Рекомендации для родителей "Изучаем идеи Марии Монтессори и создаем дома развивающую среду"
Рекомендации для родителей "Изучаем идеи Марии Монтессори и создаем дома развивающую среду"
Многие родители не знают, как создать дома развивающую среду для своего ребенка. В данной рекомендации четко раписано каким принципам нужно следовать родителям, чтобы развивать своего ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рекомендации для родителей "Изучаем идеи Марии Монтессори и создаем дома развивающую среду"»
Как работает система Монтессори?
Изучаем идеи Марии Монтессори и создаём дома развивающую среду.
Мария Монтессори — первая женщина в Италии, которая получила степень доктора медицины. Родители и педагоги знают ее как создательницу метода воспитания с девизом «Помоги мне сделать это самому».
Что необычного в методе Монтессори?
Девиз Монтессори - «Помоги мне сделать это самому». Поэтому в Монтессори-садах и школах нет педагогов в привычном понимании. Есть наставники, которые направляют и наблюдают. Монтессори-педагог никогда не делает за ребенка, он лишь подсказывает и показывает.
Как организовать Монтессори-среду дома?
Ещё живет миф, что дома невозможно воспитывать ребенка по методу Монтессори. Мол, нужно много пространства, специфические игрушки. И вообще — дети, погруженные в такую благоприятную среду, не могут подготовиться к взрослой жизни, полной проблем и трудностей.
На самом деле, Мария Монтессори разрабатывала материалы и пособия для обучения именно с прицелом на будущее. Дети в ее классах изучали азы математики, готовили руки к письму и учились общаться между собой: говорить о своих чувствах и действовать сообща.
Чтобы обеспечить дома Монтессори-среду, не нужно скупать все пособия. Достаточно следовать трем принципам:
создать развивающую среду;
вместе с детьми выполнять несколько четких и простых правил;
не вмешиваться в процесс без необходимости или просьбы, а только наблюдать за детьми.
Развивающая домашняя среда включает в себя четыре основные зоны развития:
Зона практической жизни
Здесь находятся предметы, которые позволяют ребенку переливать, пересыпать и сортировать предметы. Вам не нужно покупать детскую посуду, выделите несколько старых кофейных чашек. С кухни же можно взять лопатки, ложки, небольшие тарелки и миски.
Монтессори утверждала, что предметы должны быть настоящими, а не игрушечными. С ними ребенок учится ответственности и сразу включается во взрослую среду.
Ребенка можно привлекать и к взрослым делам: полить цветы, покормить домашних животных, помочь на кухне. Детям по силам выполнять несложные задания, родитель может не думать «во что же еще поиграть». И одновременно — домашние дела развивают ребенка и включают в жизнь семьи.
Зона сенсорного развития
Здесь собраны материалы, которые помогают развивать чувства:
зрение, осязание, вкус, обоняние, слух;
учится ощущать вес и температуру, различать высоту и длину;
узнавать цвет, звучание, запах, форму и свойства.
В этой зоне размещаем:
- материалы для творчества: краски и кисти, пластилин, клей, бумага, ножницы;
- развивающие игры и пособия: например, «Уникуб», «Сложи узор» Б. П. Никитина;
- традиционные народные игрушки: матрешки, свистульки, другие деревянные игрушки.
Зона развития двигательной активности
Здесь находятся спортивные комплекс и тренажеры. Хорошо, если пространство позволяет поставить шведскую стенку, трамплин, качели, веревочную лестницу.
Если такой возможности нет, придется включить фантазию: создавать полосу препятствий из подручных материалов типа стульев и книг, приобрести несложные тренажеры — обруч, фитбол, гантели, несколько мячей, чтобы обеспечить ребенку постоянное физическое развитие.
Образовательные зоны
Этот участок развивающей среды будет постоянно дополнятся новыми зонами по мере развития ребенка. Начинают обычно с четырех:
- математическая;
- языковая;
- естественно-научная;
- географическая.
Ребенок растет, развивающий материал накапливается. Значит, можно добавить еще несколько зон, которые будут варьироваться в зависимости от интересов ребенка:
- музыкальная;
- рукодельная;
- танцевальная; театральная и т. п.
Мария Монтессори утверждала: «Мы должны принять мысль о том, что там, где есть жизнь, есть и ошибка — такова действительность».
У вас может не получиться идеальное зонирование, ребенок может на каком-то этапе вообще не интересоваться пособиями и материалами.
Внимательно относитесь к себе и малышу, учитесь чувствовать и видеть периоды, когда ребенок готов овладеть новым навыком, когда ему можно предложить новую игру или пособие.
Воспитание по Монтессори — это не зубрежка и не муштра. Это активная игра, развитие и жизнь в атмосфере заботы и любви: «Дети любят взрослых; и это то, что мы должны знать о них»