Наступила весна, время пробуждения, нежности и первых цветов. Несмотря на то что весну считают началом новой жизни, многие в этот период чувствуют усталость и эмоциональное опустошение. Это происходит по разным причинам, но чаще становится следствием не очень бережного отношения к себе и своим внутренним ресурсам.Наступила весна, время пробуждения, нежности и первых цветов. Несмотря на то что весну считают началом новой жизни, многие в этот период чувствуют усталость и эмоциональное опустошение. Это происходит по разным причинам, но чаще становится следствием не очень бережного отношения к себе и своим внутренним ресурсам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Ресурсный тренинг "Магия подсознания"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 23
РЕСУРСНЫЙ ТРЕНИНГ:
«Магия подсознания. По тропинкам сказок»
(апрель)
Подготовил: педагог-психолог
Аванесян С.С.
Ставрополь, 2023 г.
Цель: создать условия для того, чтобы поддерживать благоприятный эмоционально-психологический климат в педагогическом коллективе посредством сказкотерапии и метафорических ассоциативных карт.
Подготовить: колоды метафорических карт, стол и стулья по количеству участников, листы бумаги А4, ручки, цветные карандаши, спокойная мелодия, интерактивная доска.
Основные правила тренинга: проявлять поддержку и уважение к каждому участнику.
Ход занятия
1. Приветствие
Педагог-психолог: «Дорогие коллеги! Наступила весна, время пробуждения, нежности и первых цветов. Несмотря на то что весну считают началом новой жизни, многие в этот период чувствуют усталость и эмоциональное опустошение. Это происходит по разным причинам, но чаще становится следствием не очень бережного отношения к себе и своим внутренним ресурсам.
Я предлагаю отвлечься от повседневных забот и подумать о самих себе, таких разных и удивительных в своей неповторимости; восполнить свой внутренний ресурс поддержкой коллег, добрыми словами, легким юмором.
Мне бы хотелось начать со слов Джанни Родари «Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение и научить, критически воспринимать окружающее» (слайд).
А давайте мы все вместе с вами подумаем: Что такое сказка? (ответы педагогов)
Из всего вами сказанного можно сделать следующий вывод: сказки, вовлекая детей в круг невероятных событий, способствуют усвоению важнейших общечеловеческих и моральных ценностей. А в дальнейшем без давления со стороны взрослых учатся различать добро и зло. (слайд)
Сакральный код сказки – шифр взросления. Благодаря ему формируется социальный интеллект и взаимодействие с окружающим миром.
Педагог-психолог: «Каждый из вас по кругу назовёт имя любимого сказочного персонажа и подаст руку другому, ладошкой вверх.
Ну, вот мы, с вами держа друг друга за руки стали одним целым и теперь дружно повторяем эти добрые слова: «Здравствуй мир! Здравствуй друг! Здравствуйте все вокруг!» (слайд)
2. Сказка о сказкотерапии (слайд)
3. Упражнение «Путешествие» (слайд)
Перед началом чтения сказки включается запись спокойной музыки.
Педагог-психолог: «А теперь закройте глаза. Представьте, что вы отправились в путешествие. Вы объездили множество стран, познакомились с разными людьми.
И вот однажды вы ехали через поле. Вокруг летали бабочки, стрекозы. Жужжали пчелы — они собирали мед. Пели птицы — они радовались, что вы едете через их поле. Пахло цветами и свежей земляникой. И вот на холме вы увидели Прекрасный Дворец. Что-то внутри подсказало, что для вас очень важно поехать именно туда. И вы направились по дороге, ведущей ко Дворцу.
Когда вы вошли во Дворец, вы были поражены его красотой. Все здесь было удобно и красиво. Как будто кто-то строил этот Дворец специально для вас. И вы поняли, что в этом Дворце вы найдете что-то очень важное для себя. Вы пошли по Дворцу своей легкой и уверенной походкой.
Представьте, что вы идете по нему и находите для себя то, что вы хотите.
