Просмотр содержимого документа
«Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ»
Задачи тематических уголков в детском саду
1. Образовательные задачи:
формирование и расширение представлений об объектах окружающего мира (уголки познавательной направленности, центры природы, игровой и спортивной деятельности);
ознакомление с искусством и его видами (уголок искусства, театральный и музыкальный центры);
формирование первоначальных научных представлений — математических, физических, химических (уголок опытно-экспериментальной деятельности, математический центр);
подготовка к обучению чтению и письму (книжный, речевой, логопедический уголки, центр письменности);
знакомство с общественным устройством, социальными взаимоотношениями (уголки для сюжетно-ролевых игр, уголок ряженья с костюмами профессий).
2. Развивающие задачи:
развитие и совершенствование мелкой моторики (игровой уголок, центр экспериментирования, творческие мастерские, центры воды и песка);
совершенствование координации движений (физкультурный и трудовой уголки, творческие центры);
формирование и закрепление способности предметных действий — операций с различными объектами, инструментами и приборами (зелёный уголок, опытная лаборатория, зоны игры и продуктивного творчества, музыкальный островок);
развитие мыслительных способностей: прогнозирования, планирования, выдвижения гипотез, анализирования, обобщения, систематизирования (уголки исследовательской и творческой направленности);
развитие навыков устной речи (в центре любой активности, где действия детей сопровождаются комментированием, озвучиванием, особенно активно — в книжном, речевом, логопедическом, театрализованных уголках);
развитие психических способностей: долгосрочной памяти, различных видов восприятия (осуществляется в уголке любой направленности);
развитие физических качеств: ловкости, выносливости (физкультурной уголок, центр подвижных игр);
формирование и развитие навыка самообслуживания (уголок трудовой деятельности и дежурства, игровые и творческие зоны, центр живой природы).
3. Воспитательные задачи:
создание положительной эмоциональной атмосферы в группе и сплочённости детского коллектива;
воспитание любви к родине (национальный уголок, уголок родного языка, уголок города/села);
воспитание ответственности, в т. ч. социальной (уголок безопасности, правил дорожного движения);
воспитание аккуратности, обучение правилам поведения (уголок этикета, трудовой уголок, центр домоводства);
формирование эстетического вкуса и чувства гармонии (уголки художественно-эстетической направленности).
Оформление уголков осуществляется с учётом возрастных особенностей воспитанников. В занятиях с детьми 1,5–3 лет особое внимание уделяется развитию мелкой моторики и координации движений, поэтому будут актуальны центры песка и воды, исследовательские, игровые и физкультурные уголки. К старшему дошкольному возрасту, дети приобретают способность к сюжетно-ролевым играм, участвуют в эвристических беседах, проявляют творческие способности — предметно-пространственная среда обогащается игровыми наборами и костюмами для раскрытия социальных компетенций («Поликлиника», «В магазине», «Газетный киоск», «На дороге» и др.), атрибутами для театрализованных игр и инсценировок.
К возрасту 5 лет дети начинают понимать различия между девочками и мальчиками, их игры приобретают разную направленность: девочки играют в куклы, «Дочки-матери», «Салон красоты», мальчикам нравится заниматься с машинками, солдатиками, изображать супергероев и т. д. Поэтому для воспитанников старшей и подготовительной группы игровая зона может работать в виде двух уголков — для девочек и для мальчиков.
В подготовительной группе воспитанники работают над созданием проектов: проводят много времени в исследовательском, экспериментальном, творческом уголках. Зоны самостоятельной активности пополняются картотеками заданий, наглядными алгоритмами выполнения практических исследований. Уголок знаний может быть оформлен и оснащён в соответствии с темой группового проекта (космический, экологический, технический).
Требования к оформлению уголка по ФГОС
Для уголков предъявляются требования в соответствии с их тематикой, однако выделяются общие положения для всех центров детской активности в детском саду:
удовлетворение интересов детей;
наполнение материальной базы с учётом возрастных особенностей воспитанников;
эстетичность, привлекательность и уютность — для создания хорошего настроения;
удобство и доступность материалов уголка каждому ребёнку;
оптимальное расположение в помещении группы (относительно источника света, остальных тематических уголков);
учёт регионального компонента при оформлении уголка (для знакомства и изучения национального быта, искусства, промыслов и ремёсел, языка, литературы).
Уголки должны быть привлекательны и доступны детям и иметь оптимальное расположение относительно друг друга и источника света
Паспорт уголка в детском саду
Для каждого уголка заполняется паспорт группы, он хранится в защитном кармане непосредственно в центре активности или в папке документов у воспитателя.
В паспорте описываются, приводятся данные и следующие характеристики уголка:
название уголка;
номер группы, возраст детей;
цели и задачи работы уголка;
предметы мебели, их количество;
материалы и инструменты, их количество;
наглядные материалы (настенные плакаты, карты, схемы);
картотека игр, упражнений, экспериментов (возможных в условиях уголка).
В паспорте уголка содержатся сведения о материальном оснащении
Оформление уголка своими руками
Уголок детской активности должен быть уютным, находиться в нём приятно воспитанникам. Вызывает положительные эмоции красочное оформление, использование знакомых детям сюжетов и персонажей, дополнение стеллажей наклейками и рисунками.
Элементы самостоятельного оформления педагогом детских уголков с привлечением (по желанию) родителей и самих воспитанников:
рисование тематических стенгазет и плакатов;
создание простых украшений: фигурки-оригами, бумажные цветы, снежинки, бабочки и фонарики;
создание уголка в стилистике литературного произведения или мультфильма;
оформление природными материалами: букеты из сухоцветов, корзинки и коробки из веточек, фигурки из желудей;
выполнение макетов: «Наша улица», «Железная дорога», «Вулкан», «Солнечная система», «Строение острова», «Джунгли», «Рождество» и др.;
подготовка мини-выставок из работ воспитанников;
изготовление кукол для пальчикового и теневого театра, масок;
рисование декораций для игровой и театрализованных видов деятельности;
разработка заданий для дидактических игр: вырезание карточек и фишек, разлиновка бланков и т. п.