Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, нёбо.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, по 5-7 минут сидя перед зеркалом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развиваем речь, играя!»
Развиваем речь, играя!
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых!!!
Воспитатель: С.Н. Романова
Дорогие родители!
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, нёбо.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, по 5-7 минут сидя перед зеркалом.
Я предлагаю вам специальные упражнения для развития артикуляционной моторики.
Упражнения для губ
Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. (под счет до 10)
Хоботок (Трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. (под счет до 10)
2. Упражнения для развития подвижности губ
Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
Улыбка - Трубочка. Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку. (5 раз)
Упражнения для губ и щек.
Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. (под счет до 5)
Голодный хомячок. Втянуть щеки. (под счет до 5)
Статические упражнения для языка
Птенчики. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. ( под счет до 5)
Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. ( под счет до 5)
Динамические упражнения для языка.
Часики (Маятник). Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет (до 10) педагога к уголкам рта.
Тренировка мышц глотки и мягкого неба
Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха. (3 раза)
Для развития словаря и грамматически правильной речи можно поиграть в следующие игры:
«Назови лишнее слово»
Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». «Лишнее» слово среди имен существительных:
кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
«Лишнее» слово среди имен прилагательных:
грустный, печальный, унылый, глубокий;
храбрый, звонкий, смелый, отважный;
желтый, красный, сильный, зеленый;
« Чем отличаются предметы?»
Чашка и стакан Яблоко и груша
Помидор и тыква Тарелка и миска
«Что общее?»
У двух предметов:
огурец, помидор (овощи);
ромашка, тюльпан (цветы);
слон, собака (животные).
У трех предметов:
мяч, солнце, шар — ...
тарелка, ваза, чашка — ...
лист, трава, крокодил — ...
"Подбери словечко"
В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.
Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер); "старый"… (дом, пень, человек, ботинок); "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть); "старая"…(мебель, сказка, книга, бабушка); "свежее"… (молоко, мясо, варенье); "старое"…(кресло, сиденье, окно).
«Волшебные очки»
Взрослый говорит: «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым, синим и т.д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красный мяч, красные сапоги, красное платье, красный нос. Красное окно, красная рука и прочие.
«Скажи наоборот»
Ребенку необходимо образовать слово с противоположным значением.
Ребенок должен подобрать однокоренные слова. Например: Дом- домик, домашний. Домовой и т. д.
Сад-…; стол-…; свет-…; бег-…
"МАССАЖ ПАЛЬЦЕВ РУК"
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психо - эмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Уважаемые родители, «поиграем с ручками»
вместе с детьми»!
Массаж биологически активных точек (бат), которые находятся на кончиках пальцев.
Для этого необходимо положить кончик каждого пальца под ногтем одной руки между указательным и большим пальцем другой руки так, чтобы подушечка лежала на указательном пальце и вращательными движениями массировать по часовой стрелке (30 раз) увеличивая силу нажима, затем против часовой стрелки (30 раз), ослабляя силу нажима. Таким образом, массируем все пальцы правой и левой руки. На каждый палец затрачиваем по 1 минуте, на все пальцы 10 минут. Этот массаж выполняется строго 30 дней подряд, так как за это время формируется нервный импульс, если пропустили один день, то массаж начинается сначала.
• прокатывание пальцев руки по ребристой поверхности;
• работа с наждачной бумагой.
В нелегкой работе по преодолению недостатков речи у детей родителям необходимо:
1. Развитие умения правильно слышать и выделять звуки речи. Неумение различать звуки речи, находить тот или иной звук в слове и определять его место относительно других — самая частая причина возникающих проблем с чтением и письмом.
Ребенку важно уметь:
*определять место заданного звука в слове (в начале, середине, конце);
* делить слова на слоги;
* различать твердые и мягкие согласные;
* различать гласные и согласные звуки;
* различать слова, похожие по звучанию;
* различать слова, отличающиеся одним звуком;
* находить слова, в которых нет заданного звука;
* осознавать основные элементы языка — слово, слог, звук.
«Какой звук есть во всех словах?»
Взрослый произносит 3-4 слова, в каждом из которых есть одинаковый звук: шуба, кошка, мышь – и спрашивает у ребенка. Какой звук есть во всех этих словах.( Жук, жаба, лыжи – «ж»; чайник, ключ, очки – «ч»).
«Да и Нет не говорить»
Цель: развивать слуховое внимание.
Задание: ответь на вопросы. Запрещается говорить «да» и «нет».
Ты любишь лето? Тебе нравиться купаться в реке? Ты любишь рыбалку? Тебе нравиться лепить снеговика?
«Угадай звук»
Задание: Какой одинаковый звук слышишь во всех слогах са,со,су,сы? (звук с). За,зо.зу.зы – з; Ра, ро,ру,ры –р и т. д.
«Дятел»
Задание: взрослый отстукивает разные ритмы в быстром темпе, а ребенок повторяет за ним.
«Хлопки»
Задание: взрослый сообщает. Что он будет произносить разные слова, как только он назовет животное (овощ, мебель, транспорт, одежду), ребенок должен хлопнуть. При произнесение других слов хлопать нельзя.
«Назови первый звук в слове»
«Назови последний звук в слове»
2. Формирование правильного звукопроизношения.
Родители должны сами говорить правильно, называя все предметы соответствующими словами, не коверкая их, не подражая речи детей. Если ребенок после 5 лет произносит отдельные звуки неправильно, родителям необходимо обратиться за консультацией к логопеду. К моменту поступления в школу желательно устранить ошибочное произношение звуков. Иначе ошибки в устной речи спровоцируют появление ошибок при чтении и на письме.
3. Развитие самостоятельной речи.
Формировать умения:
*составлять предложения, рассказ по сюжетным картинкам;
* пересказать текст;
* рассказать сказку
Рекомендации родителям
Верьте в силы ребенка!
Обучайте в игре!
Умейте выслушать ребенка.
Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью ребенка способствует успешной и быстрой автоматизации звуков.
Уделяйте постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.
Читайте детям каждый день.
И самое главное – как можно чаще хвалите вашего ребенка, даже за небольшие успехи!!!