происходит тогда, когда она включается в организуемый и управляемый педагогический процесс. Развитие и становление игры в значительной степени происходит именно при использовании ее как средства воспитания [14].

Руководствуясь требованиями программы воспитания в детском саду, педагог отбирает и планирует программное содержание, которое должно быть усвоено детьми в играх, четко определяет дидактические и игровые задачи, действия и правила, предполагаемый результат.

Руководя игрой, воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на его сознание, чувство, волю, поведение, использует ее в целях умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.

Однако, направляя игру в русло решения воспитательно–образовательных задач, всегда следует помнить, что она – своеобразная самостоятельная деятельность дошкольника. В игре ребенок обладает возможностью проявлять самостоятельность в большей степени, чем в любой другой деятельности: сам выбирает сюжеты игры, игрушки и предметы, партнеров и так далее. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей.

Для закрепления культурно – гигиенических навыков и привычек целесообразно использовать сюжетно – ролевую игру. Необходимо обратить внимание на игры малыша, вот он посадил куклу за стол и собирается её кормить. Подскажите ему: «Ты всегда перед едой моешь руки. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке? ». Или другая ситуация. Ребёнок укладывает спать куклу одетую. Нужно ему напомнить: «Перед сном ты всегда снимаешь одежду и аккуратно складываешь её. Твоя дочка тоже не хочет спать одетой». Таким образом, усвоение культурно-гигиенические навыки закрепляются и обогащают содержание детских игр. Малыши начинают переносить их в разные игровые ситуации, и тогда предметные действия превращаются в игровые» [23].

Культурно – гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Ребенок научился надевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать.















Выводы глава 1

В результате анализа психолого-педагогической литературы мы пришли к следующим выводам. С самого раннего возраста важно воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Гигиеническое воспитание – основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем, на успешную социализацию ребенка в обществе.

Воспитывая культурно – гигиенические навыки следует опираться на возможности ребенка, его индивидуальные особенности, поддерживая интерес к этому процессу. Особенно важен контроль на начальной стадии формирования навыка. Отсутствие должного контроля приводит к появлению у детей неверного навыка: они могут неправильно держать ложку, вилку.

Особое внимание воспитателя требует организация быта повседневной жизни детей. С одной стороны, многие элементы быта повторяются изо дня в день, что составит благоприятную основу для успешного формирования навыков культуры гигиены, но с другой – в быту ребенок в большей степени предоставлен себе. А в результате именно в повседневной жизни особенно наглядно можно видеть, насколько они стали его потребностью. Положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится ненавязчивой извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями. Игровые методы и приемы помогают быстрее сформировать культурно - гигиенические навыки, так как в ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребенка более быстро и точно, а в младшем дошкольном возрасте игра – это основной вид деятельности.


Заключение

К первоочередным задачам воспитания маленького ребенка следует отнести воспитание культурно-гигиенических навыков.

Необходимо вызвать у детей желание действовать определенным образом. Этому во многом могут способствовать условия детского сада: благоустроенное помещение, мебель, соответствующая возрасту детей. Но мало вызвать желание, надо научить ребенка действовать соответствующим образом.

Деятельность детей носит ярко выраженный подражательный характер, поэтому необходимо больше уделять внимание показу как держать ложку, чашку, как двигать руками при умывании.

Культурно – гигиенические навыки – важная составляющая часть культуры поведения. В процессе повседневной работы с воспитанниками необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом совершенствовались.

Изучив психолого – педагогические аспекты формирования культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста и проведя практическую работу, мы пришли к заключению, что наглядные приемы играют важную роль в работе с детьми раннего возраста.

Наглядные приемы вызывают у малышей положительные эмоции, обеспечивают более высокую восприимчивость ребенком выполнения того или иного действия.

Показанные и освоенные действия в результате постоянных упражнений в повседневной деятельности перерастают в устойчивые культурно – гигиенические навыки.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Диагностические исследования позволили выявить уровни сформированности культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста.

В ходе работы нами была подобрана серия наглядных приемов. Подобранная нами серия игровых методов и приемов поможет воспитателям более эффективно организовывать процессы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Предложенные игровые методы и приемы будут эффективными, если работа будет вестись целенаправленно, регулярно, в системе. Разработанные нами рекомендации могут быть использованы в работе воспитателей и других дошкольных образовательных организаций.

Мы считаем, что в результате проделанной работы цель достигнута и задачи реализованы.






Список использованной литературы

1. Белостоцкая Е.М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. – М.:Просвещение,2011.

2. Бондаренко А.К. Дидактиеские игры в детском саду. – М.: Просвещение,2011.

3. Буре Р.С., Островская А.Ф. Воспитатель и дети. – М.: Просвещение, 2011.

4.  Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: 2011.

5. Виноградова Н.Ф. / Воспитателю о работе с семьёй – М.: Просвещение, 2014.

6. Веракса Н.Е. / Программа От рождения до школы – М: Мозайка-Синтез 2014 – 329с.

7. Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. – М.: Сфера, 2007.

8. Денисова О.П. Психология и педагогика. – М: Флинта, 2011- 240с.     

9. Логинова В.И. и Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика – М: Просвещение, 1988-256с.

10. Логиновой В.И. / Детство – СПБ.: Акцидент, 2013.

11. Новосёлова С.А.  Игра дошкольника / Под ред. С.А. Новосёловой. – М.: Просвещение, 2013.

12. Крулехт М.В. /Дошкольник и рукотворный мир – С.П.: Детство-Пресс, 2002-152с.  

13. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. – М .: 2005/

14. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М: Академ А, 2013.-432с.

15. Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. – М: ТЦ Сфера, 2006. – (Программа развития).

16. Лихачёва А.А. Встреча с Мойдодыром. //Дошкольное воспитание №9 – 2004. с.56

17. Мчедлидзе Н.Б., Лебеденко А.А., Гребенщикова Е.А. История дошкольной зарубежной педагогики. – М.: Просвещение, 1980.

18. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком – М., Педагогика, 1990.

19. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2006.

20. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.

21.  Печора А.В. Развивающие игры для дошкольников. М.: ВАКО, 2008.

22. Турченко В.И. Дошкольная педагогика. М: Флинта, 2013. 256с.

23. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. – М: Просвещение, 1997.

24. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М: Просвещение, 2011 – 291с.

25. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника – М., 1996.

26. Усова А.П. Обучение в детском саду, 3 изд. М.,1981.

27. Интернет ресурс - http://nsportal.ru/

28. Интернет ресурс - http://festival.1september.ru/








11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шедько Галина Алексеевна

Дата: 24.10.2015

Номер свидетельства: 243314


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства