Просмотр содержимого документа
«Рекомендации учителя-дефектолога на летний период для родителей детей с ОВЗ»
Консультация для родителей средней группы
Рекомендации учителя-дефектолога на летний период
для родителей детей с ОВЗ.
Каждый год мы с нетерпением ждём лета, особенно его солнечных деньков. Лето - благоприятный период не только для отдыха и укрепления здоровья детей, но и для всестороннего развития ребёнка.
Семья - самые близкие ребёнку и самые заинтересованные в его воспитании и развитии люди. Поэтому очень важно дома создавать предметно-развивающую и игровую среду, которая будет способствовать гармоничному и всестороннему развитию ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Совместная деятельность с детьми с ОВЗ в условиях дома, прежде всего, направлена на формирование сенсомоторного опыта, на развитие предметно-практической деятельности, системы элементарных обследовательских действий, а также познавательных установок «Что/кто это?», «Какой он?», «Что с ним делают?», «Что он делает?» (при ведущей роли взрослого). «Зона ближайшего развития» формируется у детей с ОВЗ преимущественно при ведущей роли взрослого.
Взрослый помогает ребёнку принять удобную позу, создаёт условия для взаимодействия с объектами (игрушками, предметами бытового окружения, природными материалами, сенсорными объектами), комментирует ощущения ребёнка, его действия, создаёт условия для развития речевой активности ребёнка.
НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ
Во время прогулки продолжайте наблюдать за изменениями, происходящими в живой и неживой природе летом.
Гуляя в парке или в лесу рассматривайте деревья, кустарники, цветущие травы, по возможности наблюдайте за представителями животного мира. Рассматривайте растения, насекомых, объекты неживой природы, обращая внимание на их признаки и качества (цвет, форма, величина, ощущения), учите ориентироваться в пространстве (вверху, внизу, справа, слева, между и др.).
Рекомендуемые игры:
«Погреемся на солнышке»,
«Капельки дождя на ладошках»,
«Тень от наших рук»,
«Дует, дует ветерок» и др.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
Развитие речи тесно связано с познанием окружающего мира. Продуктивный приём познания - совместная с взрослым игра. Именно в ходе игры ребёнок может узнавать что-то новое или закреплять уже полученные знания.
Дома создавайте игровые ситуации, стимулирующие интерес к объектам окружающего мира (предметам, игрушкам, одежде, обуви и т.д.). Продолжайте развивать познавательные способности («Что/кто это?», «Какой он?», «Что с ним делают?», «Что он делает?»).
Демонстрируйте доступные предметы бытового окружения, игрушки, предметы одежды и обуви, атрибуты для летних игр, объекты природы, помогайте ребёнку рассмотреть их, формируйте опыт исследовательских действий в совместной игре.
Привлекайте ребёнка к изображениям объектов (игрушек, предметов, объектов природы, одежде и обуви, атрибутов для летних игр), совместно рассматривайте и называйте их.
Создавайте условия для речевой активности ребёнка, развивайте способность устанавливать связь слова-названия с объектом, признаком, действием.
Разговаривайте ребёнком во время всех видов деятельности (одевание- раздевание, игра, прогулка и др.), говорите о том, что делаете вы, что делает ребёнок, что делают другие люди.
Используйте правильно построенные фразы, предложения. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребёнка была возможность воспринять информацию.
Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают, комментируйте их. Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолёта, шелест листвы, журчание ручейка и другие. Это развивает слуховое восприятие.
Чаще читайте ребёнку вслух. Это развивает слуховое внимание, понимание речи, коммуникативные навыки. Объясняйте прочитанное, рассматривайте иллюстрации, по возможности задавайте вопросы, на которые ребёнок может ответить доступным способом, комментируйте эмоции ребёнка.
ИГРЫ С ПЕСКОМ
Создавайте игровые ситуации, направленные на развитие тактильнокинестетической чувствительности и мелкой моторики рук через игры с песком.
Во время прогулки или дома проводите игры с песком и атрибутами для игр с песком. Создавайте условия для речевой активности ребёнка, развивайте способность устанавливать связь слова-названия с объектом, признаком, действием во время игр с песком.
Рекомендуемые игры (взрослый оказывает необходимую ассистирующую помощь):
«Отпечатки ручек» - взрослый помогает ребёнку оставить отпечатки внутренней и внешней стороны кисти, а также кулачка на песке.
«Что же спрятано в песке?» - взрослый помогает ребёнку погрузить ручки в песок и отыскать спрятанные небольшие игрушки удобные для захвата.
«Откопаем игрушку совочком» - взрослый помогает ребёнку удерживать совочек и откапывать небольшую игрушку, закопанную ранее. Можно использовать и другие инструменты для откапывания игрушек (ложку, грабли, палочку и др.).
«Пересыпание песка» - взрослый помогает ребёнку пересыпать руками песок в ёмкости. Затем из ёмкости в ёмкость. Заполнять ёмкости песком можно с использованием инструментов (совочка, ложки, лопатки и др.).
