kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами ТРИЗ – РТВ технологии".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие речи - основа полноценного развития личности. Оно является одним из важнейших направлений образовательной работы ДОО, обеспечивающее своевременное психическое и личностное развитие ребенка.

Для полноценного развития связной речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста необходимо использование наиболее эффективных, целесообразных, интересных методов и приёмов, средств, направленных на формирование речевых умений и навыков.

Сегодня, на наш взгляд, одной из эффективных педагогических технологий является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами ТРИЗ – РТВ технологии".»


Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами ТРИЗ – РТВ технологии.

Развитие речи - основа полноценного развития личности. Оно является одним из важнейших направлений образовательной работы ДОО, обеспечивающее своевременное психическое и личностное развитие ребенка.

Речевое развитие предполагает овладение словарным запасом языка, грамматически правильной монологической и диалогической речью, развитие речевого творчества. Чем богаче, выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.

Отмечено, что у детей с ОНР страдают все структурные компоненты речи:

- бедный словарь;

-нарушение грамматического строя речи;

-нарушение логической цепочки в передаче смысловых отношений при построении связного высказывания, при этом дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2-3, редко 4 слов.

Наряду с указанными речевыми особенностями, характерна и недостаточная сформированность психических процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: снижены память, внимание, мышление; отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики — общей, мимической, мелкой, артикуляционной. Наблюдаются нарушения ориентировки в пространстве, сужение полей зрения.

Для полноценного развития связной речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста необходимо использование наиболее эффективных, целесообразных, интересных методов и приёмов, средств, направленных на формирование речевых умений и навыков.

Как известно, развитие речевой деятельности теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения (творческие способности).

Сегодня, на наш взгляд, одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в  50-х  годах  усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремление к новизне; речи и творческого воображения; подготовка личности ребенка к жизни в динамично изменяющемся мире.

Учитывая актуальность данной темы и педагогическую ценность ТРИЗ –технологии определили цель и задачи:

Цель: создание условий для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами ТРИЗ – РТВ технологии.

Задачи:

1. Создать соответствующую предметно-развивающую среду в группе;

  1. Обогащать словарный запас;

  2. Совершенствовать грамматический строй речи, осознанность в построении лексико-грамматических конструкций;

  3. Развивать фантазию детей, научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов в окружающем мире;

  4. Привлечь внимание родителей к данной теме, вооружить их элементарными знаниями и навыками в использовании ТРИЗ – технологии.

Изучив ТРИЗ – технологию, опыт работы в данном направлении других педагогов, определили основные методы и приемы развития связной речи,

которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. А именно:

Метод противоречия (проблемные ситуации).

Метод мозгового штурма.

Прием прямой, функциональной, фантастической аналогии.

Прием эмпатии.

Типовые приёмы фантазирования (ТПФ).

Метод фокальных объектов.

Метод «Системный анализ».

Подробнее расскажем об элементах ТРИЗ- технологии, которые применяем при рассматривании картин и составлении рассказов по картине, т. к. именно этот вид речевой деятельности вызывает у детей затруднения. Игровая форма приемов ТРИЗ значительно облегчает этот сложный процесс, позволяет поддерживать устойчивый интерес воспитанников к содержанию картины.

Работу с картиной можно условно разделить на четыре этапа.

I этап – подготовительный

II этап – Знакомство с картиной в НОД

III этап – Приемы ТРИЗ –технологии для более детального осмысления содержания картины

IV этап – составление рассказа по картине.

На первом этапе необходимо подготовить детей к восприятию картины, а именно – обогатить их интеллектуальный и сенсорный опыт яркими впечатлениями.

Так, например, знания, полученные детьми в непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим, пригодились ребятам при рассматривании картины «Зима в городе». Дети установили место действия, назвали характерные признаки зимы, изображенные на картине, определили состояние погоды, род занятий людей.

Использование приема "Вхождение в картину"дает возможность детям воспринимать картину через разные органы чувств. Дети «входят» в пространство картины и, с помощью волшебников «Я слышу», «Я ощущаю», прислушиваются, вдыхают запахи, дотрагиваются рукой до предметов, отражают возможные ощущения в речи.

Оказавшись на месте действия картины, ребята ощутили запах морозного свежего воздуха, запах работающих машин. Услышали звук шагов людей, разговоры, скрип снега, вой ветра, звук работающих моторов машин и т.д. А так же поиграли в снежки, прокатились на машинах и почувствовали обжигающий холод морозного ветра.

Следующий прием ТРИЗ – «Превращения» позволяет определить состояние, настроение героев картины. Предлагаем ребенку вжиться в образ персонажа и составить рассказ от первого лица.

Например, шофер снегоуборочной машины напевает песенку и думает: «Хорошо мне в кабине, тепло».

Мужчина торопится на работу, у него замерзли руки.

Машины устали, им хочется в гараж отдохнуть.

III этап

Следующие приемы ТРИЗ-технологии используем для более детального изучения картины, установления взаимосвязей и отношений между изображенными предметами, объектами.

Прием «Живые картинки»- учит детей ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта. Эта игра развивает умение ориентироваться в пространстве.

Каждый ребенок «превращается» в один из объектов на картине, объясняет словами свое местонахождение в двухмерном пространстве относительно других объектов, изображенных на картине, а затем моделирует его в трехмерном пространстве (на ковре).

Прием «Подзорная труба» упражняет детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия. Так же это упражнение позволяет фокусировать внимание детей в определенной части картины и активизировать в речи пространственные ориентировки: центр картины, вверху, внизу, правый верхний угол, правый нижний угол, справа, слева и т. д.

Каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект. Например: многоэтажный дом, фонари на столбе, синяя машина, гора снега и т. д.

Прием «Кто в кружочке живет», учит детей производить замену выделенных объектов схемами. Это упражнение развивает мышление, начальные приемы моделирования.

Каждый ребенок на своем листе бумаги фломастером схематично зарисовывает обнаруженный с помощью подзорной трубы предмет или объект и обводит в кружок, а затем называет, кто из персонажей картины живет в кружочке. В этом упражнении действует игровое правило: в кружке должен находиться только один объект.

Прием «Ищу родственников» формирует умение классифицировать объекты на картине и активизировать словарь обобщающими понятиями. Предлагаем детям найти однородные объекты по заданному классификационному принципу:

1) Нерукотворный мир - рукотворный мир;

снег, вьюга, люди – природный (нерукотворный ) мир;

одежда людей, дома, машины – рукотворный мир;

2) живая - неживая природа;

Живая: люди

Неживая: снег

3) целое - часть;

Руки, ноги, голова - часть, люди – целое; колеса, кабина, кузов– часть, машина – целое и т.д.

4) по месту нахождения;

В центре картины – снегоуборочная техника, в ней люди;

Дальний план – дома и т. д.

Прием «Ищу друзей (недругов)» способствует установлению эмоционально-духовных связей и взаимодействий между изображенными объектами, а так же упражняет в использовании предложений со сложноподчинительной связью.

Люди дружат с домами, потому что в них они спасаются от холода. Шофер и машина друзья, потому что машина помогает шоферу убирать снег с проезжей части. Дома дружат, потому что они в одном городе. Люди не дружат с вьюгой, метелью, потому что они холодные.

Заключительный этап работы с картиной – это составление сюжетного рассказа по картине. Предлагаем детям стать авторами рассказа и написать книгу.

Для понимания детьми структуры связного рассказа используем модель «Домик», которая символизирует структурные части текста – «начало», «середину», «конец».

Затем вместе с детьми определяем, что сюжет картины относится к середине рассказа.

Для того, чтобы узнать, что было раньше, чем закончилась история, на воображаемой машине Времени отправляемся в прошлое, затем в будущее. Этот прием называется «Преобразование объектов во времени», он формирует у детей умение представлять выбранный на картине объект с точки зрения его прошлого или будущего и придумывать рассказ. Объекты живой природы, изображенные на картине, рассматриваются в рамках суточного изменения, например, при составлении сюжетного рассказа по картине «Зима в городе», дети рассуждали на тему «Что делали люди накануне вечером», «Что было с машинами поздним вечером». Оказавшись в будущем, дети предположили, чем могла закончиться эта история: люди вернулись домой, метель закончилась и машины убрали снег с дороги. При этом каждый ребенок предлагал свой вариант событий, затем все вместе выбирали наиболее понравившийся вариант.

В результате получился интересный, содержательный рассказ, который дети записали, с помощью схематических изображений, чтобы прочитать его для своих родителей, сестер и братьев.

Таким образом, игры и упражнения ТРИЗ – технологии эффективно влияют на развитие связной речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста: способствуют формированию словаря, лексико-грамматических категорий, развивают умение детей строить предложения разнообразных конструкций.



3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Алексеева Ирина Валерьевна, Власова Татьяна Викторовна, Дудинская Нина Владимировна, Исаева Людмила Николаевна, Зыкова Ольга Владимировна

Дата: 01.10.2017

Номер свидетельства: 430443


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства