Просмотр содержимого документа
«Родительский всеобуч "Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад № 4»
Родительский всеобуч
«Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»
Подготовила: воспитатель
высшей категории Лопухина О.А.
г. ОРЕНБУРГ - 2025 г.
«Развитие коммуникативных навыков у детей
старшего дошкольного возраста»
Цель: представление опыта работы по использованию игровых технологий, направленных на развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Актуализировать знания родителей о важности дошкольного периода детства для развития коммуникативных навыков.
2. Содействовать формированию у родителей представлений об использовании игровых технологий, направленных на социально – личностное развитие дошкольников.
Материалы и оборудование: музыкальное сопровождение, 4 больших снежка, клависы, баночки, колокольчик, листы бумаги по количеству участников.
Ожидаемые результаты: повышение уровня коммуникативной компетентности родителей.
Родительский всеобуч рассчитан на неограниченное количество участников. Продолжительность — 40 минут. Включает в себя две части: организационную и практическую.
План проведения:
1. Вступительное слово педагога.
• Коммуникативное упражнение - приветствие «Здравствуй, друг! Как ты тут…»
2. Организационная часть.
3. Практическая часть:
• коммуникативный танец-игра «Встречалочка»
• упражнение «Ровный сделаем кружок»
• коммуникативная игра «Маленький снежок», И.Лыкова
• коммуникативная игра «Кутерьма»
• коммуникативный танец «Побежали парами»
• упражнение «Паровозик едет»
• коммуникативная игра-оркестр для развития чувства ритма (клависы, баночки)
• упражнение – тренинг «Волшебные комочки»
• Рефлексивное упражнение «Цветик-семицветик»????
4. Заключительная часть
Ход мероприятия.
1. Вступительное слово педагога.
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас на родительском всеобуче. Сегодня мы поговорим о «Развитии коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста». Нашу встречу предлагаю начать с приветствия, которое соответствует теме нашей встречи.
Упражнение «Приветствие»
Говорите и выполняйте действия вместе со мной.
(Все встают в круг, выполняют действия согласно тексту.)
Здравствуй, друг! (положить руки на плечи соседей слева и справа)
Как ты тут? (вытянуть руки вперед)
Где ты был? (пожать плечами)
Я – грустил! (прижать руки к груди)
Ты пришел! (вытянуть руки вперед)
Хорошо! (обнять соседей)
2. Организационная часть.
Коммуникация - Общение – основное условие развития ребёнка. Благоприятным периодом для развития коммуникативных навыков- является дошкольное детство.
Дети 5-6 лет очень часто испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. В этом возрасте дети учатся слушать собеседника; эмоционально сопереживать; планировать содержание диалога; умение подбирать вербальные (речевые) и невербальные (жесты, мимику, пантомимику) средства общения и решать конфликтные ситуации.
Общение включает в себя: - Желание вступать в контакт с окружающими: («Я хочу!»)(я хочу тебе рассказать) - Умения: («Я умею!») (Слушать, использовать мимику, жесты для выражения своих мыслей!») - Знания норм и правила поведения: («Я знаю!»)(я знаю, что сначала нужно здороваться)
Коммуникативное развитие осуществляется во всех сферах деятельности детей: игровой, трудовой, познавательной, художественной, музыкальной, и т.д.
Сегодня мы хотим поделиться с Вами своим опытом по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
3. Практическая часть.
Начнем с упражнения «Встречалочка», которое помогает установить контакт между детьми группы, вызвать желание общаться.
Вы готовы? Ребята, вставайте на дорожку, пойдем встречать своих друзей.
- «Встречалочка» В. Лысенко (я гуляю по своей дорожке, если друга повстречаю – попляшу немножко.) (ТАНЦУЮТ ДЕТИ)
Ребята, вы сейчас присаживайтесь и отдохните.
Что ж, родители, вы сидите?
В «Кутерьму» сыграть хотите?
- Игра «Кутерьма» (РОДИТЕЛИ)
«Я умею» вторым правилом общения является умения слушать, использовать мимику, жесты для выражения своих мыслей. Вашему вниманию предлагаем игру «Теремок».
Уважаемые родители дети, вставайте ко мне в кружок (родители совместно с педагогом выполняют движения, по тексту).
В чистом поле теремок
Был ни низок, не высок. (Присели, встали, руки вытянуты.)
Звери очень испугались, (Руки ладонями к щекам, изображая испуг.)
Поскорее разбежались (Бег по кругу.)
А потом собрались снова
Чтоб построить терем новый. (Собираются в маленький круг и обнимают соседа.)
Вот какие мы молодцы! Что помогло нам построить теремок?
Родители: Дружба.
Правильно. Дружба всегда побеждает. Дружным быть, значит помогать друг другу.
Но если вдруг в игре нарушены правила и нормы поведения и возник конфликт, мирилка поможет его решить
Родители, присаживайтесь, и отдохните. А вы, ребята вставайте парами, делайте маленький круг. Покажем нашим родителям, если вдруг поссоримся, как мы умеем мириться.
- Танец «Побежали парами скорей» (ТАНЦУЮТ ДЕТИ)
А теперь отправляемся на веселую полянку.
Паровозиком встаем,
Весело гудок даем!
(2 поезда: поезд – дети, и поезд – взрослые)
- Упражнение «Паровозик едет» (паровозик едет, колесики стучат…) - дети кладут 2 руки на плечи впереди стоящему - цепляются друг за друга паровозиком. Поезд двигается по дорожке. Когда зазвенит колокольчик, первая пара делает воротики, в которые проезжает весь состав. Когда весь поезд проехал через ворота, пара цепляется за последних и продолжают путь. Можно сделать 2 паровозика – отдельно дети, отдельно родители. Оба поезда заезжают на палас.
НА ПАЛАСЕ
Музыкальные игры помогают соблюсти все каноны общения: Я хочу, я могу, я знаю - игра-оркестр для развития чувства ритма (клависы+баночки)
Хочу предложить Вам упражнение - тренинг "Волшебные комочки", которое поможет Вам снять напряжение и создать положительное эмоциональное настроение, а также развить мелкую моторику рук. Перед Вами лежат листы бумаги. Прошу Вас взять по одному листу обеими руками. Мы с вами сейчас будем мять бумагу, следуя моим инструкциям:
Раз, два, три, четыре, пять
Мы бумажку будем мять!
Мы бумажку будем мять!
Свои ручки развивать!
(Плотную бумагу берем со стола и мнем обеими руками, как будто лепим снежок.)
В ручку правую возьмем
И чуть-чуть ее помнем.
(Берем в правую руку и мнем только правой рукой.)
Мы чуть-чуть ее помнем
Левой ручке отдаем.
(Берем в левую руку и мнем только левой рукой.)
В ручку левую возьмем
И чуть-чуть ее помнем.
Мы чуть-чуть ее помнем
И быстрей ее кладем.
(Положили комочек перед собой)
- А сейчас вы все вместе, сообща должны выложить из смятых комочков, картинку, рисунок, животное и т.д., которая выразит ваши положительные эмоции (солнце, цветок, речку, улыбку и др.).
Замечательно поработала наша дружная команда, посмотрите, какая замечательная картина у вас получилась. Молодцы! Отлично справились! Как Ваше настроение? Улучшилось? (ответы) Замечательно!
Уважаемые родители, у меня в руках лепестки от цветка с правилами общения. Прошу Вас, выбрать по одному правилу, озвучить его, если хотите прокомментировать. И мы с вами создадим наш чудо-цветок дружбы.
(родители выполняют задание, на магнитной доске выкладывается цветок).
Посмотрите, какой красивый цветок у нас с вами получился. И пусть все сбудется.
4. Заключительная часть.
Дорогие друзья, вот и подошло к концу наше мероприятие. Мы показали, что коммуникативные навыки необходимо развивать. И проще всего это сделать в игровой форме.
Список литературы:
1. Бабаева, Т.И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников [Текст]/ Т.И. Бабаева. -Москва: Детский сад, 2011. – 74-86с. 2. В. Н. Детская психология. Взаимодействие со сверстниками: учеб. пособие для СПО [Текст]/ В. Н. Белкина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 170 с.
3. Взаимодействие детского сада с родителями в современных условиях [Электронный ресурс]/Электронные текстовые данные. - Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/11/29/vzai., свободный.
4., Л.Н. Как помочь наладить общение со сверстниками [Текст]/ Л.Н. Галигузова. -Москва: Дошкольное воспитание №1, 2006. -С.111-113; С.118-120.
5. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. [Текст]/ Н. Ф. Голованова. -Санкт-Петербург: Речь, 2004. - 272 с.