Конспект занятия для старшей группы, формирует социально-правовую компетентность, углубляет знания о правах и нравственых представлений у детей старшего возроста
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развлечение КВН на тему "Правовая азбука"»
Тақырыбы/тема: КВН для детей старшей группы по теме
«Правовая азвука»
Мақсаты/программные задачи: создание условий для формирования социально-правовой компетентности, углубление знаний о правах и нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Обучающие : Обобщить знания детей об их правах;способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений; совершенствовать навыки речевого общения,умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению товарищей, расширить представления о возможности получения информации из разных источников
Развивающие:Развивать умение рассуждать, сопоставлять,делать выводы. Развивать коммуникабельные качества,развивать любознательность, чувство эмпатии, умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Воспитательный:Воспитывать самоуважение и уважение к другим людям Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстникам и чувство семейной сплоченности, уважение к жизненному опыту родителей.
Предварительная работа: чтение худ. произведений; разучивание стихотворений о правах ребенка; рассматривание иллюстраций; на ОУД по аппликации изготовление открыток; проведение бесед и занятий по теме «Права для детей»; создание презентации по теме «Права детей», «Путешествие по сказкам»: изготовление детей совместно с родителями генеалогического древа; изготовление эмблем команд «почемучек» и «знатоков»
Көрнекі құралдары/материал к организованной деятельность:
слайдовая презентация по темам; «Права детей», «Путешествие по сказкам», вопросы к конкурсам, иллюстрации схемы по правам детей, рисунки генеалогического древа, книга с иллюстрациями дипломы, магнитофон, кассета с записью отрывков из сказок, музыка к песне.
Қостілдік/билингвальный компонент: бала-шағаның құқықтары-права детей, ат-имя, отбасы-семья, құқықтықтың әліппесі-правовая азбука.
Предполагаемый результат
Дети овладевают знаниями о своих правах, у них формируется умение сопоставлять права и обязанности, учатся рассуждать, анализировать и делать выводы, самостоятельно определить свои возможности в выборе заданий.
Вы знаете, что люди появились на Земле давным-давно, тысячи лет назад. Тогда же появились главные вопросы: «Что могут люди делать, и что не могут?», «Что они обязаны делать и что не обязаны?», «На что имеют права и на что не имеют?» Со временем люди решили искать ответы на эти вопросы путем переговоров. В результате появилась книга «Всеобщая декларация прав человека», в которой записано все, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя. А, заботясь о детях, написали вторую книгу - «Конвенция о правах ребенка». И сегодня мы поговорим о ваших правах.
Вот она эта книга: (воспитатель показывает красочно оформленную книгу)
Эта книга не простая.
Развернешь – как хороша
Где написано что можно
Где написано нельзя.
Воспитатель: А давайте проверим, много ли знают ребята о этой книге и о своих правах? Я предлагаю провести Развлечение по теме «Правовая азбука» в виде КВН. И приглашаю обе команды принять в нем участие.
Воспитатель: У нас две команды
I Конкурс «Знакомимся с командами»
Команда - "Почемучки" и команда "Знатоки"
Девиз "Почемучки":.
"Мы пытливые умы,
Мы с вопросами на "ты".
"Почему" - вопрос любимый,
Помогает, нам расти".
Девиз команды "Знатоки":"
Мы почти что "Мудрецы"
Много мы читаем,
Умники и умницы
Много знать желаем".
Приветствие Почемучек
Раз, два, раз, два - у детей есть права (дети шагают)
Три, четыре, пять - мы должны их знать (дети шагают)
Я могу быть ловким, смелым (развод рук в стороны)
Я могу иметь своё имя (хором назовёт каждый свое имя)
Я могу быть просто любимым (руки скрещиваются на груди)
Мы имеем право на всём белом свете (ладонь одного ребёнка ложится на ладонь другого и так все, друг за другом)
Мы – дети!
Приветствие Мудрецов….
Я хотела бы познакомить всех ребят с нашим многоуважаемым жюри
И попрошу оценить первый конкурс приветствия, а пока жюри оценит этот конкурс иперед тем как перейти к следующему конкурсу я бы хотела, что бы вы ребята вспомнили и назвали права которые есть у детей, поможет нам наша книга. Я буду показывать вам страничку, а вы назовите, что это за право, которым может воспользоваться каждый из вас.
