kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие у детей дошкольного возраста умения работать в группе сверстников посредством организации проектной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современной психолого-педагогической литературе особое внимание  уделяется изучению особенностей и закономерностей формирования навыков взаимодействия внутри детских коллективов. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие у детей дошкольного возраста умения работать в группе сверстников посредством организации проектной деятельности»

РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УМЕНИЯ РАБОТАТЬ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Потоптаева Л.В.,

студентка 4 курса, специальности 44.02.01 Дошкольное образование

ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»

Пичка Е.Б.

преподаватель психологических дисциплин

ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»


В современной психолого-педагогической литературе особое внимание уделяется изучению особенностей и закономерностей формирования навыков взаимодействия внутри детских коллективов.

Актуальный социальный запрос направлен на формирование у детей дошкольного возраста субъектной позиции, умений и навыков взаимодействия в детских коллективах при решении разнообразных задач, в том числе, продуктивных.

Учитывая, что пребывание ребенка в дошкольном образовательном учреждении – важный по продолжительности и влиянию на развитие личности период, особую значимость приобретает психолого-педагогическое воздействие на детей этого возраста в данных учреждениях.

Педагог на основе личного примера, применяя разнообразные методы обучения и воспитания, формы организации взаимодействия с детьми, создает комплекс разнообразных психолого-педагогических условий, способствующих формированию у детей дошкольного возраста навыков совместной деятельности, и общения.

Группа детского сада отличается от любых других форм воспитания дошкольника совместным соприсутствием детей на одной территории ежедневно в течение длительного времени. Это пространство, в котором формируются первые детские объединения, где у детей появляется возможность совместного решения тех или иных задач, определения инструментальных и эмоциональных ролей, построения различных объединений как на уровне личной симпатии, так и на уровне эффективности того или иного участника в решении различных задач. Такая специфика организации пространства порождает интерес к вопросам общения, взаимодействия, игры, сосуществования детей в процессе обучения, решения учебных задач.

Первое самостоятельное социальное взаимодействие с чужим взрослым и со сверстниками появляется у ребенка именно в группе детского сада. Приобретенные в дошкольном возрасте навыки совместной деятельности, сотрудничества, конкуренции, выстраивания взаимодействия со сверстником и чужим взрослым имеют очень большое значение для дальнейшей социализации.

Значимость целенаправленного и планомерного формирования у детей дошкольного возраста умения работать в группе сверстников подчеркивается ФГОС дошкольного образования. Согласно требованиям ФГОС, одной из задач дошкольной образовательной организации является создание социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, через развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников.

Среди целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования значимое место занимают следующие требования к результату дошкольного образования: «ребенок… проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности,… способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; … активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх…».

Это свидетельствует о значимости создания воспитателем психолого-педагогических условий, которые будут обеспечивать формирование и развитие умения дошкольников работать в группе сверстников, выстраивать взаимоотношения с другими детьми.

В качестве условия, которое способствует формированию умений, связанных с организацией взаимодействия, общения, умения работать в группе сверстников принято рассматривать вовлечение детей в проектную деятельность

Технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. Проектирование - это комплексная деятельность, участники которой в самостоятельной поисковой, исследовательской деятельности осваивают новые представления о различных сферах жизни.

Не смотря на то, что в психолого-педагогической и методической литературе достаточно подробно представлены результаты исследований, характеризующие возрастные особенности общения детей дошкольного возраста (Р.М. Грановская, И.Ю. Кулагина, В.С. Мухина, Р.С. Немов), возможности применения метода проектов при организации образовательного процесса (Е.С. Полат, С.И. Горлицкая, Н.Ю. Пахомова и др.), проблема формирования у детей дошкольного возраста умения работать в группе посредством организации проектной деятельности не утрачивает своей актуальности.

Проект — это продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка, исходя из этого, можно выделить задачи проектной деятельности. (Веракса А.Н.)

Трудности в становлении межличностного общения детей и навыков взаимодействия в сегодняшних условиях связаны с дефицитом воспитанности, доброты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями в воспитании ребёнка. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь непосредственное эмоциональное общение в значительной степени обогащает чувственную сферу.

Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других. Для преодоления этих трудностей в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками необходимо уделить внимание развитию умения взаимодействовать и работать в группе через организацию совместной проектной деятельности детей.

Дошкольное детство – это возраст активного освоения социальных навыков и представлений о мире. Роль взрослого в передаче социальных знаний и умений сложно переоценить. Ребенок постигает мир при взаимодействии с взрослым, и направленное педагогическое воздействие является определяющим в формировании представлений ребенка об этом мире. Это касается и формирования навыков совместной деятельности. Однако до настоящего времени позиция взрослого почти не исследовалась как целостный феномен, системное явление, фактор, определяющий и закладывающий основы формирования у ребенка способности и умения осуществлять совместную продуктивную деятельность со сверстником.

В дипломной работе мы предлагаем систему проектов направленных на развития умения работать в группе сверстников у детей дошкольного возраста.

При реализации проекта планируется работа с воспитанниками старшей группы. Это обусловлено тем, что именно этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В ходе работы было составлено 4-х проектов с прилагающимся оборудованием и наглядностью. Планируется провести 4 проекта.

Для оценки действенности разработанной системы проектов, направленных на развития умения работать в группе сверстников у детей дошкольного возраста. Подобран пакет диагностических методик таких как: методика «Рукавчики» Цукерман Г.А., карта наблюдения «Карта наблюдения за детьми дошкольного возраста для изучения особенностей взаимодействия с другими детьми» Смирнова Е.О., анкета «Метод вербальных выборов» Смирнова Е.О.

Таким образом, данная система проектов конструируется на основе данных диагностики развития умения работать в группе сверстников у детей дошкольного возраста.

Необходимость раннего формирования у детей положительного опыта общения, опыта совместной деятельности и выполнения совместной работы обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения и организации совместной деятельности со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнёра. Это доказывает значимость поиска педагогических средств, системное применение которых в работе с детьми дошкольного возраста будет способствовать развитию умения работать в группе сверстников.

Таким образом, формирование умения работать в группе сопряжено с формированием у детей навыков бесконфликтного общения, которое должно сопровождать совместную деятельность детей дошкольного возраста.



























Список литературы


  1. Р. С. Немов Психология. 

  2. «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М. : Мозаика-Синтез, 2010

  3. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика – Синтез, 2010г.

  4. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. №2121 «Педагогика и методика начального обучения» / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина [и др.], под общей ред.М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.

  5. Веракса Н. Е. «Развитие ребенка в дошкольном детстве» - М.: Мозаика-Синтез, 2010.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Потоптаева Любовь Владимировна

Дата: 19.06.2017

Номер свидетельства: 422394

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(241) ""Проектная деятельность как способ развития художественно- творческих и речевых особенностей детей с различными нарушениями речи""
    ["seo_title"] => string(152) "proiektnaia-dieiatiel-nost-kak-sposob-razvitiia-khudozhiestvienno-tvorchieskikh-i-riechievykh-osobiennostiei-dietiei-s-razlichnymi-narushieniiami-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "307022"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458234064"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства