kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рекомендации для воспитателей по духовно-нравственному дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главной задачей является развитие интереса у ребенка к народному творчеству, декоративно-прикладному исскуству, некоторым историческим событиям, связаных с родным краем, и очень важно, чтобы интерес сохранился с раннего детства и до школьных лет.    

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации для воспитателей по духовно-нравственному дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения»


МБОУ «ГИМНАЗИЯ»

дошкольные группы











Методические рекомендации


по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения





Подготовил:

старший воспитатель

Мурушкина О.Н.















Макеевка 2022г


Методические рекомендации для воспитателей по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения


Дошкольное детство является важным этапом  в становлении морального облика человека.  В этот возрастной период у детей формируются основы нравственности, формируются  первоначальные эстетические представления, а также появляется интерес к явлениям общественной жизни. Дошкольники обращаются  с вопросами  к  взрослым, хотят узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут. Организовать процесс воспитания молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно.

В рамках современной педагогики считается возможным и необходимым начинать знакомство со своим  народом, с его традициями и бытом с раннего детства. Главной задачей здесь является развитие интереса у ребенка к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству, некоторым историческим событиям, связанным  с родным краем, и очень важно, чтобы интерес этот  сохранялся с раннего детства и до школьных лет. Поэтому так важна организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей в семье, детском саду, школе, тем более, что современные молодые родители, как правило, недостаточно знакомы с национальными традициями духовного воспитания, хотя положительно относятся к их возрождению. Именно образовательное учреждение, при наличии нужных условий может возродить основы традиционного духовного воспитания детей. Для того чтобы начать работу в области духовно-нравственного воспитания необходимо соблюдение таких условий:

1.Наличие предметно-развивающей среды для воспитательно-образовательного процесса;

2.Обеспечение программно-методической и художественной литературой;

3.Профессиональная подготовка воспитателей.

Предметно-развивающая среда должна создаваться согласно возрастным особенностям воспитанников. В дошкольном учреждении должна быть библиотека с доброй и поучительной художественной литературой, красочные книги с русскими народными сказками. Нужно организовывать театральную деятельность с внедрением духовно-нравственных начал, указывая на то, где зло, а где добро. В каждой возрастной группе стоит организовать уголок ряженья с элементами народных костюмов, шапочки для инсценировок сказок, кукольные театры.

Приоритеты создания предметно-развивающей среды в детском саду:

1.Окружающие предметы должны быть национальными, так как это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они являются частью великого русского народа.

2.Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы). В устном народном творчестве сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о нравственных категориях.

3.Большое место в приобщении детей дошкольного возраста к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.

4.Нужно знакомить детей с народной декоративной росписью, потому что она увлекает ребят и пробудить интерес к национальному изобразительному искусству. Вопросы духовно-нравственного воспитания включаются в занятия по образовательной программе, в перспективный и календарный планы (в виде интегрированных занятий или во время бесед с дошкольниками в повседневной жизни).

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Защитники Отечества»; весной — «Масленица»; «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица).

Игровая деятельность выступает важным средством духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Игры, направленные на духовно-нравственное воспитание дошкольников, представлены в Приложении.

Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни. Важным элементом в нашей работе остается сказкотерапия.

Воспитание, даваемое в образовательном учреждении, не принесет ожидаемой от него пользы, если родители не будут стараться поддерживать в детях те добрые правила жизни, которые преподают педагоги. Практика работы по духовно-нравственному воспитанию детей показывает, что работе с семьей необходимо уделять основное внимание. То, что обязана дать ребенку семья, никто, кроме нее, не даст в полной мере. Задача педагогов ДОУ – помочь родителям осознать, что, прежде всего, именно в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что родители ответственные за воспитание детей.

С родителями нужно проводить:

  • родительские собрания на духовно-нравственные темы;

  • лекторий для родителей с участием священника;

  • анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении;

  • совместные с родителями праздники, спектакли;

  • изготовление декораций к праздникам (пополнение театральной студии новыми куклами, реквизитом и т.д.);

  • круглые столы с педагогами ДОУ;

  • консультации;

  • выставки духовной, педагогической, коррекционной литературы и пособий для родителей;

  • обмен опытом по духовному воспитанию в семье;

  • выставки  семейных работ к праздникам;

  • индивидуальное собеседование.

Цель работы педагогов детского сада с родителями – просветительная работа, т. е. познакомить родителей с православной культурой и историей, пробудить к ней интерес. Необходимо вопросы духовно-нравственного воспитания ставить на общих родительских собраниях, большее внимание уделять средствам наглядной информации: стендам, ширмам, папкам-передвижкам.

Итак, работа по развитию нравственного начала в детях сложна, многогранна и никогда не кончается. Важно, чтобы добрые семена взросли в детских душах и дети выросли добрыми и умными, хорошими гражданами родной страны. Именно дошкольный возраст нельзя игнорировать для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и моральных нормах поведения и взаимоотношений, для формирования патриотических чувств.

















ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение


Картотека игр, направленных на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста


Игра «Щедрые подарки»

Цель: формирование  способности к восприятию добра, справедливости и щедрости.

Распределение ролей:  Один ребенок  - Фея Щедрости. Остальные дети получают разные буквы и запоминают их.

Ход игры:

Под музыку дети кружатся. Когда музыка обрывается, дети замирают.

«Фея Щедрости» дотрагивается до кого-нибудь своей волшебной палочкой. При этом ребенок называет свою букву. «Фея Щедрости» должна придумать, какой щедрый подарок на данную букву она приготовила.

Например, тому, у кого буква «З», она подарит зонтик, чтобы он не промок под дождем, или зайчика, чтоб он с ним играл. Если «Фея Щедрости» не может сама придумать какой-нибудь подарок, ей помогают те дети, которых она уже «оживила».

Игра «Верные друзья»

Цель: формирование представление о взаимопомощи и дружелюбии.

Ход игры: 

Разделить комнату мелом или веревками на две части. Одна часть – суша, другая море. Дети берутся за руки и под музыку ходят по кругу. Когда музыка обрывается, все останавливаются. Те дети из круга, которые оказались на «суше», должны спасти тех, кто оказался в «море». Для этого дети выполняют разные задания, которые предлагает им педагог.

Задача детей – быстрее спасти своих детей.


Игра «Как надо заботиться»

Цель:  формирование представлений о добре, любви и заботе.

Ход игры:

 Дети встают в круг. Педагог обходит круг и вкладывает в руки детей разных игрушечных зверей, а затем называет одного игрушечного зверя, например, кошку. Тот, у кого в руках оказывается кошка, выходит на середину круга и просит детей по очереди рассказать, как нужно заботиться о кошке. Ребенок в центре круга дарит свою игрушку тому, чей рассказ понравился ему больше.

Игра «Только хорошее»

Цель: формирование у детей  представление о добре; развитие устной речи: творческого мышления, воображения.

Ход игры:

Педагог с мячом в руках встает перед детьми, просит их выстроиться в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда воспитателем произносится какое-либо хорошее качество (правдивость, доброта, аккуратность).

В этом случае они делают шаг в сторону педагога. Если дети случайно «поймают плохое качество» (нетерпимость, жадность, злость), они делают шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдет до педагога. Этот человек становится ведущим.

Игра «Любимое качество»

Цель: развитие в детях понимания явлений действительности с позиций нравственно-этических норм.

Попросить детей сесть в круг и предложить им подумать о своем любимом качестве. Затем по очереди дети называют свое любимое качество.

 Если какое-либо качество нравится большинству детей, этому качеству предлагается поселиться в группе. Ему выделяется красивый стул, который становится стулом доброты, заботливости, наблюдательности или храбрости.

   В дальнейшем на стуле того или иного качества может посидеть любой ребенок, который хочет, чтобы в нем выросло это качество.

 Также, если кто-либо из детей плохо себя ведет, плачет, плохо слушает, педагог предлагает ему посидеть на стуле того или иного качества.

Дети могут выбирать каждую неделю новое качество и предлагать ему поселиться в своей группе.

Игра «Колечко красоты»

Цель: помощь в формировании личности ребенка, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств.

Ход игры:

Сказать детям, что у вас есть колечко красоты. Стоит направить колечко на любого человека, как в нем сразу же становится видно все самое красивое. Дети встают в круг и вытягивают сложенные ладошки вперед. Педагог незаметно вкладывает колечко кому-нибудь в ладошки. Потом дети хором кричат: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к своим друзьям колечком и рассказать о том, что красивого он видит в них. Тот, кто больше всех увидел красивого в своих друзьях, получает колечко красоты в подарок.

Игра «Круг честности»

Цель: формирование  социальные и нравственные отношения с окружающим миром через развитие лучших качеств – честности ребенка.

Ход игры:

Дети делятся на две команды.

Члены одной команды встают в круг и, взявшись за руки, поднимают их вверх. Это круг честности. Вторая команда встает в цепочку, друг за другом под веселую музыку вбегает и выбегает из круга честности подобно ручейку.

Когда музыка останавливается, дети, образующие круг честности, опускают руки и никого не выпускают из круга. Те, кто остались в круге, по очереди рассказывают о каких-либо честных поступках.

Затем команды меняются местами.

Игра «Палочка-выручалочка»

Цель: воспитание  в детях чувства взаимопомощи и сотрудничества, развитие связной речи.

Ход игры:

Дети встают в круг и по очереди вспоминают какую-либо ситуацию, когда им нужна была помощь. Например: плохое настроение, болел зуб, кто-то обидел, не купили новую игрушку. У педагога в руках красивая палочка-выручалочка. Когда первый ребенок расскажет о своей проблеме, педагог говорит: «Палочка-выручалочка, помогай! Друга из беды выручай!». Тот из детей, кто знает, как помочь другу в беде, поднимает руку, и педагог передаёт ему палочку-выручалочку. Этот ребенок прикасается палочкой к своему другу и рассказывает, как можно помочь ему.   

Если никто из детей не знает, как помочь своим друзьям, педагог сам прикасается палочкой-выручалочкой к тому или иному человеку и рассказывает детям, как можно выручить друга из беды.

Игра «Жизнь в лесу»

Цель: воспитание нравственно-волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.

Ход игры:

Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей): Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь - ласково гладим по голове (показ). Готовы?

  Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись... Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой. Общение без слов исключает ссоры, споры, договоры и т.д.

Игра «Добрые эльфы»

Цель: воспитание нравственно-волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.

Ход игры:

Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя): - Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы.

С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу. Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их...

Разыгрывается бессловесное действо.

Игра «Птенцы»

Цель: воспитание нравственно-волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.

Ход игры:

Воспитатель: - Вы знаете, как появляются на свет птенцы? Зародыш сначала развивается в Скорлупе. Через положенное время он разбивает ее своим маленьким клювиком и вылезает наружу. Ему открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все ему ново: и цветы, и трава, и осколки скорлупы. Ведь он никогда не видел всего этого. Поиграем в птенцов? Тогда присядем на корточки и начнем разбивать скорлупку. Вот так! (Показ.) Все! Разбили! Теперь исследуем окружающий мир - познакомимся друг с другом, пройдемся по комнате, принюхаемся к предметам. Но учтите, птенцы не умеют разговаривать, они только пищат.

























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ



  1. Арефьев, И. П. Духовно-нравственное воспитание: нерешенные вопросы / И. П. Арефьев // Педагогика. – 2019. – №7. – С. 49-54

  2. Белякова, Е. Г. Нравственное развитие ребенка: Психологический аспект / Е.Г. Белякова. – Тюмень: Издательство ТГУ, 2019. – 151 с.

  3. Березка, Т.К. Мы родом из детства : развитие духовно-нравственного потенциала здоровья дошкольников в условиях детского сада и семьи / Т.К. Березка // Дошкольное воспитание. – 2018. – №12. – С. 4-8

  4. Бордовская, Н.В. Современные образовательные и воспитательные технологии / Н.В. Бордовская. – М.: КНОРУС, 2017. – 432 с.

  5. Волобуева, Л.О. Вопросы духовно-нравственного воспитания дошкольников / Л.О. Волобуева // Дошкольное воспитание. - 2018. - №3. - С.88-92.

  6. Государственный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: приказ МОН ДНР от 08.05.2021 № 68-НП: действующ. ред. // Официальный сайт Народного Совета Донецкой Народной Республики. - Электрон.дан. - Донецк, 2021. – Режим доступа: https://gisnpa-dnr.ru/npa/0018-287-20180404 (дата обращения: 10.04.2022)

  7. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина в сфере образования: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков. ― Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2016. – 29 с.

  8. Короткова, Л.Д. Игра как средство духовно-нравственного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста / Автореферат на соискание учёной степени канд. пед. наук / Л.Д.Короткова. – М.: Академия, 2019. – 203 с.

  9. Петрова В.И. Духовно-нравственное развитие в детском саду. Методические рекомендации / В.И. Петрова. – М.: Мозаика- Синтез, 2020. – 305 с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мурушкина Ольга Николаевна

Дата: 23.07.2022

Номер свидетельства: 611255


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства