Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по организации работы в технике пластилинография»
Астана қаласы әкімдігінің
№9 «Нұршашу» балабақшасының МКҚК
Рекомендации по организации работы в технике пластилинография
Подготовили: воспитатель Денисова Л.И
Методист Тулеубаева Ж.М
Астана 2025г.
Рекомендации по организации работы в технике пластилинография
Освещение. В связи с тем, что данная работа связана с цветоразличением, рабочее место ученика должно быть хорошо освещено. Свет должен быть естественным, падать равномерно и не давать бликов на рабочую плоскость.
Одежда. Обязательным атрибутом в данном виде деятельности является фартук или халат и давно забытые нарукавники. Нарукавники легко изготавливаются из ткани. Для этой же цели можно использовать рукава от старого свитера или гольфы с отрезанной носочной частью, они одеваются резинкой в сторону запястья. Эта спецодежда позволит не испачкаться пластилином в процессе работы.
Посадка. Во время работы необходимо следить за правильной посадкой учащихся. Ребёнок не должен низко наклоняться над столом. Поскольку при близком рассматривании теряется восприятие цельности работы. Обучающиеся начинают дробить, мельчить детали сюжетной картины. А также, идет нагрузка на позвоночник, ребенок быстро устает, испытывает боль и напряжение в области шейных позвонков. Обязательно нужно проводить физкультминутки.
Поддержание чистоты и порядка. При любой творческой деятельности поверхность стола накрывают, для того чтобы она оставалась чистой. Учитывая специфические особенности пластилина, лучше использовать прямоугольник из светлого линолеума, или полиэтилен. Коробка с пластилином должна оставаться чистой, красивой и аккуратной на протяжении всего процесса выполнения сюжетной картины.
Для этого пластилин отрезают ножом или стеком, маленькими порциями. Если образовались неиспользованные кусочки пластилина, их нужно присоединить к куску соответствующего цвета. Особенно следует следить, чтобы пластилин не падал на пол. В конце деятельности необходимо уделить достаточно времени для наведения порядка. Поверхность стола, покрытая линолеумом, легко очищается стеком для пластилина. Для достижения идеальной чистоты рабочего места, всё можно протереть тряпочкой, смоченной в растительном масле. После чего протирается бумажной салфеткой. Руки протираются тряпкой в растительном масле. Излишки масла смываются мылом и теплой водой.
Особенности используемого материала.
Пластилин – мягкий, податливый материал, позволяющий выполнять над собой различные операции, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов:
- несвежий пластилин становиться твердым, его трудно размять, подготовить к работе, особенно детскими пальчиками;
- в своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна.
Пригодность пластилина для применения в детском творчестве можно определить, проведя несложные опыты - качественный пластилин должен:
- легко разрезаться - необходимо пластмассовым ножом отрезать несколько кусочков пластилина, можно от каждого брусочка;
- быстро согреваться - отрезанный пластилин взять в руки и подержать минуту-две в кулаке;
- не крошиться, не размазываться, не таять в руках - двумя пальцами (указательным и большим) размять пластилин, растягивая его во все стороны;
- не прилипать к поверхностям - раскатывая пальцами, можно узнать, пачкается пластилин или нет, для большей уверенности прокатать его по чистому, белому листу бумаги;
- не оставлять жирных пятен - размять пластилин прямо на бумаге и вдавить его в ее поверхность, через пару минут снять пластилин с листа стеком. Если это сделать легко, и на бумаге не осталось жирных пятен и остатков пластилина, то это качественный пластилин;
- должен легко соединяться друг с другом - взять отрезанные ранее кусочки пластилина и соединить их между собой, они должны хорошо приклеиться друг к другу и, впоследствии держаться, не отваливаться;
- достаточно долго находиться на открытом воздухе, не меняя своих качеств - положить открытую коробку с пластилином на стол или другое место и дать постоять ему сутки, изменений с пластилином произойти не должно. Он не должен потерять цвет, пластичность;
- легко отмываться с рук - после работы с пластилином вымыть руки с мылом теплой водой. Руки должны легко отмыться.
Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям:
1.Твердый пластилин нужно разогреть перед деятельностью в емкости с горячей водой из – под крана, но не заливать кипятком.
2.Пластилин - материал объемный, а значит, имеющий вес. Поэтому для работы следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых из пластилина объектов.
3.Чтобы картина со временем не теряла своей привлекательности, следует основу с нарисованным предварительно контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стека проще снять лишний пластилин, не оставляя следов. Контуры в данном случае выполняются обычным фломастером, который также без труда стирается влажной салфеткой, если ребенок вдруг ошибся в изображении объекта. Если нет возможности покрыть основу скотчем, зарисовка производится простым карандашом.
4..Если работа выполнена в качестве подарка, например, «Букет для мамы», или для оформления групповой комнаты рекомендуется поверхность выполненной из пластилина композиции покрыть бесцветным лаком. Пластилин под лаковой пленкой со временем твердеет, изделие становиться более ярким, с лакированной поверхности легко убирать пыль.
5. На рабочем столе ребенка должна обязательно присутствовать тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполнения работы первоначально вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
6. Работа с пластилином трудоемкая, требует усилий, поэтому детям необходим минутный отдых в процессе ее выполнения в виде физкультурных минуток и разминок.
Важным качеством пластилина, как материала для создания художественных работ, является наличие у него цвета.
Цвет- одно из главных выразительных средств в декоративно-прикладном искусстве. Именно о нем, о сочетании его оттенков, стоит подумать прежде, чем начать работу над композицией в детском творчестве. Основные и составные, теплые и холодные, контрастные и сближенные.
Можно сказать, о «темных» и «ярких», «тусклых» и «веселых» цветах. Смешение цветов, а также эмоциональные возможности цвета позволяют выразить с помощью палитры детские переживания. Надо не забывать, что цвет выражает настроение. Каждый из цветов имеет у детей собственное символическое значение. Выбор цвета отражает психическое и физическое состояние. Обычно ребенок использует 5-6 цветов. Более широкая палитра цвета предполагает натуру чувствительную, если палитра ограничена, ребенку не хватает положительных эмоций. Необходимо донести до обучающихся некоторые законы цветоведения, чтобы, работая с пластилином, они сумели с помощью цвета передать характер своих персонажей, создать колорит композиции.
При создании картин в технике пластилинографии ребята учатся смешивать разные цвета пластилина для получения необычных оттенков. Такой трудоемкий, но интересный процесс осуществляется разными способами. Куски пластилина можно размять, а затем перемешать в одном кусочке. Другой вариант — пластилин смешивается непосредственно на основе, мазки накладываются поочередно и размазываются на поверхности.
Таким образом, дошкольники осваивают прием «вливания одного цвета в другой». Смешивание пластилина практически не отличается от смешивания масляных красок. В обоих случаях нежелательно использовать более трех цветов, так как в противном случае образуется комок неопределенного цвета. Если смешать пластилин с небольшим количеством черного или темно-синего, добиваются более темного тона того же цвета, и наоборот, смешивая цветной пластилин с белым, получают пастельные тона. Необходимо помнить, что при смене цвета пластилина на другой, стек необходимо очищать салфеткой, чтобы избежать нежелательных грязных пятен на картине.
Сочетание пластилина с другими материалами:Пластилин сочетается практически со всеми материалами и предметами: пуговицами, бусинами, проволокой, косточками фруктов, пузырьками и баночками, перьями птиц, картоном, тканью и т. д. Используя в поделках спички, необходимо заранее отрезать у них серные головки!
Хранение поделок из пластилина: Как оформить и хранить пластилиновые картины? Плоские пластилиновые картины лучше всего поместить под стекло в рамку, паспарту или хранить под прозрачной пленкой. Пластилиновые картины не должны деформироваться, подвергаться попаданию прямого солнечного света и нагреванию. Слепив модель, можно поместить её на время в холодильник, а потом при желании покрыть её бесцветным лаком.
Инструменты и материалы, используемые при лепке.
Для освоения приёмов лепки пластилином необходимо заготовить инструменты, которые помогут дошкольнику с успехом справиться с поставленными задачами:
- деревянная или пластиковая дощечка - в качестве рабочего стола для раскатывания пластилина и лепки мелких деталей;
- набор стеков и пластмассовых ножей, разной конфигурации и размера, для нарезки, обработки пластилиновой массы (стеки - это небольшие пластмассовые или деревянные ножички для вырезания, выравнивания и деталировки изображаемых предметов);
- стакан с водой (руки необходимо периодически смачивать водой, чтобы пластилин к ним не прилипал);
- различные зубчатые колесики, многогранники, трубочки и другие приспособления для придания поверхности определенной структуры;
- пластиковые медицинские или кондитерские шприцы для выдавливания пластичной массы;
- канцелярский нож для резки картона (у педагога);
- копировальная бумага, для перевода рисунка на поверхность картона;
- эскиз будущей картины, выполненный в масштабе картона;
- простой карандаш;
- пластмассовая и металлическая линейка длиной 40 см;
- флакончик с растительным маслом для облегчения очистки рук и поверхности от налипания пластилина;
- бутылка с теплой водой, для того, чтобы дети могли погреть руки во время лепки, и им было бы легче размягчить пластилин;
- лак для покрытия готовой картины;
- хлопчатобумажная ткань или бумажные салфетки для вытирания рук и рабочего места.
Овладение рукой, как естественным орудием создает предпосылки для превращения руки в орудие орудий, что дает мощный толчок к дальнейшему развитию ребенка. Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию их воображения и фантазии.
Картонная основа для сюжетной картины: Лучше всего подходит многослойный картон от упаковочных коробок, имеющий внутри гофрированный слой. Такой картон не изгибается, а при надавливании немного амортизирует под пальцами, это создает определённый комфорт при намазывании пластилина. Формат картона лучше брать с запасом для возможного оформления картины в рамку.
Основные приемы работы с пластилином.
Развитие детского творчества в любом виде художественной деятельности, в том числе и изобразительной, связано с овладением способами и приемами этой деятельности. Их выделяет и показывает детям педагог. Для того чтобы свободно передавать любые заинтересовавшие предметы и явления в рисунке, аппликации, необходимо учить детей разнообразным приемам рисования.
Нужно уделить внимание обучению дошкольников катать тонкие колбаски. После колбасок нужно научить формировать маленькие шарики - сначала вращательными движениями ладошек, а затем вращательными движениями ладошек по столу. Для этого раскатанную колбаску разрезают стеком на равные части, из полученных частей получают одинаковые шарики. Пластилиновая картина может состоять из шарообразных, сферических или цилиндрических кусочков либо мазков, и при визуальном восприятии выглядит, как мозаика.
Раскатывание. Кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.
Скатывание. Кусочек кругообразными движениями ладоней, либо между поверхностью стола и ладонью, скатывается в шарик.
Оттягивание. Слегка потянув щепоткой часть пластилина - оттягиванием - можно из оттянутого материала сформировать часть изображения.
Сплющивание. Наиболее применяемый приём для этого шарик сдавливают до формы лепёшки.
Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.
Вдавливание. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек, зубчатых колесиков и т. п.
Прищипывание. Осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.
Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.
Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.
Следующие же приемы являются характерными именно для пластилинографии. Это заглаживание, надавливание и размазывание, которые необходимы для создания плоской и гладкой поверхности. Они выполняются усилиями кончиков пальцев. Что касается размазывания, то оно может выполняться сверху вниз либо слева направо.