kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реализация концепции развития системы профессиональной ориентации обучающихся на институциональном уровне в МАДОУ ДСКВ «Родничок».

Нажмите, чтобы узнать подробности

В соответствии с ФГОС ДО, Концепцией  развития системы профессиональной ориентации ХМАО-Югры, в образовательной программе МАДОУ ДСКВ «Родничок» образовательная область «Познавательное развитие» включает в себя  раздел «Ознакомление с социальным миром»,  направленный на формирование  у воспитанников позитивных установок к различным видам труда. Как происходит в МАДОУ ДСКВ «Родничок» ранняя профориентация (общее знакомство с миром профессий, воспитание уважительного отношения к труду) можно узнать из данной статьи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Реализация концепции развития системы профессиональной ориентации обучающихся на институциональном уровне в МАДОУ ДСКВ «Родничок».»

Реализация концепции развития системы профессиональной ориентации обучающихся на институциональном уровне в МАДОУ ДСКВ «Родничок».


  1. Согласно теории психолога Даниила Борисовича Эльконина, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений.

Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении контактов со взрослым миром.

В действующем Постановлении Минтруда РФ "Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации" от 27.09.1996 г. № 1, указано, что профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций.

В соответствии с ФГОС ДО, Концепцией развития системы профессиональной ориентации ХМАО-Югры, в образовательной программе МАДОУ ДСКВ «Родничок» образовательная область «Познавательное развитие» включает в себя раздел «Ознакомление с социальным миром» направленный, в том числе и на формирование у воспитанников позитивных установок к различным видам труда и творчества.

  1. В МАДОУ ДСКВ «Родничок» ранняя (детская) профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, воспитание уважительного отношения к труду), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания).

  2. Развивающая предметно-пространственная среда детского сада способствует формированию представлений о профессиональной деятельности взрослых. Ведущий вид деятельности для ребенка - это игра. На занятиях и в свободной деятельности мы формируем знания, развиваем интерес к труду различных профессий через развивающие игровые центры (14 центров) в групповых ячейках и дидактико-игровые участки в помещениях МАДОУ ДСКВ «Родничок» (электрифицированные стенды «Мойдодыр», «Витамины», «Айболит», игровые панели).

  3. При организации профориентационной работы с воспитанниками мы используем различные формы и методы: экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок, рассказы родителей, непосредственно образовательная деятельность, чтение художественной литературы, праздники и развлечения, самостоятельная художественно-творческая и игровая деятельность детей, - всё это обогащает представления детей о труде взрослых.

Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют сюжетно-ролевые игры профессионально-ориентированной направленности:


игры группируются с учетом сезонного труда;



широко используются игры, отражающие новые профессии (ученые, исследователи…);




















в играх дети учатся комбинировать непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, фильмов, книг (продавец, медик, строитель….).





















В каждой группе существует уголок сюжетно-ролевых игр, собранных и оформленных в соответствии с возрастом детей.

Наблюдения педагогов показывают, что в ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей профессий, ориентируются в их взаимосвязях, выражают предпочтение определенной группе профессий или какой-то конкретной профессии.

Взаимодействие с родителями - особое направление нашей работы, так как маленький ребенок первоначально все берет из семьи. Мы даем рекомендации родителям о том, как познакомить детей со своей профессией, через распространение буклетов, привлечение родителей к организации и проведению экскурсий (экскурсия в пекарню), включение в образовательную деятельность по данному направлению. В этом году стартовал проект «Профессии моих родителей». В этом детско-родительском проекте, оформленными родителями и детьми, мамы и папы рассказывают понятным для детей языком о своих профессиях, помещают свои фотографии на рабочем месте, делают подборку стихов и песен о своей профессии. Показывая оформленные альбомы в детском саду, дети гордятся работой своих родителей, понимают важность их труда. Многие из них выражают желание, когда вырастут, стать такими, как их родители.




















Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. В детском саду широко практикуются мероприятия с привлечением людей разных профессий (инспектора ГАИ, инспектора пожарного надзора, медицинского работника, повара, младшего воспитателя и др.).

























Важную роль в формировании представлений о профессии играют развлечения и мероприятия профессиональной направленности: развлечения «Огонь-друг, огонь-враг», «Мы пожарные», профессиональный праздник (день космонавтики …); игра-эстафета «Юные пожарные» с участием инспектора пожарного надзора.










Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Для воспитанников детского сада традиционно проводит «День открытых дверей» Междуреченский агропромышленный колледж. На такой экскурсии воспитанников знакомят с профессиями (повар, шофер, бухгалтер), дают возможность своими руками приготовить булочку, с помощью гаечного ключа отремонтировать колесо, посидеть в тракторе на водительском месте.














Встреча с пожарными позволили ребятам самостоятельно поучаствовать в подготовке пожарного рукава к работе, рассмотреть и примерить костюм пожарного, посидеть в пожарной машине.
















Опыт работы показывает, что тематическая экскурсия может заменить серию занятий, так как она расширяет кругозор, прививает навыки общественного поведения, закрепляет знания правил безопасного поведения, позволяет получать конкретные представления о специфике определенной работы. Во время экскурсий наблюдения дополнялись художественным словом, рассказом, действием.

После экскурсии, рассматривая фотографии, дети обмениваются впечатлениями, вспоминают увиденное, что очень важно для психического и речевого развития. Свои впечатления дети отражают в рисунках, лепке и игре.








ВЫВОД:

Во время работы по ознакомлению детей с профессиями мы столкнулись с трудностями:

  1. Большинство воспитанников затруднялись в ответах: называя профессию родителей, не выделяли трудовые действия, не могли обозначить результат труда, значимость работы для родителей, детей и социума. Зачастую дети имеют весьма смутное представление о мире профессий взрослых, особенно, если процесс труда недоступен для наблюдения или результат труда не выражен материально.

  2. Отсутствие возможности (специализированного транспорта в гп Междуреченский) посещать различные организации и предприятия.

  3. Мероприятия по ранней (детской) профориентации, проводимые в рамках реализации образовательной программы МАДОУ ДСКВ «Родничок» лишь поверхностно знакомит детей с профессиями.



Проведя опрос среди воспитанников (старшая, подготовительная группы) и их родителей мы выяснили:

  1. 43 % воспитанников хотят в профессии быть похожими на своих родителей.

  2. 81 % воспитанников хотят рассказать о профессиях своих родителей.

  3. 76 % воспитанников знают кем работают их родители.

  4. 67 % родителей готовы оказать содействие в организации экскурсий.


Для решения выявленных проблем встала необходимость подготовки программы по ранней (детской) профориентации «Мир профессий», включающий в себя цикл мероприятий по работе с воспитанниками, родителями и социумом.




9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Спиридонова Татьяна Геннадьевна

Дата: 14.06.2016

Номер свидетельства: 334495


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства