Просмотр содержимого документа
«"Робототехника и техническое творчество в образовательном пространстве дошкольной организации"»
«РОБОТОТЕХНИКА И ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»
Современное общество ставит задачу в воспитании активных, самостоятельных и творческих людей.
Передо мной, как перед педагогом стоит проблема в создании мотивации развития и обучения дошкольников в рамках ФГОС.
Для решения этой проблемы требуются новые условия и средства обучения. Одним из таких средств является робототехника.
Робототехника является инновационной технологией, которая объединяет знания о физике, механике, технологии, математике и ИКТ.
У ребенка в процессе занятий по робототехнике формируются познавательно – исследовательские умения и навыки, желание добиваться результата, закладываются первые предпосылки учебной деятельности.
Кроме того, использование робототехники позволяет чередовать практические и умственные действия ребенка.
Методов обучения по робототехнике много, но у нас популярны:
- проектные методы обучения;
- исследовательские методы в обучении.
В процессе занятий по робототехнике происходит интеграция всех образовательных областей:
- Познавательное развитие (ребенок сам того не замечая осваивает устный счет, состав числа, совершает простые арифметические действия; обогащает представления об окружающем мире);
- Речевое развитие (при обсуждении с детьми постройки, ребенок рассказывает о своих действиях, тем самым развивается связная речь, обогащается активный словарь детей);
- Художественно – эстетическое развитие (при помощи деталей лего можно познакомить детей не только с формой, величиной, но и с цветами. Усвоить такое понятие как «чередование» и применять чередование цветов в собственных постройках, создавая узоры с использованием различных цветов.
- Социально – коммуникативное (формирование умения работать в коллективе – умение быть лидером или помощником, четко распределять обязанности и выполнять правила поведения, а как следствие, формирование взаимовыручки и сотрудничество, созданную постройку можно обыграть при помощи спектакля, сказки, игры).
- Физическое развитие (помимо мелкой моторики обеих рук лего конструирование также способствует развитию крупной моторики. Конструктор можно использовать как инвентарь для проведения занятий по физической культуре.)
Мне было интересно узнать, что такое робототехника. И в 2016 году я прошла курсы, которые позволили мне вести занятия с ребятами старшего дошкольного возраста.
Робототехника в нашем детском саду проходит в виде дополнительных образовательных услуг, краткосрочных образовательных практик и в самостоятельной деятельности.
Как дополнительная образовательная услуга проводится в кабинете робототехники. Занятия проходят 2 раза в неделю и длятся 30 минут. Кружок посещают 50% детей старших и подготовительных групп. Конструкторы, которые мы используем в своей работе Лего Wedo 1, лего Wedo 2, лего «первые механизмы», лего «простые механизмы», лего «Создай свою история». Детям очень нравится ходить на занятия робототехники, и не успеваем мы проститься, они уже спрашивают: «А когда у нас будет робототехника».
Как краткосрочная образовательная практика робототехника реализуются у нас в виде «РобоЧаса», который проводится с 11:45 до 12:20 с детьми старшего дошкольного возраста. В это время дети переходят из группы в группу. В каждой группе имеется свой конструктор (Техник, ФунБот, Лего первые механизмы, Лего простые механизмы, магнитный конструктор, полидрон).
Еще одна форма – это самостоятельная деятельность, когда дети могут реализовать полученные знания в своем творчестве.
Техническое творчество – это конструирование, технических объектов (из бумаги, ниток, коробков из-под спичек, конструкторов и др. материалов) в реализации КОП и в совместной деятельности. Совместная деятельность организованна в нашем ДОУ как «Образовательное утро», а так же во второй половине дня. В образовательное утро дети работают в подгруппах, мы сними, изготавливаем различные модели, например: тауматроп, 3Д моделирование из бумаги, «Веселый Фиксик с подвижными элементами», конструкции из зубочисток с пластилином.
Всю работу можно разделить на 3 этапа. На 1 этапе дети исследуют образец. При этом у них формируется восприятие формы, размера объекта. дети создают объект используя схемы, символы. На 2 тапе делает продукт более усовершенствованным, удобным, преобразуя его, на основе самостоятельного анализа объекта. На 3 этапе – ребенок реализует поделку в игре.
Результаты не заставили себя долго ждать.
В 2016 году наша команда «Паруса» детей старшего дошкольного возраста приняла участие в Районном фестивале по робототехнике и техническому творчеству «Технопарк» - это было наше первое участие, в 2017 году наша команда «Позитив» так же приняла участие в этом конкурсе. Так же в 2017 году мы приняли участие в открытом заочном творческом конкурсе для детей младшего дошкольного возраста «Икаренок с пеленок». В 2018 году обучающийся 6 группы Можаев Степан стал патентообладателем краевого конкурса «ЭврикУм», ему был выдан патент на изобретение «Устройство, поддерживающее порядок на письменном столе «Прибиратор» с держателем для фотографий». В настоящее время команда подготовительной группы принимает участие в дистанционной командной онлайн-игре с использованием лего-технологий «LEGO TRAVEL» - в которой принимают участие команды ДОУ г. Перми.