Средняя группа
I. Расширять словарный запас по лексическим темам: «Профессии. Продавец», «Зима. Зимние забавы», «Зимующие птицы».
1. Закреплять в активной речи названия зимующих птиц, частей их тела и отличительные признаки; зимние явления природы, зимние забавы и развлечения. Побуждать детей использовать обобщающие понятия: дидактическое упражнение «Расскажи» (по картинкам).
Что это? Почему? — Это зима, потому, что.
Кто это? Почему? — Это птица, потому, что у нее есть.
2. Развивать умение подбирать прилагательные к заданным существительным: дидактическое упражнение «Какой? Какая? Какое?».
Снег, какой? — Холодный, рыхлый, скрипучий, сырой, белый, грязный, липкий.
Снеговик, какой? — Красивый, забавный, смешной, большой, снежный.
Воробей, какой? — Маленький, шустрый, пестрый, голодный, пугливый.
3. Развивать умение подбирать глаголы к заданным существительным: дидактическое упражнение «Что делает?».
Дети — играют, бегают, катаются, лепят, строят, бросают, чистят (снег).
Ворона — каркает, летает, клюет, прыгает, сидит, чистит (перья).
Продавец — продает, взвешивает, заворачивает, показывает.
Снег — кружится, метет, летит, сверкает, блестит, лежит, тает, липнет.
4. Учить подбирать слова с противоположным значением: дидактическое упражнение «Скажи наоборот» (закончить предложение).
Летом дни жаркие, а зимой —.
Летом день длинный, а зимой —.
Весной лед на реке тонкий, а зимой —.
Снег мягкий, а лед —.
Одни сосульки длинные, а другие —.
У синицы хвост короткий, а у сороки —.
Голубь тяжелый, а воробей —.
II. Развивать навыки словообразования.
1. Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму слова: дидактическое упражнение «Назови ласково».
Снег — снежок, снежочек.
Ком — комок, комочек.
Воробей — воробышек, воробьишка.
Лед — ледок, ледочек.
2. Учить образовывать прилагательные от существительных: дидактическое упражнение «Разные магазины».
Магазин, в котором продают хлеб. (хлебный).
Магазин, в котором продают молоко. (молочный).
Магазин, в котором продают овощи. (овощной).
Магазин, в котором продают мебель. (мебельный).
Магазин, в котором продают продукты. (продуктовый 1.
III. Совершенствовать грамматический строй речи детей.
1. Упражнять детей в правильном употреблении существительных множественного числа, именительного падежа: дидактическое упражнение «Один – много» (по картинкам!.
Снеговик — снеговики, сосулька —- сосульки, воробей — воробьи, санки — санки, дятел – дятлы, покупка — покупки, продавец — продавцы, магазин — магазины.
2. Упражнять в правильном употреблении простых предлогов: у, на, в, из.
Дидактические упражнения: «Кто в чем?», «Кто на чем?», «Что у кого?» (по картинкам)
Мальчик в шубе. Девочка в пальто.
Синица на дереве. Дятел в дупле.
Лопата у мальчика. Лыжи у девочки.