Цель: поиск ресурсов для создания положительного эмоционального и психологического настроя в трудных, стрессовых ситуациях, для профилактики эмоционального выгорания.
Задачи:
Формирование мотивации, направленной на исследование своих ресурсных возможностей.
Раскрытие участниками у себя личностных ресурсов.
Создание благоприятной и доверительной атмосферы, снижение ситуативной и межличностной тревожности.
Снятие психического напряжения и эмоциональной усталости.
Создание условий для презентации участниками своих ресурсных качеств.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Ресурсный тренинг «Гармония»»
ДЕНЬ 1. Ресурсный тренинг
Торжественная часть, поздравление с Днем психолога
Выступление воспитанников МБДОУ № 7 с праздничным концертом.
Презентация работы ММПО педагогов-психологов за несколько лет (фотопрезентация под гимн психологов).
Ресурсный тренинг «Гармония»
Я верю в то, что внутри каждого из нас живет Сила, способная с любовью указать нам путь к прекрасному здоровью, идеальным взаимоотношениям, блестящей карьере и процветанию в любой сфере жизни.
Луиза Хей.
Цель: поиск ресурсов для создания положительного эмоционального и психологического настроя в трудных, стрессовых ситуациях, для профилактики эмоционального выгорания.
Задачи:
Формирование мотивации, направленной на исследование своих ресурсных возможностей.
Раскрытие участниками у себя личностных ресурсов.
Создание благоприятной и доверительной атмосферы, снижение ситуативной и межличностной тревожности.
Снятие психического напряжения и эмоциональной усталости.
Создание условий для презентации участниками своих ресурсных качеств.
Форма работы: тренинг по типу геокешенга.
Оборудование: аксессуары для круиза (шляпы, солнечные очки, парео и т.д.), морская фуражка для ведущего, билеты на круизный лайнер, леи, МАК «Зонтики», карта в бутылке, бланк «Солнце», бланк для упражнения «5 вещей для меня», сухой бассейн с шариками, лопаты детские снежные, 2 ведра, сундук с зеркалом, музыка для челленджа «Пол - это лава», музыка для разминки, музыкальное сопровождение упражнений.
Ход тренинга
Вводная часть
Упражнение «Установление правил» (на слайде)
Цель: установка правил, которыми будет руководствоваться группа.
Инструкция: для того, чтобы наш тренинг прошел успешно, необходимо принять некоторые правила:
Говорить по одному.
Уважать мнение друг друга.
Я – высказывание.
Безоценочность суждений.
Активность.
Конфиденциальность.
«Здесь и сейчас».
В знак того, что мы принимаем правила нашего занятия, поаплодируем. (Все правила обсуждаются и принимаются всеми участниками тренинга).
Основная часть – геокешенг
Начало геокешенга, отправление в круиз «Гармония» .
Объявление «Совершается посадка на круизный рейс «Гармония» приготовьте ваши билеты» (билеты участникам выдают в начале работы, как только пришли на тренинг).
Участники сдают билеты матросу (один из ведущих) и получают на шею лею (определенного цвета для разбивки участников на 3 команды) со словами «Алоха». (звучит музыкальное сопровождение звуки моря, чаек и отплытие парохода)
2.Упражнение «Я сегодня вот такая... »
Цель: эмоциональная зарядка, развитие умения понимать свое эмоциональное состояние и выражать его вербально и невербально.
Инструкция:участники встают в круг. На круизном лайнере принято знакомится и сделаем это вот так -каждый по очереди говорит: «Здравствуйте, меня зовут... Сегодня я такая...(мимикой или жестом показывают свое эмоциональное состояние)». Группа отвечает: «Здравствуй. Сегодня ... такая (отображают действия участника)».
3.Музыкальная разминка «Макарена»
Цель: снятие эмоционального и телесного напряжения
Ведущий: на нашем круизе объявляется вечерника с танцами. Вставайте танцевать! Участники танцуют, повторяют движения за ведущим.
4. Вынужденная остановка О.А.
Ведущий: вы так задорно танцевали, что очень раскачали наш лайнер и мы вынуждены совершить экстренную остановку на острове, которого нет на нашей карте. Ух, как здесь красиво! Я что-то нашел, это бутылка с посланием и картой, давайте скорее откроем ее.
Текст послания: это остров не простой. На нем вы найдете самое большое сокровище – ресурсы.
5.Упражнение «Оптимист, пессимист и шут»
Цель: создание целостного отношения человека к проблемной ситуации, получение опыта рассмотрения проблемы с разных точек зрения.
Ведущий предлагает каждому участнику описать на отдельных листках в нескольких предложениях ситуацию, вызывающую у него стрессовое состояние или сильные негативные эмоции, либо ситуацию, которую участник затрудняется принять. Написанная история не должна содержать никаких эмоциональных описаний — только факты и действия.
Далее участникам предлагается сдать свои листки с написанными историями тренеру для последующей работы (возможна анонимность).
Ведущий зачитывает группе все варианты стрессовых ситуаций, и группа
выбирает 2-3 наиболее типичных, имеющих значимость для всех.
Ведущий предлагает группе разделиться на три подгруппы и раздает каждой подгруппе по одной истории. Задание для подгрупп следующее: надо
наполнить каждую историю эмоциональным содержанием — пессимистичным, оптимистичным и шутовским. То есть досочинить предложенную историю и дополнить ее деталями, свойственными Пессимисту, Оптимисту или Шуту.
Далее от имени предложенных персонажей каждая группа зачитывает свою эмоциональную версию стрессовых событий.
После того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.
В заключение ведущий высказывает пожелание всем и каждому в отдельности.
6.Упражнение с метафорическими картами колоды «Зонтики»
Цель: исследовать привычную реакцию на неприятности и ее альтернативы, оценить свои ресурсы для борьбы с трудностями.
Шум дождя. Ведущий: на острове начался дождь и ветер, посмотрите на картинки с изображением разных зонтиков. Выберете для себя зонтик, который, по-вашему, больше других вам подходит. (Пауза, участники выбирают себе зонтик.)
Как вы думаете, выполняет ли зонтик, который вы выбрали, свою основную задачу – защищать от непогоды, дождя и ветра? (Здесь и далее участники отвечают в произвольном порядке по желанию.)
Кто и когда подарил вам ваш «любимый зонтик», то есть научил реагировать определенным образом на жизненные неурядицы? При каких обстоятельствах вы впервые им воспользовались? Какая ситуация, по вашему мнению, привела к вашему способу действовать, реагировать?
Подумайте, может быть, вам необходим новый зонтик? Это бывает тогда, когда привычные действия не приводят к желаемому результату.
Часто случается, что зонтик, который хорошо защищает от солнца, не подходит для сильного дождя. Так и в жизни, разные ситуации требуют разных решений. Хотите ли вы поменять зонтик? Если да, то почему, и какой бы вы выбрали? Если нет, то расскажите о преимуществах вашего зонтика.
Иногда, пока человек прячется от дождя под зонтом, он ничего вокруг себя не видит и не замечает, хотя рядом есть множество других решений.
7. Упражнение «Радуга»
Цель: создать условия для того, чтобы осознать свои потребности и желания.
Ведущий: «Чтобы увидеть радугу, нужно пережить дождь»? Дождь мы пережили. После дождя, при определенных условиях, на небе часто появляется радуга. Какие же должны быть условия, чтобы она появилась?
Нужен дождь, солнце и водоем. Без них увидеть радугу не получится, каким бы ни был дождь. В жизни все точно так же. На наши головы иногда капает, льет, обрушивается масса различных проблем подобно дождю. Каждый по-своему пытается решать жизненные проблемы. У кого-то это хорошо получается, у кого-то не очень, а некоторые никак не могут выбраться из сложностей. И каждый ждет ту самую радугу после дождя. Но не все знают, что «свет в конце тоннеля» появляется только при определенном условии.
Чтобы жизненные проблемы ушли вместе с ненастной погодой и над головой появился прекрасный разноцветный мост в новую жизнь, тоже нужны условия. Их три – изменить отношение к себе, поменять отношение к жизненным обстоятельствам и принять ответственность за все, что происходит в вашей жизни. Тогда никакой дождь не будет страшен. И только в этом случае после любого дождя над головой появится разноцветный мост, по которому можно прийти в любое место, в какое только захотите.
Инструкция: говорят, что на конце радуги стоит горшок с золотом, который дарит богатство и счастье каждому, кто его найдет. Представьте себе свою личную радугу, которую солнце и дождь создали для того, чтобы радовать вас.
Пусть левый край радуги символизирует настоящее, а правый – будущее. Представьте, что на правом конце радуги вас ждет нечто ценное и очень желаемое. То, что идеально вам подходит.
Начните рисовать радугу. Сосредоточьтесь на ее цветах, ее изгибе. Пока будете рисовать, в голову придут интересные идеи, вспомнятся разные цели. (Педагоги рисуют и далее выполняют упражнение по инструкции.)
Дорисуйте радугу. Тезисно пропишите или нарисуйте свое настоящее, а также желаемое будущее – самую привлекательную и амбициозную цель, которая придет в голову во время рисования. Нарисуйте будущую цель на первом плане с осознанием, что она может быть не единственной. Можно обозначить цель символически или реалистично либо совместить оба эти способа.
Теперь взгляните на результат и мысленно ответьте на вопросы: «Как мне достичь своей цели?», «Какие трудности могут встретиться на пути?», «Чему предстоит научиться?», «Какие вопросы необходимо решить?», «От чего придется отказаться?», «Что я получу?», «Кто, кроме меня, может получить пользу от достижения этой цели?», «Как я отношусь к этой цели?».
После того как вы ответите на все вопросы, составьте для себя план действий, который поможет достичь желаемого. А рисунок можно хранить на видном месте, чтобы всегда помнить о цели.
8. Упражнение «Мое ресурсное состояние - это…»
Цель: исследование свои ресурсных возможностей
Ведущий: Дождь закончился, мы увидели радугу, потому что светит солнышко (раздает бланки «солнце»)
Инструкция: вспомните ощущение "жизнь наладилась, у меня все есть для счастья. Я полон сил и энергии. Я понимаю и принимаю себя. Я здоров". Перед вами солнце, напишите на лучиках характеристики, которые описывают ваше состояние, когда вы в ресурсе.
Есть ли на душе переживания и чувства, с которыми Вы ни с кем, никогда не делились? Эти переживания тратят жизненную энергию в "фоновом режиме". Попробуйте их написать на бумаге.
Обсуждение.
9. Разминка «Пол - это лава»
Цель: снятие эмоционального и телесного напряжения.
Ведущий: мы подошли к вулкану «Челлендж». Участники выполняют музыкальный челлендж.
10.Техника «5 вещей для меня» О.А.
Цель: Формирование мотивации, направленной на исследование своих ресурсных возможностей.
Упражнение рассчитано на спонтанность, то есть писать надо быстро и не раздумывать. Скорость помогает преодолеть внутреннее сопротивление.
Перечислите:
1. Пять хобби, которые вам интересны.
2. Пять учебных курсов, которые вы хотели бы изучить.
3. Пять навыков, которыми вы хотели бы овладеть.
4. Пять занятий, которые когда-то доставляли вам удовольствие.
5. Пять глупостей, которые вам когда-либо хотелось совершить.
11. Разминка «Раскопки клада»
Ведущий: вот мы и подошли к указанному месту на карте, где зарыт клад, осталось только его откапать. Вот вам лопаты и ведра, начинайте.
Лопат 3 (по количеству уже сформированных групп), участники по очереди, эстафетой переносят шарики из сухого бассейна в ведра на лопате, пока участники не найдут изображение сундука (приклеивается на дно).
12. Получение клада. Притча
Цель: Формирование установки на преодоление трудностей.
Когда участники находят на дне бассейна сундук, ведущий просит участников занять свои место и достает сундук (в нем находится зеркало).
Сейчас я передам наш добытый клад по кругу, молча загляните в сундук, полюбуйтесь кладом и передайте его другому участнику.
Пока участники передают клад, ведущий читает притчу:
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот он решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец на него не смог ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку. Посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?» Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший, – живая или мертвая?» И тогда мудрец сказал «Все в твоих руках, человек!»
Ведущий подводит участников к тому, что самый большой ресурс- клад для нас- это мы сами! Что все в наших руках.
Я верю в то, что внутри каждого из нас живет Сила, способная с любовью указать нам путь к прекрасному здоровью, идеальным взаимоотношениям, блестящей карьере и процветанию в любой сфере жизни.
13. Рефлексия. Упражнение «Сегодня на тренинге я …»
Цель: обратная связь от участников тренинга.
Каждому участнику предлагается закончить фразу «Сегодня на тренинге я...»
14. Завершение геокешенга
Ведущий: Нам пора продолжать путь, заходим на борт нашего круизного лайнера (музыкальное сопровождение). А на лайнере нас ждет фуршет (чаепитие).