«Игры с песком и водой» - взрослый помогает ребёнку перелить воду в песок, перемешать (руками или инструментом), дать потрогать влажный песок, комментирует ощущения ребёнка.
ИГРЫ С ВОДОЙ
Создавайте игровые ситуации, направленные на переливание воды, заполнение сосудов, запуск плавающих игрушек, доставание предметов и игрушек из воды руками, вылавливание предметов и игрушек из воды с помощью различных атрибутов (ситечек, разнообразных ложек, шумовки и др.).
Создавайте условия для речевой активности ребёнка, развивайте способность устанавливать связь слова-названия с объектом, признаком, действием во время игр с водой.
Рекомендуемые игры (взрослый оказывает необходимую ассистирующую помощь):
«Здравствуй, водичка» - взрослый помогает ребёнку опустить ручки в воду, совершать движения в воде, комментирует ощущения;
«Похлопаем ладошкой по воде»;
«Весёлые капельки» - привлекайте внимание к капелькам, капающим с пальчиков, комментируйте ощущения ребёнка;
«Разноцветная водичка» - игры с подкрашенной водой.
«Водичка тёплая, холодная» - знакомьте с разницей температурных ощущений от прикосновения к тёплой и прохладной воде, комментируйте ощущения ребёнка.
«Льдинки» - знакомьте с температурными ощущениями от прикосновений к льдинкам, плавающим в воде, комментируйте ощущения ребёнка.
«Нальём - выльем воду» - помогайте ребёнку зачерпывать воду в различные ёмкости и переливать её.
«Запустим кораблики» - помогайте ребёнку запускать различные кораблики (пластмассовые, бумажные, самодельные) в воду.
«Игры с заводными плавающими игрушками» - помогайте ребёнку заводить и запускать в воду плавающие игрушки.
ИГРЫ С ВЕТРОМ
Ребёнку (с учётом его возможностей) создавайте дома игровые ситуации, направленные на привлечение внимания к ветру, к атрибутам для игр с ветром.
Для организации игр с ветром можно использовать самолётики, вертушки, флюгеры, султанчики, мыльные пузыри, воздушные шары, парашютики, летающие тарелки и другие атрибуты, изготовленные своими руками.
Создавайте условия для речевой активности ребёнка, развивайте способность устанавливать связь слова-названия с объектом, признаком, действием во время игр с ветром.
Рекомендуемые игры (взрослый оказывает необходимую ассистирующую помощь):
«Мыльные пузыри» - взрослый помогает ребёнку выдувать мыльные пузыри, следить за их движением, дотрагиваться, чтобы они лопнули.
«Бумажные самолётики» - взрослый складывает из бумаги самолётик (по возможности привлекая ребёнка), помогает ребёнку с ОВЗ запустить самолётик в полёт.
«Парашютик» - взрослый предварительно изготавливает парашют из плотного материала (в форме круга диметром 15 см и ниток), привязывает к парашюту небольшую лёгкую игрушку. Взрослый помогает ребёнку удерживать, а затем отпускать парашютик, наблюдать за его движением вниз.
«Кисточка» - взрослый предварительно изготавливает кисточку из ленточек, нарезанных из полиэтиленового пакета и закреплённых на пластмассовом кольце в форме кисточки. Затем на улице в ветреную погоду взрослый помогает ребёнку удерживать «кисточку», привлекает внимание к тому, как она двигается во время порывов ветра, комментирует ощущения ребёнка.
«Помашем веером» - взрослый предварительно изготавливает веер из бумаги, помогает ребёнку удерживать веер и совершать с ним машущие движения, комментирует ощущения ребёнка.
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
Дошкольный возраст - это начало сенсорного развития, приобретения сенсомоторного опыта, который необходим для формирования представлений об окружающей действительности, для овладения доступными видами деятельности.
Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах объектов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе, звуке и т. п.
В бытовых и игровых ситуациях привлекайте внимание ребёнка к пространственным свойствам окружающих объектов, предметов и игрушек (цвету, форме, отношениям по величине и расположению) и способам выполнения действий с учётом этих свойств. Одновременно формируйте практические ориентировочные действия, помогайте ребёнку взаимодействовать с дидактическими и сенсорными игрушками.
Создавайте условия для речевой активности ребёнка, развивайте способность устанавливать связь слова-названия с объектом, признаком, действием в процессе сенсорных игр.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЕМ
Организуя игры с пальчиками, взрослый может эффективно и занимательно развивать психические процессы, мелкую моторику рук и речевые умения.
Интересные игры с пальчиками представлены в пособии «Здравствуй, пальчик! Как живёшь?» (картотека тематических пальчиковых игр), составитель Л.Н. Калмыкова. -Изд.2-с, испр.- Волгоград : Учитель
Взрослый читает стихотворный текст и предлагает ребёнку выполнить доступные движения, оказывает необходимую помощь. Малодоступные движения можно заменять хлопками в такт словам для развития темпо-ритмической стороны речи.