Все то, что вы нашли для себя в этом Прекрасном Дворце, остается с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться. А сейчас вы делаете глубокий вдох и выдох. Возьмите с собой все то хорошее, что было с вами. И потихоньку открывая глаза, возвращайтесь к нам».
4. Тест «В гостях у сказки» (слайд)
Педагог-психолог: «Выберите два волшебных предмета: первый – тот, который вам сейчас необходим; второй – тот, который вам не нужен, без которого вы точно смогли бы прожить.
Первый предмет, который Вы выбрали – это те ресурсы и качества, которые есть в Вас, но по каким-то причинам вы их не принимаете или не верите, что обладаете ими.
Второй предмет – это те ресурсы и те качества, которые Вы не можете себе присвоить и ищите их в окружающих людях, в частности в своем партнере.
Интерпретация предметов представлена на слайдах (слайд).
5. Упражнение «Баба-Яга» (слайд)
Путешествие к Бабе-Яге всегда сопровождается страхом, тревогой персонажей сказок и мифов. Ведь Яга дает возможность для трансформации – всегда страшно кем ты станешь, как будешь себя воспринимать. Процесс рождения пугает, ведь когда рождается что-то новое – умирает что-то старое.
В. Пропп выделяет 3 ипостаси Бабы-Яги:
-похитительница;
-воительница;
-дарительница.
Яга-воительница. В мифах и сказках можно проследить историю разных воплощений Яги и ее сакральные функции. Она не всегда была старой и сгорбленной. В молодости она была прекрасной Бурей Ягой, Ягиней. В славянской мифологии – это единственные Боги – ведающие.
Яга-похитительница. Сотни лет родители пугают детей – Баба-Яга заберет, изжарит в печи и съест. Однако в сказках нет эпизодов людоедства. Зато есть эхо старых обычаев и верований, связанных с целительной силой и сакральным значением ОГНЯ. В древности больного ребенка подносили к огню печи, чтобы огонь очистил от болезни, и она ушла вместе с печным дымом в трубу. Такие ритуалы выполняли «бабки ведуньи».
Яга-дарительница. Герои и героини сказок часто оказываются у Яги, когда надо сделать выбор – кем быть, какой быть. Иногда в сказочных сюжетах это вопрос выживания «Быть собой или быть хорошей для других» - такой выбор помогает сделать Яга.
Давая задания (на первый взгляд невыполнимые) героям Яга говорит «не то тебя съем». Задания Яги позволяют развивать интуицию.
Для героев Яга не только наставница, но и дарительница – пути, волшебных предметов, советов, о том, как пройти испытания. К Яге герои попадают, пройдя точку невозврата. У них больше нет выбора – идти за подвигами или вернуться к состоянию комфорта. Они уже на пути перемен, трансформации. Часто и в обыденной жизни мы стоим на перепутье.
Антрибуты Бабы-Яги…
Педагог-психолог: «Я предлагаю Вам написать на листах бумаги 5 характеристик Бабы-Яги в столбик, пронумеровав их (время 2 минуы).
Напротив каждой характеристики написать противоположное качество (время 2 минуты). По этим противоположным качествам определить персонаж из любой сказки. Затем сочинить небольшой рассказ про этого персонажа, где он встречается с Бабой-Ягой, но все заканчивается мирно».
6. Камень на развилке дорог (слайд)
Сакральность камней связана с представлением о том, что в них воплощается душа предков. Души предков – это наше с вами бессознательное, которое имеет ответы на все вопросы.
Еще древние греки использовали развилку дорог в качестве сложного жизнеопределяющего выбора. Совсем еще юный Геракл, оказавшись на распутье, повстречал двух женщин Изнеженность и Добродетель. Первая соблазняла его жизнью полной удовольствий, вторая призывала встать на путь служения людям, полный испытаний, зато ведущий к бессмертию и славе.
Однако славянский миф во многом превзошел греческий.
Во-первых, в наших сказках герой встречает не просто развилку дорог, а камень с надписью.
Во-вторых, и в самых главных, русская сказка предлагает герою, не два, а целых три пути.
А в чистом поле лежит камень, на нем надпись написана «направо поедешь – богату быть, коня потеряешь. Налево поедешь – коня спасать, быть голодну, да холодну. Прямо поедешь – убиту быть».
НАПРАВО – в данном случае под богатством понимается всего лишь то самое «не хуже, чем у всех», обладание общепринятыми благами, одобренными ближайшим окружением. За эту общественно одобренную жизнь «среднестатистического Ивана» придется заплатить конем. Конь же является символом инстинктивной жизненной энергии, причем энергии управляемой и направленной на достижение подлинных желаний, исходящих из Самости. В сказках этот путь обычно выбирают ложные герои.
НАЛЕВО – это предупреждение о социальной изоляции, о возможном провале в новом начинании. Это те голоса, что говорят нам: «Даже не думай! Развод? Спятила? На что ты будешь жить с детьми?». В реальности такое и вправду может произойти. Когда новые начинания исходят не из интереса и настоящей страсти, а из принципа «сделаю назло бабушке», не из собственных стремлений, а из желания всем доказать, показать на что способен. Также второй дорогой можно считать одержимость героическим архетипом, самоотречением во имя идеи.
ПРЯМО – возможно все сразу: и процветание, и слава. Однако, на первый взгляд этот путь самый неприемлемый и ужасный. Во внутрипсихическом пространстве эта дорога означает всего лишь смерть существующей эго-установки, определяющей текущее положение вещей, настоящую картину мира. Именно эта установка сужает поле зрения всего лишь до двух вариантов из бесконечного разнообразия мира: «можно быть либо богатым, либо честным, либо молчать в тряпочку, либо развод и одиночество». И лишь со смертью привычной картины мира сам мир расширяется, становятся доступны новые ресурсы, возможности, которые носителю предыдущей установки даже и во сне привидеться не могли.
(слайд) Процесс инициации обязательно содержит в себе обряд – «смерти-погребения-воскрешения в новом качестве».
Техника «Камень распутья»
Думаем о проблеме, которая вас беспокоит. Рисуем камень распутья и ставим указатели с разными вариантами решения данной проблемы, которые предлагаете вы сами (слайд).
К чему приведёт каждая дорога, вы узнаете если на каждый вариант в закрытую из колоды «Путь героя» достанете по одной карте, и прокомментирует их после открытия.
Итак, выбираем первый путь и подбираем к нему решение с помощью карты. Смотрим на экран и выбираем номер карты. Записываем рядом с «дорогой». (слайд)
Раскрываю карты, про себя проводим саморефлексию. (слайд)
Аналогично вторая и третья дорога. (слайд 84, 85, 86, 87)
7. Сказка о моём пути (слайд)
8. Составь рассказ. МАК «Я и все-все-все».
Каждый участник вслепую вытягивает карту. Далее по кругу сочиняется история, в которой задействованы по очереди все персонажи, которые находятся «на руках» у игроков. История проходит 3 круга. Затем группа анализирует историю, пытается осмыслить, о каких групповых феноменах шла речь, что из жизни группы отражает сказка.
9. Техника «Мост». МАК «Проективные сказочные карты».
Ведущий кладет карты картинками вверх. Он предлагает каждому участнику подумать об актуальной проблемной ситуации, посмотреть на карты и выбрать ту из них, которая отражает все подавленное, скрытое, неразрешенное, причиняющее боль. Эту карту участник кладет слева от себя.
Затем ведущий предлагает снова взглянуть на карты и выбрать ту из них, которая символизирует смелые планы, мечты, чаяния и устремления. Эту карту участник кладет справа от себя.
Затем ведущий берет оставшиеся карты, перетасовывает их, кладет рубашкой вверх и предлагает выбрать одну (можно три) карты. Затем эта карта (карты) открывается и кладется между картами, лежащими слева и справа. Это — своеобразный мост от печали и боли к смелым мечтам и надеждам. Затем каждый сочиняет историю о «переходе» по мосту с одного «берега» на другой. Акцент ставится на том, как можно облегчить этот переход, какие ресурсы могут для этого понадобиться, и т.п. Далее следует обсуждение в микрогруппах (по 3-5 человек).
После этого все собираются в общий круг. От каждой микро-групы выбирается один докладчик, который обозначает найденные ресурсы. Подытоживая результаты, ведущий фокусирует внимание на том, что ресурсными могут быть как смелость, так и нежность, как агрессия, так и сохранение спокойствия.
10. Итоги тренинга
Педагог-психолог: «Давайте в свободной форме поделимся впечатлениями. Спасибо за внимание». (слайд)
Баба Яга (сказка «Царевна-лягушка») — знающая. Это пожилая волшебница, чародейка, наделенная магической силой. Обычно она живет в избушке на курьих ножках, вдали от людей, за забором из человеческих костей с черепами. В. Я. Пропп выделял три вида Бабы Яги: дарительница (в этом качестве она дарит герою волшебный предмет, помогающий достичь цели), похитительница детей и воительница, схватка с которой позволяет герою сказки перейти к другому уровню зрелости. Таким образом, Баба Яга обладает двойственной (амбивалентной) натурой. Ее образ восходит к древнему божеству славянского пантеона, хранительнице (иногда воинственной) рода и традиций, детей и пространства около дома, часто — лесного.
Бабушка Русалочки (сказка «Русалочка») — заботящаяся. Бабушка Русалочки выполняет функции матери — ухаживает за внучкой, рассказывает истории, следит за ней. Однако в силу возраста и занятости она не способна заметить и понять происходящее с внучкой. Таким образом, представляет собой функциональные аспекты матери без эмпатии и эмоциональной вовлеченности в жизнь внучки.
Белая лебедь (сказка «Царевна-лягушка») — убегающая. Представляет собой свободные аспекты Дикой Женщины. Атрибуты — способность передвигаться по воздуху (отрешаться от проблем), чистота, легкость. Неосознаваемый аспект свободы — непонимание того, от чего она убегает или к чему хочет приблизиться, а также ото¬рванность от земли.
Братец Иванушка (сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка») — ребенок. Характеристики: непосредственность, живость, энергичность, неспособность позаботиться о себе. Нуждается в защитнике, покровителе, спасателе. Не способен выжить без посторонней помощи.
Василиса Премудрая (сказка «Царевна-лягушка») — всемогущая. В этом воплощении героиня может все — печь пироги, ткать ковры и др. Обладает способностью к превращениям и глубокой женской мудростью. Однако уязвима к внешней агрессии, особенно к вмешательству в свои телесные границы.
Ведьма (сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка») — агрессор. «Ведьма» происходит от древнеславянского «ведать» — знать. Ведьма — это женщина, обладающая важными и иногда тайными для других знаниями, практикующая магию и волшебство различного рода. Ведьма способна быть всегда молодой и перевоплощаться в разные образы, то есть быть разнообразной.
Воин дракона (мультфильм «Кунг-фу панда») — победитель. Воин Дракона — это тот, кто поверил в себя и знает, что можно победить не благодаря «секретным ингредиентам», а благодаря самоуважению, самодисциплине, настойчивости и следованию по собственному пути.
Вор (мультфильм «Рапунцель: Запутанная история») — вор. От¬ражает готовность человека к похищению и присвоению чего-то, ему не принадлежащего.
Герда (сказка «Снежная королева») — целеустремленная. Герда — один из вариантов спасателя, упрямо движущегося к цели, несмотря на препятствия. В отличие от других типов спасателей, ведет борьбу с реальной угрозой и помогает тому, кто не способен справиться сам.
Гусь (мультфильм «Кунг-фу панда») — заботливый. Гусь воплощает как женские аспекты родителя (кормление, утешение), так и (в меньшей степени) мужские — помощь в построении жизненных планов, включение в социальную жизнь, дисциплинирование.
Деловой человек (сказка «Маленький принц») — зацикленный делец. Является символом труда, результатами которого невозможно воспользоваться. Акцент сделан на «иметь» и «владеть» при игнорировании «быть», на довольно бессмысленных действиях по при-умножению и так бессчетного капитала.
Дракон (мультфильм «Шрек») — пугающий. Дракон — символ тех испытаний, которые нужно пройти герою, чтобы получить сокровище. Он может выступать в качестве стража, охраняющего девушку, то есть его атрибут — защищать, беречь и не позволять чему- то выйти наружу.
Змея (сказка «Маленький принц») — перерождение. Змея олице¬творяет круговорот явлений. В качестве Уробороса (мифологический мировой змей, обвивший землю, ухватив себя за хвост) является символом бесконечного возрождения, преходящей природы вещей, бесконечности, цикличности, перерождения, а также идеи первоначального единства. Змея несет двойственные черты и представляет одновременно и позитивное, и опасное начало. Она отождествляется с началом и концом, жизнью и смертью, добром и злом, исцелением и ядом и др. Поскольку змея живет под землей, она находится в контакте с подземным миром и имеет доступ к силам, всеведению и магии мертвых. Она считается источником инициации, омоложения и хозяйкой недр. Змея также символизирует изначальную инстинктивную природу, прилив неконтролируемой и недифференцированной жизненной силы, потенциальную энергию, воодушевляющий дух. Это посредник между Небом и Землей, между землей и подземным миром.
Золушка (сказка «Золушка») — мечтательница. Персонаж, живущий тяжелой реальной жизнью и мечтающий о волшебных изменениях. Для достижения своих целей нуждается либо в чуде и волшебных помощниках, либо в развитии рациональности, логики, спо¬собности анализировать свою жизнь и строить реалистичные планы на будущее.
Иван-царевич (сказка «Царевна-лягушка») - ищущий. На этом этапе мужчина характеризуется целеустремленностью, готовностью пройти опасный путь и найти свою избранницу, вступая в борьбу как с внешними препятствиями, так и с ее собственными страхами, тревогами и травмами.
Иван-царевич (сказка «Царевна-лягушка») — инфантильный. Характеризует этап в жизни мужчины, когда он полностью зависим от других (чаще - от родительской фигуры), от их мнения. Несамостоятельный, неуверенный в себе, легко впадающий в печаль и пы¬тающийся угодить статусным фигурам.
Кай (сказка «Снежная королева») — замороженный. Травматик, нечувствительный ни к внешнему миру, ни к своим ощущениям, желаниям. Чтобы не чувствовать боль, обычно «делает инъекцию» в чувствительную часть своей души или сердца. Зачастую нуждается в помощнике для «размораживания».
Козленок (сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка») — упрямец. Характеризует по-детски упрямого персонажа, непослушного, своенравного и своевольного. В случае опасности обещает начать вести себя хорошо и исправиться.
Кощей Бессмертный (сказка «Царевна-лягушка») — разрушитель. Отражает властность, самоуверенность, асоциальность, неже¬лание следовать нормам общества. Разрушителен для окружающих и в итоге — для самого себя.
Купец (сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка») — идеалист. В его образе воплощаются готовность приходить на помощь, делить тяготы и заботы другого, терпеть неприятности и т. п. Не способен к проявлению агрессии, наивный, добрый.
Лапландка (сказка «Снежная королева») — помощница. Олицетворяет готовность помочь в трудную минуту, согреть, накормить, сказать доброе слово.
Летчик (сказка «Маленький принц») — потерпевший неудачу. В образе летчика отражаются характеристики человека, переживающего кризис. Он одинок, растерян, подавлен и нуждается во внешней помощи либо в актуализации внутренних ресурсов. Позитивные аспекты — возможность остановиться, подумать, переосмыслить свою жизнь, войти в контакт с «внутренним ребенком».
Лис (сказка «Маленький принц») — друг. Отражает аспекты мудрого, поддерживающего, дружелюбного человека. Является отражением идеи «создания уз» как поэтапного формирования привязанности.
Лорд Фарквуд (мультфильм «Шрек») — ничтожный. Отражает аспекты нарциссически-организованного человека, который ничего собой не представляет, но пытается властвовать другими и поднимать свой социальный статус за счет чужих ресурсов и использования силы.
Маленький Принц (сказка «Маленький принц») — заброшенный. Одинокий ребенок, который ищет ответы на экзистенциальные вопросы, знает цену дружбе. Романтичен, доверчив и по-детски мудр, так как отказывается играть во взрослые нарциссические игры.
Мастер Угвэй (мультфильм «Кунг-фу панда») — принимающий. Олицетворяет мудрость, неспешность, принятие мира таким, какой он есть. Видит в каждом его ресурсы и потенциал, готов поддерживать в сложные минуты, верит в уникальность каждого.
Мастер Шифу (мультфильм «Кунг-фу панда») — учитель. Олицетворяет дисциплинированность, рациональность, дистантность. Позитивный аспект — умеет настоять на своем, помочь добиться нужного результата. Негативный аспект — критичность, неверие в силы тех, кто рядом, сверхконтроль, отрицание тепла и сердечности в отношениях.
Мать-мачеха (мультфильм «Рапунцель: запутанная история») — тюремщик. Отражает властность, желание удерживать дру¬гого подле себя, манипулятивность, отсутствие эмпатии.
Мачеха (сказка «Золушка») — садист. Олицетворяет желание обладать властью над другим человеком ценой его унижения. Характерны властность, доминирование, склонность к насилию. Иногда совершает акты агрессии над жертвой с идеей, что это необходимо для последней и пойдет ей на пользу.
Морская ведьма (сказка «Русалочка») — определяющая цену. Олицетворяет агрессивно-садистические аспекты личности человека. Поддерживает нерациональные и разрушительные действия, требуя за это высокую цену.
Морской Царь (сказка «Русалочка») — отстраненный. Представляет собой статусную, родительскую фигуру, не включенную в жизнь ближайшего окружения и занятого «государственными» делами.
Невеста принца (сказка «Русалочка») — земная девушка. Обычная девушка, типичная представительница взрослой, готовой к браку женской половины рода. Атрибуты: зрелость, гармония рационального и эмоционального, способность любить и поддерживать отношения, зрелая сексуальность.
Осел (мультфильм «Шрек») — шут. Характеризует веселого, легкого в общении, дружелюбного человека. Позитивные аспекты: свобода, активность, творческое приспособление к сложным ситуациям. Негативные аспекты: легкомысленность, нерациональность, неуважение к чужим границам.
Отец Золушки (сказка «Золушка») — безвольный. Отражает характеристики слабого, безответственного человека, попавшего под влияние властной садистической фигуры. Позитивный аспект: доброта. Негативный аспект: неспособность защищать себя и друго¬го, отсутствие твердости и собственного мнения.
Панда (мультфильм «Кунг-фу панда») — мечтатель. Хочет достичь своей цели, но не знает, как это сделать. Нуждается во внешнем объекте для того, чтобы поверить в себя, вступить в контакт со своими желаниями и ресурсами.
Принц (сказка «Золушка») — выбирающий. Характеризует мужчину, который готов к браку и ищет себе подходящую партию. Чувствителен к внешним атрибутам красоты, легко обманывается.
Принц (сказка «Русалочка») — счастливый. Характеризует личность того, к кому благосклонны внешние обстоятельства, и гармоничного внутри. Ощущает себя полным сил и радости, счастливым.
Принц и принцесса (сказка «Снежная королева») — гармоничные. Отражает аспекты маскулинности / феминности, которые гар¬монично дополняют друг друга.
Пьяница (сказка «Маленький принц») — зависимый. Символизирует зависимого человека, пытающегося подавить стыд за свой образ жизни и не способного вырваться из порочного круга.
Разбойник (мультфильм «Шрек») — разбойник. Характеризует асоциального человека, готового пойти на все ради своей цели: воровство, насилие, разбой. Активен, изворотлив, хитер, энергичен.
Разбойница (Маленькая разбойница) (сказка «Снежная королева») — желающая. Олицетворяет мир инстинктов и необузданных, диких желаний, живую природную агрессию. Позитивный аспект: использует активные стратегии и способы поведения, испытывает гордость за свои дерзкие победы и успехи, обладает мощным напором и целеустремленностью. Показывает, как нечто опасное на первый взгляд может быть полезным и даже спасти в трудную минуту. Негативный аспект заключается в том, что природа этих импульсов зачастую бывает разрушительной как для окружающих, так и для са¬мого человека.
Рапунцель (мультфильм «Рапунцель: запутанная история») — заключенная. Отражает особенности личности человека, который в силу различных обстоятельств вынужден жить в симбиозе с другим, не имеет личной свободы, должен полностью подчиняться желаниям и прихотям другого.
Рапунцель (мультфильм «Рапунцель: запутанная история») — освободившаяся. Отражает способность человека к пониманию причинно-следственных связей и изменению ситуации, в которой его удерживают силой.
Родители Рапунцель (мультфильм «Рапунцель: запутанная история») — любящие. Принимают, любят своего ребенка, гордятся им, защищают и оберегают. В силу обстоятельств им иногда не удается полностью оградить его от жизненных невзгод, но они, в отличие от идеальных родителей, верят в способность ребенка к развитию, самоподдержке и способности найти выход из сложной ситуации.
Роза (сказка «Маленький принц») — капризная. Демонстрирует непредсказуемое, непонятное для окружающих поведение. Требует, чтобы окружающие догадывались о ее невысказанных желаниях. Высокомерна. Ранима и нуждается в заботе, но не умеет ее просить, а только требует и капризничает, из-за чего воспринимается как отвергающая.
Русалочка (сказка «Русалочка») — жертвующая. Характеризует человека, готового пожертвовать всем, в том числе и своей жизнью, ради другого. Позитивные аспекты: материнская жертвенность, преданность людям и делу. Негативные аспекты: обесцененное Я, осуществление выбора в пользу другого, игнорирование своих потребностей и желаний.
Русалочка (сказка «Русалочка») — одинокое дитя. Этот образ отражает характеристики брошенного, одинокого человека, у которого, по сути, нет никого по-настоящему близкого, способного раз¬делить тяготы, выслушать, поддержать. Не умеет говорить о своих чувствах и желаниях, не знает, как доверять другому.
Сестрица Аленушка (сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка») — спасатель. В этом образе отражаются все типичные характеристики спасателя: бесконечное терпение, вера в светлое будущее, готовность приносить себя в жертву ради другого, подавление агрессии.
Сестры (сказка «Золушка») — отвергающие. Эгоизм, игнорирование других людей, фокусирование только на своих потребностях, высокомерное отношение ко всем, кого считают более низкостатусным.
Сестры Русалочки (сказка «Русалочка») — удерживающие от изменений. Характеризуют веру в то, что все может оставаться неиз¬менным, игнорируют сам процесс жизни, выборы и их последствия. Пытаются повернуть вспять кризисную ситуацию, найти способ нивелировать, аннулировать результаты каких-то предыдущих действий.
Снежная Королева (сказка «Снежная королева») — дистантнохолодная. Отражает аспекты личности человека, лишенного эмоциональности, стремящегося к идеальным формам, рационального, не понимающего мира человеческих чувств. Не думает других, берет то, что ей нравится.
Старик (сказка «Царевна-лягушка») — мудрец. Отражает мудрость, способность помочь, зрелость.
Старый Король (сказка «Золушка») — поддерживающий. Отражает способности поддерживать выборы своего ребенка, одобрять их.
Тай Лунг (мультфильм «Кунг-фу панда») — яростный. Характеризует личность, не готовую смириться с поражением, с утратой первых позиций. Позитивный аспект — сила, энергия, уверенность в себе. Негативный аспект — агрессив48
ность, ярость, неспособность остановиться даже при угрозе саморазрушения.
Тигрица (мультфильм «Кунг-фу панда») — перфекционист. Персонаж отражает такие характеристики, как желание быть совершенным, выполнять все правильно путем подавления всех чувств, сомнений и переживаний. Для данного персонажа неизбежно столкновение с собственным несовершенством, приводящее его в отчаяние.
Тролль (сказка «Снежная королева») — злодей. Проявление всех характеристик асоциальной личности: лживость, жестокость, получение удовольствия от страданий другого.
Фея Крестная (сказка «Золушка») — волшебница. Готова исполнять различные желания, заботиться и поддерживать. Однако при этом обладает хорошими границами и ставит условия, при невы¬полнении которых волшебство перестает действовать.
Финка (сказка «Снежная Королева») — поддерживающая. Она олицетворяет материнскую заботу и поддержку, способность показать другому его силу и внутренние ресурсы.
Фиона и Шрек (мультфильм «Шрек») — любящие. Отражает позитивные аспекты любви, связанные с самопринятием. Полюбив и приняв Другого, ощутив его любовь и принятие формирует новое самоотношение и принимает себя в разных воплощениях и проявлениях.
Фиона (мультфильм «Шрек») — расщепленная. Отражает двойственность натуры и борьбу с непринимаемой частью.
Флинн Райдер (мультфильм «Рапунцель: запутанная история») — оптимист. Характеризует жизнерадостного, веселого, находчивого человека, готового преодолевать трудности. Иногда совершает ошибки и глупые поступки, но в целом не теряет надежды на хороший исход любой ситуации.
Фонарщик (сказка «Маленький принц») — негибкий. Напоми-нает Сизифа, с одним лишь отличием — Сизиф проклят, а он продолжает выполнять давнюю договоренность, хотя может от нее отказаться. Положительный аспект — добросовестность, порядочность, честность. Негативный аспект — полная бессмысленность и бесперспективность того, что он делает.
Хамелеон (мультфильм «Рапунцель: запутанная история») — утешитель. Разновидность друга, способного подстраиваться, эмоционально поддерживать, быть рядом. Тип друга, который не предлагает радикальных изменений, но в сложный момент поддерживает своим присутствием.
Царевна-лягушка (сказка «Царевна-лягушка») — изолированная. Утратив социальные контакты и внутреннюю силу, не может жить так, как хочет, проявлять и предъявлять себя. Вынуждена пря¬тать свой истинный self, иногда путем психосоматической болезни. Тяжело переживает одиночество и, как следствие — ненужность, соб¬ственную неполноценность.
Царь-отец (сказка «Царевна-лягушка») — властный. Отражает такие аспекты личности, как самоуверенность, властность, готовность отдавать приказы. Позитивный аспект — готовность брать на себя ответственность. Негативный аспект — отсутствие интереса к мнениям, желаниям и потребностям других. Раздает приказы, распоряжения, олицетворяет самодержавную власть и самоуверенность. Нуждается в окружении, которое слушается, подчиняется и выполняет приказы («короля делает свита»).
Цветочница (сказка «Снежная королева») — уводящая от реальности. Символизирует мир вечного детства, вечного лета, вечного покоя, вечной и неизменной материнской (родительской) любви. Позитивные аспекты образа — комфорт, внутренний и внешний покой, наслаждение, исполнение желаний. Негативный аспект — уход от реальности, заключение внутри «волшебного сада», игнорирование необходимости пройти свой путь, полный лишений и борьбы, для обретения целостности.
Честолюбец (сказка «Маленький принц») — честолюбец. Нар-цисс, главной задачей жизни которого является удовлетворение потребности в восхищении.
Шрек (мультфильм «Шрек») — иной. Персонаж, олицетворяющий уникальность, индивидуальность, непохожесть на других. В то же время обладает жизнелюбием, человечностью, юмором, энергией, эмоциональной стабильностью, ответственностью.