kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описана предметно-пространственная среда, созданная в детском саду, можно посмотреть предметное наполнение разных уголков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ»

Задачи тематических уголков в детском саду

1. Образовательные задачи:

  • формирование и расширение представлений об объектах окружающего мира (уголки познавательной направленности, центры природы, игровой и спортивной деятельности);

  • ознакомление с искусством и его видами (уголок искусства, театральный и музыкальный центры);

  • формирование первоначальных научных представлений — математических, физических, химических (уголок опытно-экспериментальной деятельности, математический центр);

  • подготовка к обучению чтению и письму (книжный, речевой, логопедический уголки, центр письменности);

  • знакомство с общественным устройством, социальными взаимоотношениями (уголки для сюжетно-ролевых игр, уголок ряженья с костюмами профессий).

2. Развивающие задачи:

  • развитие и совершенствование мелкой моторики (игровой уголок, центр экспериментирования, творческие мастерские, центры воды и песка);

  • совершенствование координации движений (физкультурный и трудовой уголки, творческие центры);

  • формирование и закрепление способности предметных действий — операций с различными объектами, инструментами и приборами (зелёный уголок, опытная лаборатория, зоны игры и продуктивного творчества, музыкальный островок);

  • развитие мыслительных способностей: прогнозирования, планирования, выдвижения гипотез, анализирования, обобщения, систематизирования (уголки исследовательской и творческой направленности);

  • развитие навыков устной речи (в центре любой активности, где действия детей сопровождаются комментированием, озвучиванием, особенно активно — в книжном, речевом, логопедическом, театрализованных уголках);

  • развитие психических способностей: долгосрочной памяти, различных видов восприятия (осуществляется в уголке любой направленности);

  • развитие физических качеств: ловкости, выносливости (физкультурной уголок, центр подвижных игр);

  • формирование и развитие навыка самообслуживания (уголок трудовой деятельности и дежурства, игровые и творческие зоны, центр живой природы).

3. Воспитательные задачи:

  • создание положительной эмоциональной атмосферы в группе и сплочённости детского коллектива;

  • воспитание нравственных качеств (семейный уголок, центр дружбы, уголок добра, православный уголок);

  • воспитание любви к родине (национальный уголок, уголок родного языка, уголок города/села);

  • воспитание ответственности, в т. ч. социальной (уголок безопасности, правил дорожного движения);

  • воспитание аккуратности, обучение правилам поведения (уголок этикета, трудовой уголок, центр домоводства);

  • формирование эстетического вкуса и чувства гармонии (уголки художественно-эстетической направленности).

Оформление уголков осуществляется с учётом возрастных особенностей воспитанников. В занятиях с детьми 1,5–3 лет особое внимание уделяется развитию мелкой моторики и координации движений, поэтому будут актуальны центры песка и воды, исследовательские, игровые и физкультурные уголки. К старшему дошкольному возрасту, дети приобретают способность к сюжетно-ролевым играм, участвуют в эвристических беседах, проявляют творческие способности — предметно-пространственная среда обогащается игровыми наборами и костюмами для раскрытия социальных компетенций («Поликлиника», «В магазине», «Газетный киоск», «На дороге» и др.), атрибутами для театрализованных игр и инсценировок.

К возрасту 5 лет дети начинают понимать различия между девочками и мальчиками, их игры приобретают разную направленность: девочки играют в куклы, «Дочки-матери», «Салон красоты», мальчикам нравится заниматься с машинками, солдатиками, изображать супергероев и т. д. Поэтому для воспитанников старшей и подготовительной группы игровая зона может работать в виде двух уголков — для девочек и для мальчиков.

В подготовительной группе воспитанники работают над созданием проектов: проводят много времени в исследовательском, экспериментальном, творческом уголках. Зоны самостоятельной активности пополняются картотеками заданий, наглядными алгоритмами выполнения практических исследований. Уголок знаний может быть оформлен и оснащён в соответствии с темой группового проекта (космический, экологический, технический).

Требования к оформлению уголка по ФГОС

Для уголков предъявляются требования в соответствии с их тематикой, однако выделяются общие положения для всех центров детской активности в детском саду:

  • удовлетворение интересов детей;

  • наполнение материальной базы с учётом возрастных особенностей воспитанников;

  • эстетичность, привлекательность и уютность — для создания хорошего настроения;

  • удобство и доступность материалов уголка каждому ребёнку;

  • оптимальное расположение в помещении группы (относительно источника света, остальных тематических уголков);

  • учёт регионального компонента при оформлении уголка (для знакомства и изучения национального быта, искусства, промыслов и ремёсел, языка, литературы).

Уголки должны быть привлекательны и доступны детям и иметь оптимальное расположение относительно друг друга и источника света

Паспорт уголка в детском саду

Для каждого уголка заполняется паспорт группы, он хранится в защитном кармане непосредственно в центре активности или в папке документов у воспитателя.

В паспорте описываются, приводятся данные и следующие характеристики уголка:

  • название уголка;

  • номер группы, возраст детей;

  • цели и задачи работы уголка;

  • предметы мебели, их количество;

  • материалы и инструменты, их количество;

  • наглядные материалы (настенные плакаты, карты, схемы);

  • картотека игр, упражнений, экспериментов (возможных в условиях уголка).

В паспорте уголка содержатся сведения о материальном оснащении

Оформление уголка своими руками

Уголок детской активности должен быть уютным, находиться в нём приятно воспитанникам. Вызывает положительные эмоции красочное оформление, использование знакомых детям сюжетов и персонажей, дополнение стеллажей наклейками и рисунками.

Элементы самостоятельного оформления педагогом детских уголков с привлечением (по желанию) родителей и самих воспитанников:

  • рисование тематических стенгазет и плакатов;

  • создание простых украшений: фигурки-оригами, бумажные цветы, снежинки, бабочки и фонарики;

  • создание уголка в стилистике литературного произведения или мультфильма;

  • оформление природными материалами: букеты из сухоцветов, корзинки и коробки из веточек, фигурки из желудей;

  • выполнение макетов: «Наша улица», «Железная дорога», «Вулкан», «Солнечная система», «Строение острова», «Джунгли», «Рождество» и др.;

  • подготовка мини-выставок из работ воспитанников;

  • изготовление кукол для пальчикового и теневого театра, масок;

  • рисование декораций для игровой и театрализованных видов деятельности;

  • разработка заданий для дидактических игр: вырезание карточек и фишек, разлиновка бланков и т. п.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ

Автор: Укачкова Надежда Васильевна

Дата: 25.10.2023

Номер свидетельства: 638814


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства