Просмотр содержимого документа
«Региональный компонент как средство воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста.»
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Особую значимость процессы гражданско-патриотического воспитания молодежи приобретают в ряде регионов поликультурной, многонациональной и многоконфессиональной Российской Федерации, которые отличаются наличием сложных культурно-исторических контекстов, определивших широкий̆ спектр оценок современных реалий и исторических событий.
Гражданский патриотизм – это своего рода фундамент общественного и государственного «здания», залог его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных и политических институтов.
Региональный компонент – это часть включающая материалы о регионе. Национально-региональный компонент (родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане. В основе привития духовно-нравственных начал у дошкольников лежит ряд принципов, обеспечивающих построение образовательного процесса с учетом специфики социальных и природных особенностей региона. При этом «погружение» детей в краеведческий материал происходит постепенно, от близкого, понятного детям, к далекому: от семьи к городу и далее к региону, стране. Одновременно идет «погружение» в историю своего города, к истокам его возникновения,людям,его населяющим. Таким образом, у детей постепенно складывается целостная картина окружающего мира. Основными целями регионального компонента являются:
-создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона, профессионального самоопределения и непрерывного образования; -обеспечение единства образовательного пространства.
Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования были выявлены и обоснованы следующие педагогические условия: 1. Интеграция предполагает планирование (отражение тематики в планах. У нас есть темы недели и про город, и мир животных и растений. Сюда и можно включать региональный компонент и приоритетное направление ДОУ) 2. формирование культурной направленности личности дошкольника, на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования с учетом социально-этнической среды группы; 3. подготовка педагогического коллектива к реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования; 4. создание культурно-развивающей среды дошкольной группы; 5. организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
При определении педагогических условий реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования были учтены следующие положения:
-определение социального заказа на интеграцию личности в национальную и мировую культуру, -выявление специфики реализации национально-регионального компонента дошкольного образования -использование принципа культурализма в образовательном процессе дошкольных учреждений.
Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:
1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал. 2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно-историческим фактам). 3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы). 4. Осознанный выбор методов знакомства с родным городом, повышающих познавательную и эмоциональную активность детей. Чем разнообразнее способы, формы и приёмы познания мира и его отражения, тем выше уровень не только информированности, но и любознательности, увлечённости. Приобщение детей к региональной культуре связано с понятием «интерес». Именно он лежит в основе эффективного решения многих педагогических задач. Между интересом и деятельностью наблюдается двусторонняя связь: интерес развивается в деятельности и в ней же реализуется. Кроме того, интерес меняет характер деятельности, повышает её продуктивность. Чтобы поддержать у ребёнка любопытство и интерес, необходимы объективные и субъективные условия.
К объективным условиям относятся:
а) Внутренние побудительные силы, приводящие в движение духовные и умственные возможности детей. б) Это удовлетворение, соответствующее эстетическим вкусам, значимость деятельности. в) Индивидуальные особенности ребёнка, впечатления и восприимчивость. К субъективным условиям относится: а) Личность воспитателя. б) Предметно-развивающая среда. Всё это учитывается в разработке региональной программы и её реализации. Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представление о человеке, обществе, культуре. Задача современного дошкольного образования— заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края, народах и народностях,его населяющих,их самобытности,культуре,истории. И поэтому реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования. Практика показывает, что краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. Именно внедрение регионального компонента, то есть, такого направления как «Краеведение», будет определять содержание вариативной части Образовательной программы ДОУ, формируемой участниками образовательного процесса. Актуальность разработки и включения данного направления в воспитательно-образовательный процесс ДОУ заключается в том, что в период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль народной культуры как источника развития творческого потенциала детей и взрослых, их нравственно-патриотического воспитания. Работу по реализации регионального компонента необходимо начинать с обогащение развивающей среды (1 этап) Педагогам предложили взять интересную для них нишу регионального компонента и заполнить ее. Педагогами собран и оформлен материал в папках передвижках, альбомами и презентациями. Весь собранный материал находится в методическом кабинете. Воспитатели имеют возможность пользоваться разработками своих коллег. Весь материал есть в электронном виде. Для работы с детьми подобрана необходимая художественная литература (сказки, загадки, сборники стихов, журналы, книги и картины, рассказывающие о жизни предков, научно-публицистическая литература, имеются иллюстрации с изображением растений и животных, пейзажей, сборники музыкальных произведений. В каждой группе оформлены краеведческие уголки и уголки патриотического воспитания. . Работа с семьей (2 этап) Важным условием эффективной реализации краеведческого образования дошкольников является, на наш взгляд, тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении проводится работа с родителями. Мы глубоко убеждены, что семья – это источник, дающий силу для духовного развития ребенка, помогающий ему адаптироваться в обществе, найти себя в жизни. Для успешного вхождения ребенка в мир социальных отношений необходимо интегрировать усилия детского сада и семьи в этом направлении и значительно повысить роль семьи как проводника социализации. А т.к. в Ессентуках проживает несколько национальностей,а также коренных народностей Кавказа,мы стараемся познакомить детей с их с фольклором, историей, современной жизнью. Для этого привлекаем семьи наших многонациональных групп. Предлагаем родителям разговаривать дома с детьми на всех языках,которые есть в семье. Т.к. есть семьи с родными нескольких национальностей. В нашем детском саду реализуются разнообразные формы сотрудничества с семьей: анкетирование, родительские собрания, консультации, оформление стендовой информации, совместные праздники, выпуск буклетов, листовок, выставки народно-прикладного творчества, совместные акции и т. д. Родители в свою очередь помогают собирать экспонаты для уголков, предоставляют фотоматериалы, участвуют в народных праздниках, шьют народные костюмы, оформляют развивающую среду являются активными участниками конкурсов и выставок, проводимых в детском саду.