Рекомендации по развитию эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития в музыкальной деятельности
Рекомендации по развитию эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития в музыкальной деятельности
Музыка – существенная часть коррекционного процесса. Коррекционную работу по развитию эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития следует проводить посредством музыкальной деятельности, вызывающей наиболее повышенный эмоциональный фон, увеличивающей заинтересованность и обостряющей впечатления детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по развитию эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития в музыкальной деятельности»
Рекомендации по развитию эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития в музыкальной деятельности
Музыка – существенная часть коррекционного процесса. Коррекционную работу по развитию эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития следует проводить посредством музыкальной деятельности, вызывающей наиболее повышенный эмоциональный фон, увеличивающей заинтересованность и обостряющей впечатления детей.
Цель коррекции эмоциональной сферы ребенка с задержкой психического развития в музыкальной деятельности:
– гармонизация личности ребенка с задержкой психического развития,
– восстановление и коррекция психоэмоционального состояния ребенка и психофизиологических процессов средствами музыкального искусства.
Задачи коррекционно-воспитательного процесса:
– помочь самовыражению дошкольников с задержкой психического развития через занятия музыкальной деятельностью;
– способствовать преодолению неадекватных форм поведения;
– содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими.
Коррекционную работу по развитию эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития предлагаем проводить с помощью музыкальной деятельности в несколько этапов:
1. Первый этап «Музыка – язык чувств». На этом этапе происходит обогащение представления детей о разнообразии человеческих чувств, выраженных в музыке. Слушание музыки помогает накоплению эмоциональных впечатлений. Детей необходимо подвести к целостному восприятию музыкального образа, а затем постепенно учить разбираться в характере музыкальных произведений, чувствовать смену настроения внутри одного произведения, а в дальнейшем – знать и определять словом средства музыкальной выразительности.
2. Второй этап – «Образ в движении». На этом этапе происходит приобщение детей к выразительной передаче настроения заданного образа посредством мимики, жестов, движений, а также с помощью выполнения музыкально-ритмических заданий (этюдов, инсценирования песен, стихов, образных танцев). Необходимо помочь детям прочувствовать те или иные нюансы настроения, характера человека и дать им нравственную оценку. Таким образом, на этом этапе работают над воссозданием, воспроизведением чувств.
3. Третий этап – «Коррекция эмоциональной сферы». Цель: помочь детям управлять своими эмоциями в повседневной жизни; воспитывать навыки адекватного группового поведения, безусловного приятия (ситуационного) роли лидера или ведомого, т.е. происходит социализация ребенка через игру. Здесь могут быть использованы задания-тесты (этюды) с несколькими вариантами разрешения проблемной ситуации с текстовой поддержкой и выбором для себя наиболее подходящей роли. Использование музыкальных игр способствует снятию психоэмоционального напряжения в группе.
Коррекционную работу целесообразно проводить также в форме музыкотерапии, задачами которой являются:
– регуляция (повышение или понижение) эмоционального тонуса ребенка;
– снятие психоэмоционального возбуждения;
– приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;
– формирование оптимистического жизнеутверждающего мироощущения;
– развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками;
– развитие умения передавать свое настроение через музыку, движение, цвет;
– выход из психотравмирующей ребенка ситуации посредством восприятия музыки;
– моделирование положительного состояния (катарсиса).
Коррекционное воздействие посредством музыкотерапии предлагаем проводить, используя следующие формы работы:
1. Традиционная форма работы, основанная на пассивном восприятии музыки:
– как катализатор эмоциональных процессов,
– как музыкальный фон во время рисования,
– как средство релаксации, усиливающее вовлеченность слушателя в процесс работы.
2. Активная работа с образами музыки, которая включает в себя следующее:
– упражнения на самоосознание через музыку (описание эмоционального и образного содержания музыки, сравнение ее со своим состоянием);
– свободный танец под музыку, он решает задачи самовыражения, двигательного раскрепощения;
– зарисовка музыкальных образов, в том числе и групповая, в процессе которой отрабатываются модели оптимального взаимодействия со сверстниками;
– музыкальные зарисовки – индивидуальная импровизация на какую- то тему («Мое состояние», «Мой авторитет»). Это способствует раскрепощению ребенка, обогащает его невербальное самовыражение;
– диалоги на инструментах, в процессе которых дети общаются друг с другом с помощью музыкальных инструментов, что способствует их взаимопониманию, улучшает модели поведения;
– «живая музыка» (одну и ту же мелодию выполняют в разных манерах, например: колыбельную – решительно, испуганно, радостно и т.д.).
Итак, соблюдение необходимых условий при коррекции эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития и использование музыкальной деятельности при организации коррекционно-воспитательного процесса будет способствовать успешному развитию эмоциональной сферы, а следовательно, реализации возрастного потенциала в формировании эмоциональной коррекции поведения детей данной категории.
Список литературы
1.Зарин, А.П. Музыка и движение в коррекционно-воспитательной работе в специальном детском саду для детей с понижением интеллекта / А.П. Зарин, Е.А. Ложко. – СПб., 1994. – 47 – 58 с.
2.Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. – М.: «Академия», 2004. – 288 с.
3.Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов – СПб.: Питер, 2004, – 480 с.
4.Лубовский, В.И., Дети с задержкой психического развития / В.И. Лубовский, Л.В. Кузнецова – М., 1984.
5.Маркова, Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития: Методическое пособие / Л.С. Маркова – М.: Айрис-пресс, 2005. – 160 с.
6.Медведева, Е.А. Музыкальная психотерапия. / Е.А. Медведева, Л.Н. Комиссарова, И.Ю. Левченко. – М., 1988. – 34 – 56 с.
7.Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов / В.Б. Никишина – М.: Владос, 2003. – 128 с.
8.Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: «Академия», 2002. – 464 с.
9.Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 1999. – 204 с.
Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения / под ред. Т.Г. Неретиной. – М.: Баласс, Изд. дом РАО, 2004, – 240 с.