1Право на жизнь. (ответ детей)
Символ «Право на жизнь»
Главное право, которое имеет человек – это право на жизнь. Дети, а кто вам подарил жизнь? (ответ детей).
Жизнь, подаренную мамой, никто не может у вас отнять. Вы рождены для того, чтобы быть здоровыми и счастливыми.
(показ право на жилье)
2У ребенка есть право иметь дом и жить в этом доме со своими родителями .(ответ ребенка)
Правильно это символ «право на неприкосновенности жилища»
Ребенок читает стих-е
Лишь появится ребенок
И дышать начнет едва,
У него уже с пеленок
Очень веские права.
Он имеет право жить,
Развиваться и дружить,
И иметь просторный дом
Видеть тихий мирный сон.
Быть веселым и здоровым
Восхищаться чем-то новым
И любить и быть любим.
Он на свете не один!
Он великий гражданин!
(показ символа о праве на медицинскую помощь)
3Дети имеют право на медицинскую помощь.(ответ ребенка)
Ребята, если человек заболел, то он имеет право обратиться за помощью к врачу. Врач назначит правильное лечение, чтобы больной быстрее выздоравливал. А ваша обязанность бережно относиться к своему
здоровью, есть побольше, овощей и фруктов, заниматься спортом, тепло одеваться в холодное время года.
(показ права на бесплатное образование)
4Дети имеют право на бесплатное образование (ответ ребенка).
Скоро вы пойдете в школу. У вас у всех есть право на бесплатное образование. А основной вашей обязанностью будет посещение уроков и выполнение домашнего задания.
Каждому человеку нужны знания, чтобы разобраться во всем многообразии окружающего мира. Есть такая пословица «Знание – сила». Знания помогли человеку научиться перемещаться на огромные расстояния, переплывать океаны, летать в космос, лечить многие болезни.
Все о чем мы сейчас вспомнили поможет вам ребята в двух следующих конкурсах. Итак :
II конкурс «Блиц турнир по сказкам». (Командам предлагается ответить на 3вопросы по разным сказкам, необходимо назвать сказку ее героев и какое право было нарушено)
К знатокам
1. Вспомните, в какой сказке злая Королева увезла маленького мальчика в свой ледяной дворец? Имела ли она на это право? Почему?
Сказка «Снежная королева» (ответы детей)
Дети имеют право жить со своими родителями и никому не позволено их разлучать.(ответ ребенка)
К почемучкам
2Вспомните, в какой сказке злая мачеха заставляла девочку много трудиться не покладая рук и даже не разрешила ей поехать на бал.
Имела ли она на это право?
И какое право было нарушено мачехой в отношении своей падчерицы?
Сказка «Золушка», .(ответы детей)
Мачеха нарушила право Золушки на отдых; поиграть, отдохнуть, повеселиться. Все кто устал от работы нелегкой. Ребенок имеет полное право на отдых (ответ ребенка)
К команде знатоков
3В какой сказке Жили звери, только вот к ним пришел незваный гость. И потом, потом, потом. Поломал звериный дом. Как называется сказка и что ито за гость? Какое право он нарушил?
Сказка «Теремок» (ответы детей)
Медведь нарушил право на неприкосновенность жилья.(ответ ребенка)
Сказка учит нас друзья
Жить без домика нельзя
Лисе, зайке, поросенку
Даже глупому мышонку
Ох, как нужно нам оно
Это право на жилье.
К команде почемучек
4Кто лохматый косолапый По лесной тропе идёт?
Что мохнатый, косолапый В большом коробе несёт?
Назовите сказку и нарушенное право маленькой девочки.
Сказка «Маша и медведь»(ответы детей)
Идет медведь в коробе несет Машеньку(ответ ребенка)
Медведь нарушил право Маши жить в семье(ответ ребенка)
К команде затоков
5Какое право выполняет Доктор Айболит?
Доктор Айболит врач он лечит, это право на бесплатное медицинское обслуживание.(ответ ребенка)
К команде почемучек
6 Папа Карло купил Буратино азбуку, он очень хотел, чтобы Буратино был грамотным. О каком праве идет речь?
Каждый ребенок имеет право получать образование.(ответ ребенка)
Жюри очки подсчитывает
В следующим конкурсе дети каждой из команд подготовили вопросы которые зададут друг другу но не только спросят но и покажут, конкурс называется.
Конкурс III «Слайдовая презентация сказок»
(отгадать сказку и назвать главных героев сказки и какие и права нарушены в сказке)
Команда Знатоков к команде Почемучек.
1реб. Румяный круглый паренёк,
Сбежал из дому на денёк.
С весёлой песенкой бродил
И все напасти обходил
До той поры, пока в лесу
Не встретил хитрую лису.
Ответ:(Сказка колобок его права нарушила лиса, право на жизнь, потому, что она съела колобка)
2реб.Над деревней стая кружит
Ищут маленьких ребят
Утащить их в лес хотят
Утащили злые птицы
Кроху братца от сестры
Но сестрица мастерица
Все же малыша спасла
Что за птицы в сказке были
И кому они служили
Ответ (Сказка Гуси Лебеди, они служили бабе яге, Гуси Лебеди нарушили право ребенка жить в семье, а баба яга нарушила право детей на жизнь)
К команде знатоков
1реб Волк зубастый приходил,
Крепки стены в доме бил.
В этом доме старший брат
Приютить был младших рад
Если дружная семья
Не разрушит волк жилья.
Ответ: (Сказка три поросенка)
Права поросят нарушает волк. (ответ ребенка)
Поросята имеют право спокойно жить в своем доме, никто не может без разрешения войти в чужой дом(ответ ребенка)
2реб. В сказке хитрая плутовка
Обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь
Плакал зайка день и ночь
Хорошо в беде помог
Очень смелый петушок
Что за хитрая плутовка
Обманула зайку ловко
Ответ (Сказка «Заячья избушка» Хитрая плутовка –лиса, она нарушила права зайчика, выгнав его из собственного жилья. Зайка имеет право жить в своем доме и никто не имеет право выгонять его из дома)
Ребята пока жюри оценивает этот конкурс, вспомним о книге, и о символах, о каком праве можно сказать, смотря на эту картинку?
(показ символа право жить в семье)
Символ «право ребенка жить со своей семьей»(ответы детей)
В Конвенции записано: «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье». Семья – это самое дорогое, что есть у человека
Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы,
Семья – это важно, семья – это сложно,
Но счастливо жить одному невозможно!
Объявляю следующий IV Конкурс: «Генеалогическое древо моей семьи»
По одному ребенку с каждой команды. Дети рассказывают о своей семье, выражают благодарность дорогим людям. ( Используя генеалогическое древо своей семьи)
Обратимся снова к книге, о чем нам говорит этот символ, о каком праве этих детей?
(Показывает символ «Право на имя)
Право на имя (ответ детей)
- В Конвенции о правах ребенка записано, что каждый ребенок имеет право на имя. Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя и фамилию. У людей разных национальностей свои неповторимые имена.
Ребенок читает стих-е:
Много нас живет на свете,
Только все мы вместе – дети!
И куда ни бросишь взгляд,
Дружат Саша и Азат,
Дружат Таня и Белая,
Гуля дружит и Руслан.
Звучат гордо имена:
Рома, Люба, Медина,
Оля, Люда, Алия
Вместе – дружная семья!
А теперь время отдыха, ведь у детей есть это право поиграем в игру «Эхо»
Игра «Эхо»: дети становятся в круг, поочередно произносят свои имена, а остальные хором их повторяют.
А теперь очень хочется обратиться к взрослым знают ли они нашу тему, предлагаю поиграть их в игру «Закончи пословицу (для гостей)
Добрая семья прибавит…… ( разума-ума).
Вся семья вместе, так и душа…….. ( на месте).
При солнышке тепло, при ……. (матушке добро).
Друга ищи, а найдёшь -.…… (береги).
Ученье – свет, а не ученье - …….(тьма).
При солнышке тепло, при матери (добро).
Семьей дорожить – счастливым (быть).
Появляется Баба Яга.( взрослый)
Баба Яга (забирает книгу у педагога), Малы вы ещё права изучать! А эту книгу я почитаю.
Баба Яга: Кто такие? Чего вы тут изучаете ?
Воспитатель: Просим тебя отдать нашу книгу, которую ты у нас взяла. Эта книга дорога не только для нас, но и для всех детей на Земле!
Баба Яга (пряча книгу) Ничего я у вас не брала! И вообще, вы, а уж тем более все дети на Земле, на эту книгу, никаких прав не имеете. Да и на все права, которые в книге напечатаны, могут рассчитывать только дети и внуки царя Салтана. А еще дети, верящие в Бабу Ягу, Кощея Бессмертного, и одного с Бабой Ягой цвета кожи и одной с ней национальности. Вот так!
Воспитатель: А как вы думаете, ребята, справедливо ли то, о чем говорит Баба Яга? (Ответы детей) Конечно, нет, ведь все вы имеете равные права. И не важно, кто ваши родители, какой у вас цвет кожи, в кого вы верите. Так что Баба Яга ты не права и верни нам книгу.
Баба Яга: Ой! Ой! Умные какие! Ну-ка первый подойди ко мне.
Воспитатель: Баба Яга, почему ты так странно обращаешься к детям? У них есть имена, у каждого свое
Баба Яга: Имена? У вас есть имена?
Дети: Да!
Баба Яга: А зачем? Зачем давать имена? Все дети одинаковые и обойдутся номерами.
Воспитатель: Ребята, вы согласны с Бабой Ягой? (Ответы детей)
Ребенок
Имя нам дает отраду,
Дарит счастье и удачу.
Оттого узнать бы надо,
Что же имя ваше значит.
Следующий наш V конкурс «Что означает мое имя»
(С каждой команды по одному человеку, написано красиво имя и ребенок рассказывает о его значении Ангелина означает)
Меня зовут Ангелина, это имя мне дали мои родители. Мое имя имеет значение Ангелина- «подобная ангелу» Ангелина –существо не земное, в моем сердце царит спокойствие, любовь и гармония. Я доверяю свои тайны только близким (маме, папе). Ангелина очень любит свою семью.
Ангелина обладает самостоятельным характером очень радостная, способная, талантливая и умная девочка.
Воспитатель: Ну, что Баба Яга убедили тебя дети? Теперь ты согласна, что каждый ребенок с рождения имеет право на собственное имя?
Баба Яга: Хорошо, признаю теперь за вами это право.
Баба Яга: Ну ладно, убедили вы меня! Забирайте свою книгу. Хотя нет, не отдам. Вот отгадаете мои загадки, тогда отдам. Тоже конкурс вам устрою
VIКонкурс от бабы яги.
Баба…(Яга)
Винни…(Пух)
Доктор…(Айболит)
Кот… (в сапогах, Леопольд, Матроскин)
Кощей… (Бессмертный)
Красная…(Шапочка)
Крокодил…(Гена)
Крошечка…(Хаврошечка)
Мальчик… (с Пальчик)
Муха… (Цокотуха)
Почтальон… (Печкин)
Сестрица… (Алёнушка)
Старик… (Хоттабыч)
Старуха…(Шапокляк)
Черепаха… (Тортилла)
Педагог. Теперь, Баба Яга верни нам, пожалуйста, книгу, чтобы мы познакомились с другими правами детей.
Баба Яга. Верну, если у кого – ни будь из вас ,мама в библиотеке работает.
Педагог: Это ещё почему?
Баба Яга: Потому что книги читать имеют право только дети библиотекарей, в домах могут жить только дети строителей, а лечится – дети врачей.
Педагог: Ну, ты и наговорила! Дети, как вы думаете, справедливо, то что сказала Баба Яга? (Ответы детей).
Баба Яга,(удивленно) каждый?
Педагог. Мне почему-то стало жалко Бабу Ягу. Может она потому плохие поступки совершает, что никто её не любит, никто о ней не заботится. Ведь все имеют право на любовь и заботу. Это право имеете все вы.
Давайте на этих красивых открытках ,которые вы сами изготовили на занятии по аппликации напишем свои имена и подарим на память Бабе Яге, пусть она знает, что мы ее любим и всегда ждем на занятие, на праздник и помнит нас.
(дети пишут свои имена на открытках и дарят ).
Баба Яга: (радуется)! Возьмите вашу книгу. Я ведь тоже способна на хорошие дела.
Спасибо всем. Мне было очень приятно и интересно с вами А это вам за старание и знания оставляет две корзины с угощением.(Уходит)
Жюри подводит итог, победила дружба. Всех детей участников награждают дипломами за участие в КВН-е.
Игра: «Назови сказочного героя».
Гуси-…… Аленький-…
Конек-….. Гадкий-…..
Красная-….. Царевна-…..
Крошечка-…. Мальчик-…..
Цветик-…. Доктор-……
«Назови имя сказочного героя
Как права ребятам знать,
Интеллект свой повышать,
Все мы знаем, все мы знаем, все мы знаем.
И законы уважать,
Малышей не обижать,
Все мы знаем, все мы знаем, все мы знаем.
На учебу есть права,
И на отдых есть права,
Все мы знаем, все мы знаем, все мы знаем.
На заботу есть права,
На работу есть права,
Все мы знаем, все мы знаем, все мы знаем.
Эмблема и девиз команды «Мудрецы»
Мы почти что Мудрецы, много нам читают,
Умники и умницы, много знать желаем.
Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит
Приходи скорей лечиться
И корова и волчица
И жучок, и червячок
И медведица!
Всех излечит , исцелит
Добрый доктор Айболит.
.
Он на свете не один!
Дети имеют право на воспитание в семье.
В школе дети получают необходимые знания. Затем учебу можно продолжить в техникуме, институте, университете. Каждый человек выбирает сам, кем он хочет стать. Учиться надо, чтобы получить профессию, чтобы быть умными и образованными.
В сказке К. И. Чуковского «Айболит» какое право нарушается? Вспомните сказку А. К. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Какое право Буратино нарушается? (Право на образование).
Воспитатель. Дети имеют право на безопасные условия жизни. Право на безопасные условия жизни означает, что никто не может без разрешения входить в чужой дом. Также нельзя брать без разрешения чужие игрушки и вещи. Это право на имущество.
-Всех на свете он добрей
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит
Добрый доктор … (Айболит).
- Кто такой доктор Айболит? Что он делает?
Каждый ребенок имеет права
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым,
2 В сказке «Колобок» главному герою угрожали быть съеденным. Какое право хотели нарушить звери?
Каждый ребенок имеет право на жизнь.
Как хорошо, что в детстве
Ещё вам долго греться,
Прильнув к кому-то сердцем,
Забыв про все дела,
С утра скорей проснуться,
И сразу улыбнуться,
К окошку потянуться…
А за окном зима!
С большой игрушек грудой
Играть и верить в чудо,
Увидев сказку всюду
И все свои мечты!
В нашем детском саду, ребята тоже получают образование и готовятся идти в школу, предлагаю муз. Паузу.
Дети исполняют песню. Звучит музыка на мелодию песни "Учат в Школе".
Как права ребятам знать,
Интеллект свой повышать.
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
И законы уважать,
Малышей не обижать.
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
На учебу есть права
И на отдых есть права.
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
На заботу есть права,
На работу есть права.
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
В какой сказке произошло такое событие: «Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, по дороге, прямо к царю».
О ком это сказано: «У нее только две ножки? Какое убожество! У нее даже нет усиков?»
Из какой сказки сказочные герои? - Царь, три сына, стрела, болото, лягушка. - Царь, три сына, Сивка-бурка, Царевна.
Какой персонаж очень любил своего брата, и предупреждал его не пить из лужи?
Кем приходилась сказочной Золушке добрая волшебница?
Ответы детей.
Воспитатель: Что ж, вы хорошо справились с первым заданием, но есть еще и второе.
А кто же этот герой? Отгадайте загадку!
-Всех на свете он добрей
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит
Добрый доктор … (Айболит).
- Кто такой доктор Айболит? Что он делает?
Я люблю свою семью:
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю
Имеют право на семью!
Мама работала,
Папа трудился,
А я в детском садике все находился.
Все кто устал от работы нелегкой
Имеют полное право на …
(отдых)
***
Всех по-разному зовут:
Кот - Мурлыка,
Пес - Барбос,
Даже нашу козочку
Зовут красиво – Розочка
Настя, Вика и Данила
Все имеют своё …
(имя)
***
Чтобы вырасти успешным
Надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим
Недостаточно питанья
Мы использовать должны
Право на …
(образование)
***
Если дети заболели
Плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина,
Пневмония, скарлатина,
Слышен детский крик и плач
Вам поможет только …
(врач)
***
Сказка учит нас, друзья
Жить без домика нельзя.
Лисе, зайке, поросенку
Даже глупому мышонку.
Ох, как нужно нам оно
Это право на …
(жильё)
ИМПИА"...И бежит Айболит к бегемотикам,
И хлопает их по животикам,
И всем по порядку
Даёт шоколадку,
И ставит и ставит им градусники!..."ДЫ по 24 ПРЕДМЕТАМ ВИДЕОУРОКИ на US