kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста путем обогащения опыта познавательно-исследовательской деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

В познавательно-исследовательской деятельности возможность напрямую удовлетворять присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста путем обогащения опыта познавательно-исследовательской деятельности»

Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста путем обогащения опыта познавательно-исследовательской деятельности



Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.

Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка одна из главных образовательных задач. У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения.

Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.

Одной из оптимальных технологий, поддерживающей компетентно-ориентированный подход в образовании, можно считать метод проектов. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект»,- его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Использование метода проекта позволяет развивать познавательные способности детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развить критическое мышление.

Большой интерес представляет для детей экспериментирование. Экспериментирование - это истинно детская деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.

Поставив перед собой цель - развивать познавательные способности детей, мы, естественно, обратили свое внимание на использование в работе с детьми проектно-исследовательских методов.

Последнее время публикуется много различных логических задач, интересных заданий на развитие творческого мышления, памяти, а так же методик, направленных на развитие способностей. Но, как известно, серьезный педагогический эффект не могут гарантировать отдельные задания и методики. Его можно добиться, только имея целостную систему, программу.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу можно сделать вывод о том, что проблема развития познавательных способностей активно изучается и находится в активной разработке.

Мы выделили для себя такие основные положения:

  1. Познавательная деятельность тесно связана с практикой и определяется ею.

  2. Познавательная деятельность тесно связана с развитием мышления и воображения.

  3. Необходимо использовать различные средства в развитии познавательных способностей.

  4. Развитие познавательных способностей проявляется в возможности самостоятельно анализировать ситуацию, в умении менять свою точку отсчета при решении различных задач, в умение создавать идею будущего продукта и плана её реализации, в высокомуровне развития логического мышления, в легкости ассоциирования, в высокой концентрации внимания.

Этапы работы, формы организации детской деятельности, методы и приемы.

1 этап. Обогащение знаний.



Задачи:

  1. Расширение кругозора.

  2. Воспитание познавательного интереса.

Формы организации: в основном, специально организованные занятия, экскурсии и совместная деятельность. Методы и приемы: чтение, показ иллюстраций, экскурсии, посещение библиотеки, организация передвижной библиотеки на базе группы, организация элементарной экспериментальной деятельности.

Ребята получили много знаний из литературы, из рассказов работников библиотеки о создании книг, об интересных изобретениях, изобретателях, известных людях.

 2 этап. Обучение приемам исследовательской деятельности.

Задачи:

  1. Помочь детям освоить элементарные приемы исследовательской деятельности.

  2. Воспитание культуры умственного труда, умения работать в коллективе.

Формы организации: те же.

На этом этапе мы использовали разнообразные методы и приемы, применяли технологию ТРИЗ, организовывали экспериментирование, широко использовали метод проектов.

Использование моделей и схем, по нашему мнению, позволяют осмыслить и систематизировать полученные знания.

В процессе использования моделей, схем дети овладевают символической деятельностью: учатся замещать, кодировать, моделировать. Дети с удовольствием кодируют сказки, играют в игру «Найди клад», где используют нарисованную карту- схему, рисуют план группы, детского сада, нашего района и задают друг другу разные вопросы. Например, как быстрее добраться от нашего детского сада до детского парка? Скажи словами, как дойти из книжного уголка к центру экспериментирования и т.д. Мальчики часто моделируют, зарисовывают придуманные модели машин, самолетов и т. д.

Работа кружка «Юные исследователи» помогла детям расширить свои знания о свойствах твердых, жидких, газообразных веществ, о свойствах дерева, металла и т. д. Практика работы доказала эффективность проектного метода в обучении и воспитании дошкольников.

У нас прошли интересные проекты: «Витамины круглый год», «Новый наряд для куклы», « Мой друг - книга». По окончании работы над проектом «Мой друг - книга» мы с детьми выпустили книгу «Мой дом – «Лучик», где собрали информацию о детском саде, о работниках и воспитанниках нашего учреждении.

Проект «Мой друг – книга».

Цель: систематизировать знания детей о книге.

Задачи:

  1. Познакомить с различными видами книг (учебник, словарь, энциклопедии и т.д.). Обобщить признаки разных книг и уточнить их название.

  2. Довести до сведения детей, что тексты бывают: сказочные, реалистические, научные, познавательные.

  3. Обогатить представления детей о структуре текстов: сказок, рассказов, стихов, лимериков, загадок.

В первой части нашего проекта происходило путешествие по стране письменности: знакомились с предметным, узелковым письмом, клинописью и знаковым письмом. Затем мы собрали копилку материалов которые использовались и используются для письма (кожа, береста, папирус, бумага и т. д.). Для знакомства с разными видами книг мы ходили на экскурсию в библиотеку, в последствии дети собирали копилки книг, составляли картотеки. Мы познакомили детей с разными видами текста: сказочный, реалистический, стихотворный, научный. Определили основную функцию книги - это хранилище информации. Выделили главные составляющие книги: содержание, форма обозначения информации (текст, рисунки, схемы). В проектную работу были включены экскурсии по детскому саду, помещениям, беседы с сотрудниками об их профессии, экскурсия в типографию. Параллельно мы знакомили детей с правилами гостевого этикета: «Я принимаю гостей» и «Ты пришел в гости».

После знакомства с поэтессой нашего города Герасимовой Лидией Матвеевной мы поставили перед детьми проблемную ситуацию: а могут ли дети стать авторами текстов? Могут, и эти тексты были помещены в книгу «Мой дом - «Лучик».

Следующим этапом было знакомство детей с алгоритмом составления сказок, рассказов.

Заключительным этапом нашей работы над проектом было оформление книги с детьми, выбор эскизов обложки книги, составлялись рассказы о жизни в нашем саду.

Презентация проходила в виде демонстрации самой книги. 

3 этап. Создание условий для самостоятельной проектно-исследовательской деятельности.

Задачи:

  1. Поощрение самостоятельности и творчества.

  2. Поддержание инициативности.

Формы организации детской деятельности: совместная деятельность (малыми группами, парами и т.д.), самостоятельная детская деятельность.

Методы и приемы: самостоятельная деятельность в лаборатории «Почемучка», центре преобразования «Мастерилка», в игротеке (настольные игры «В космических просторах», «Мои друзья», «Почемучка»).

Мы работаем в тесном контакте с другими специалистами детского сада. Большую помощь в работе оказывает педагог психолог, он осуществляет контроль за развитием детей, проводит консультации для родителей и педагогов инструктор по физическому развитию и музыкальный руководитель широко используют в своей практике проблемные ситуации, моделирование. Это положительно сказывается на развитии детей



Организация предметно-развивающей среды.

Для выполнения поставленных перед нами задач мы продумали организацию предметно-развивающей среды в группе. Мы создали в группе микроблоки, для которых прописали образовательные задачи, предметное содержание среды и предполагаемую деятельность детей

Взаимодействие с семьей.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей.

Свое общение с родителями строим на основе сотрудничества. Используем различные формы взаимодействия с семьей: наглядные, словесные, практические Сотворчество, по утверждению родителей, сближает, позволяет открыть какие-то новые стороны личности. Дети и родители очень любят заниматься в лаборатории «Почемучки». Родители приходили в группу и проводили с детьми опыты, работали с микроскопом, экспериментировали

Организуемая с семьей работа:

  1. помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в ребенке пытливости, любознательности;

  2. сплачивает семью (многие задания выполняются совместно);

  3. позволяет вовлечь родителей в единое с ДОУ образовательное пространство.

Заключение.

В результате проделанной работы мы убедились, что проектно-исследовательская деятельность оказывает позитивное влияние на развитие познавательных способностей. Несомненно, положительными моментами использования проектно-исследовательской деятельности стало то, что:

  1. в процессе исследовательской работы у детей стала проявляться культура мышления,

  2. появилось умение видеть проблему,

  3. появилось умение выдвигать гипотезы,

  4. умение задавать вопросы,

  5. умение давать определения некоторым понятиям,

  6. сформировались классификационные умения,

  7. появилось умения выдвигать идеи и их оценивать,

  8. появились навыки исследовательского поведения.

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности (О. В. Дыбина, А. И. Савенков, О. В. Афанасьева). На современном этапе необходимо активно внедрять в практику работы дошкольных учреждений детское экспериментирование, которое направлено на познание окружающего мира. Регулярное столкновение с творческими познавательно-исследовательскими задачами необходимо формирующемуся уму ребёнка. Детское экспериментирование один из важнейших аспектов развития личности. Эта деятельность не задана ребёнку взрослым заранее в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения всех новых сведениях об объекте. Именно поэтому можно сказать, что в экспериментировании идёт саморазвитие ребёнка. В познавательно- исследовательской деятельности ребёнок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем и как устроен мир?). Толчком к началу эксперимента может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то просьба или проблема. Для поддержания интереса к исследовательской деятельности в уголке экспериментирования «живут» сказочные герои-игрушки, которые знакомят детей с новыми способами исследований. Эти «герои» могут участвовать в опытах и экспериментах, решать возникшие проблемы. Это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса к экспериментальной деятельности. Главная задача педагога поддерживать интерес детей к исследованиям и открытиям. Педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно. Важно, чтобы ребёнок проводил собственные опыты, он должен делать всё сам, а не быть в роли наблюдателя. Как бы ни был интересен опыт проводимый педагогом, ребёнок быстро устаёт наблюдать за его действиями. Именно поэтому во время проведения опыта важно привлекать детей к любой посильной им деятельности, если они могут выполнить это действие сами. В работе с детьми не надо стараться проводить чёткую границу между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты — это способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить. И тогда в сознании ребёнка постепенно меняется картина мира. Она становится более адекватной, целостной, отражает объективные свойства вещей взаимосвязи. В результате происходит непрерывное и постоянное перестроение, переосмысление и осознание ребёнком этого мира. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину, рассматриваются как важнейшие индикаторы детской любознательности. На этом этапе активность в процессе деятельности полностью идёт от самого ребёнка. Он выступает как её полноценный субъект, который самостоятельно строит свою деятельность: ставит её цели, ищет пути и способы их достижения. Ребёнок может услышать и запомнить, а может понаблюдать, сравнить, спросить, высказать предположения. Дошкольники начинают понимать причинно-следственные связи, осваивают приёмы классификации, учатся рассуждать, прогнозировать, делать умозаключения, анализировать. Детям доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотезы, проверка её истинности. Таким образом, у них формируется мыслительная деятельность. Дети должны стать полноправными участниками всех мероприятий, необходимо научить их обобщать собственные наблюдения, не бояться высказывать свою точку зрения, даже если она окажется неверной. Не надо стараться уберечь дошкольников от ошибок, от заведомо неверных действий. Пусть сами поймут, что сделали неверно, и поищут другой путь. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Как показала практика, дети с желанием и интересом самостоятельно выбирают объект для эксперимента, подбирают методы исследования. Учатся самостоятельно выдвигать гипотезы. Обучение на этом этапе носит проблемный характер. Суть проблемного обучения заключается в создании познавательной задачи, ситуации и предоставления детям возможности найти средства её решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придаёт ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Познавательно-исследовательская деятельность способствует развитию познавательной потребности, творческой деятельности, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, способствует творческому развитию личности. А детское экспериментирование является замечательным средством интеллектуального развития дошкольников. Я считаю, что в познавательно — исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому стремлюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно–ориентированного взаимодействия, согласно которой воспитанник является не объектом обучения, а субъектом образования.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Стефанкина Татьяна Анатольевна

Дата: 13.04.2017

Номер свидетельства: 408859


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства