Просмотр содержимого документа
«Развивающая игра «Секретики» для работы летом с детьми 5–6 лет»
Электронный журнал
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Развивающая игра «Секретики» для работы летом с детьми 5–6 лет
Светлана Мишина педагог-психолог высшей категории, МБДОУ № 17, г. Апатиты, Мурманская обл. Татьяна Васильева, воспитатель высшей категории, МБДОУ № 17, г. Апатиты, Мурманская обл.
Вспомните на консультации с воспитателями летнюю игру "Секретики". Расскажите, как с ее помощью развивать у детей 5–6 лет воображение и коммуникативные навыки. В статье – примеры заданий для детей.
Игра подходит для летних занятий с детьми. Она поможет развить у детей способность к творческой реализации замысла, спонтанность, креативность. Дети научатся оперировать воображаемыми образами, умению договариваться, проявлять эмпатию, доброжелательность, поддержку друг друга.
Правила игры
Игру «Секретики» можно проводить на улице либо в помещении – при наличии столов-песочниц. В песке выкапывается ямка. Дно украшают цветами, блестящими фантиками, цветными стеклышками, например, камушками «Марлбс». Сверху можно положить оргстекло и закопать. Про «клад» дети вспоминают во время других игр и в атмосфере тайны показывают другим детям, где они закопали свой «секретик».
Организационный этап
Прежде чем проводить игру, нужно подготовить детей, создать игровую среду, атмосферу, которая поможет заинтересовать их. Вам понадобятся фотографии готовых «секретиков», материалы, из которых дети будут делать «секретики». Оформите выставку-экспозицию, где дети смогут полюбоваться красотой образов, которые создали их сверстники, составить композиции из цветных стеклянных камушков и других материалов.
Вводный этап
На вводном этапе надо познакомить детей с историей игры «Секретики»: рассказать о том, что в нее играли их мамы, папы, бабушки и дедушки, объяснить правила игры, показать материалы для создания «секретиков». Это экспонаты выставки, коробки с материалами для творчества – бусинками, цветочками, фольгой и др.
Педагог предлагает детям рассмотреть экспонаты выставки. Он задает вопросы: «Что привлекло ваше внимание?», «Что вы видите?», «Как вам кажется, что это?» Затем рассказывает про название игры, что такое «Секретики», зачем их создавать. Первая задача – создать красоту, вторая – создать тайну, которая будет доступной только тебе и тем, кого ты выберешь, третья – загадка для остальных, смогут они найти «секретики» или нет. Например, мальчики ищут тайники девочек и наоборот.
После рассказа об истории игры нужно организовать обсуждение, чтобы дети могли поделиться возникшими у них переживаниями. Следует спросить, какие чувства у них вызывают фотографии и услышанный рассказ. Когда чувства будут отрефлексированы, освободится место для новых впечатлений.
Затем нужно предложить детям рассмотреть материалы, из которых делают «секретики», потрогать их, поперебирать. После этого устно описать процесс создания «секретика» либо продемонстрировать на макете, как это делается. Нужно выкопать ямку, украсить дно по своему вкусу и желанию, накрыть стеклом и засыпать землей. Объясните детям, что суть игры в том, чтобы показывать сделанное по секрету тому, кому они доверяют, и искать «секретики». В завершение детям нужно предложить разделиться на пары, чтобы создавать «секретики» вдвоем.
Основной этап
Вам понадобятся поддоны с песком, поддоны с материалами для творчества – бусинки, фантики, фольга, пуговицы, цветы, а также оргстекло, обклеенное по краям прозрачным скотчем. Дети, разделившись на пары, садятся либо рядом, либо напротив друг друга и начинают создавать «секретики».
Важно Работа в парах – усложнение, поэтому ее лучше проводить, когда между детьми есть контакт и они будут проявлять интерес друг к другу, взаимодействовать
Педагог выполняет роль помощника. Он откликается на просьбы детей, помогает, но не руководит их действиями. Особое внимание уделяет взаимодействию детей. В процессе работы детей рекомендуется поддерживать: «Я вижу, у вас получается работать вместе!», «Я вижу, у вас появляется общий замысел!» Но надо удерживаться от прямых поучений, ценностных указаний.
Когда «секретики» выполнены и засыпаны песком, предложите детям полюбоваться ими и, если есть желание, показать другим парам. На этом этапе дети могут проявлять зависть, недоброжелательство: «А наш “секретик” лучше!»
Педагогу надо отзеркалить чувства. Можно сказать: «Мне кажется, тебе сложно принять то, что “секретик” девочек тоже красивый», «Давай посмотрим на твой “секретик”, и ты увидишь, что они оба хороши, просто по разному», «Когда ты говоришь, что “секретик” подруг хуже, то я понимаю, что мне хочется любоваться обоими “секретиками” одинаково: и твоим тоже».
Заключительный этап
Дети делятся впечатлениями, проговаривают чувства. Можно сфотографировать работы на память. Педагог предлагает и дальше осваивать игру уже в условиях улицы, а также попросить мам и бабушек рассказать о том, как они делали «секретики» в детстве, что они помнят об этом периоде своего детства. Взрослые обычно с теплом вспоминают про это. Такая работа помогает укрепить детско-родительские отношения.