kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие певческих умений старшего дошкольного возраста в процессе игрового обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описано своеобразие организации игрового распевания и вытекающего из него успешного обучения пению; а также предложен оригинальный, игровой подход в развитии у детей певческих навыков, с тем, чтобы сделать образовательный  процесс интересным и занимательным.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие певческих умений старшего дошкольного возраста в процессе игрового обучения»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №1 "Маленькая страна""

города Новочебоксарска Чувашской Республики



ПРОЕКТ


Развитие певческих умений детей старшего дошкольного возраста в процессе игрового обучения

























Составитель: музыкальный руководитель

Володарская Людмила Анатольевна





2014г.


ПАСПОРТ ПРОЕКТА.




Название проекта

«Звонкие голоса»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Маленькая страна»

г. Новочебоксарска

Чувашской Республики



429956, Россия,

Чувашская Республика,

г. Новочебоксарск,

ул. Советская д.57

Количество функционирующих групп

12


Фамилия, имя, отчество разработчика проекта:

Володарская Людмила Анатольевна – музыкальный руководитель


Адрес, место жительства и контактный телефон:

г. Новочебоксарск

ул. Парковая 5 – 117

т. 8-927-668-36-68


Фамилия, имя, отчество и должность организатора-координатора, ответственного за проведение мероприятий



Овсянникова Ирина Владимировна,

заведующий МБДОУ «Детский сад №1 «Маленькая страна»


76-27-06 – рабочий




















Проект: ЗВОНКИЕ ГОЛОСА


Цель проекта: Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Задача проекта:

  1. Совершенствовать певческие умений детей старшего дошкольного возраста (эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма).

  2. Подборка песенного репертуара, игровых и певческих упражнений.

  3. Разнообразие игровых и сюрпризных моментов на музыкальных

занятиях.

  1. Создание условий для формирования у детей творческих способностей: самостоятельности, инициативы, импровизации в пении.

  2. Повышение знаний родителей о необходимости и пользе пения.

  3. Создание вокально-хорового кружка «Озорные нотки».

Проблемы:

  1. В программе музыкального воспитания детского сада раздел «распевание» слабо разработан и имеет сравнительно небольшой репертуар.

  2. Имеется недостаток игровых упражнений для распевания и развития певческих навыков в целом.

  3. Для индивидуального развития певческих навыков у детей необходимы дополнительные занятия.

Сроки выполнения проекта: сентябрь 2014 - май 2015 учебный год


Инновационость проекта: Использование в работе новых музыкальных технологий:

  • ритмические рисунки,

  • игровое распевание,

  • алгоритмы пошагового обучения,

  • новые дидактические игры.


Конечный результат:

  1. Повышение показателей певческих умений дошкольников

  2. Успешная апробация новых музыкальных технологий.

3. Позитивный опыт использования современных технологий в дошкольном

образовании.

4. Преобразованная развивающая среда.


Вид проекта:

  • По количеству участников: коллективный.

  • По контингенту участников: дети выпускной группы.

  • По направленности: музыкальный.

  • По характеру деятельности: творческий.

  • По продолжительности: – 1 год.


Изучение музыкальными работниками представленных в пособии материалов может способствовать развитию у специалистов и у детей интереса к музыкальному творчеству, научить контрастному интонированию в процессе пения и повысить интерес в усвоении музыкально-ритмических движений.

АКТУАЛЬНОСТЬ


Музыкальное искусство - яркое и незаменимое средство формирования целостной личности ребёнка. Путь воздействия музыки своеобразен. Музыка обладает своим «языком», своей «речью». Важно не просто научить ребёнка выразительно, чисто петь, но и чутко воспринимать её.

Дети поют везде – дома, на улице, в гостях, в детском саду, занимаясь игрой или другим видом деятельности, но не всегда эти песни доступны им по содержанию, т.к. исполнение таких песен, особенно громкое, наносит вред слабым голосовым связкам ребенка. Правильное поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки. В пении, как ни в каком другом виде музыкальной деятельности, очень успешно и быстро развивается интонационный звуковысотный слух — одна из основных музыкальных способностей, без которой музыкальная деятельность невозможна вообще.

Голосовой аппарат является не только исполнителем, но и в такой же мере участником формирования музыкального слуха и памяти. Что же касается дошкольников, то чаще всего у них не плохой слух, а плохая координация слуха и голоса. Что и ведет к неправильному голосообразованию. Обучение же правильному пению с детства успешно развивает и музыкальный слух, и певческий голос, и память. Голос увеличивается в объеме, совершенствуется в подвижности, интонационной гибкости, тембровой красочности. Владение голосом дает ребенку возможность выразить свои чувства в пении, что заряжает его жизненной энергией.

Развиваются и все другие музыкальные способности — тембровый и динамический слух, музыкальное мышление, музыкальная память. Кроме того, в пении, конечно же, происходит и общее развитие ребенка — формируются его высшие психические функции, развивается речь; происходит накопление знаний об окружающем; ребенок учится взаимодействовать со сверстниками в хоровом коллективе.

Таким образом, пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очень многое. К сожалению, в последние годы в детских садах уделялось недостаточное внимание развитию детского голоса. При подготовке к праздникам основной акцент ставился на постановке ярких, зрелищных номеров и разучивании эффектных, современных песен, соответствующих сценарию, но никак не возможностям ребенка. И в результате мы слышим крикливое, фальшивое пение под фонограмму или под громкий аккомпанемент, заглушающий голос дошкольников. Отмечу, что это не только некрасиво, неправильно, но и вредно для здоровья детей.

Поскольку пение – психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и др., важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок испытывал ощущение комфорта, пел легко, с удовольствием.

В противном случае, при неправильном режиме голосообразования, нарушении гигиенических норм ребенок испытывает напряжение гортани, у него устает голос, который будет звучать тяжело и некрасиво. В этих условиях могут возникнуть серьезные заболевания голосового аппарата. Правильный режим голосообразования является результатом специальной работы по постановке певческого голоса. Эту работу необходимо начинать с детьми уже в дошкольном возрасте, который чрезвычайно благоприятен для становления основных певческих навыков.

В современных условиях развития общества и модернизации образования особую актуальность приобретает совершенствование воспитательно–образовательной работы. Появляются новые программы, разрабатываются современные методические рекомендации, формируется педагогическая среда, внедряются инновационные технологии.

Педагогическая деятельность требует от музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения разнообразия знаний и умений в области воспитания и обучения детей дошкольного возраста, а современное общество выдвигает перед ним особые задачи в связи с реализацией личностного подхода.

Идея разработки проекта «Звонкие голоса» по развитию у детей певческих умений, возникла не случайно, она выросла из практической потребности дошкольного образования в свете современных требований к развитию детей дошкольного возраста.

Особенность моей работы, как музыкального руководителя такова, что необходимо развивать музыкальные способности детей во всех видах музыкальной деятельности.

Результативность такой многогранной работы можно будет назвать успешной, если в дошкольном образовательном учреждении вести целенаправленную работу, по развитию звуковысотного слуха и закреплению умений на практике голосом (развитие певческих умений) в понятной и интересной для детей игровой форме.

На основе спроектированной системы и анализа факторов, влияющих на формирование певческих навыков, я собиралась показать своеобразие организации игрового распевания и вытекающего из него успешного обучения пению; а также предложить оригинальный, игровой подход в развитии у детей певческих навыков, с тем, чтобы сделать образовательный процесс интересным и занимательным.

В своей работе я выделила приоритетное направление – совершенствование певческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

































ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП


Цель: Определение основных направлений и перспектив работы.

  1. Анализ внешней ситуации

Изучив современные печатные источники, опыт коллег по развитию певческих навыков старших дошкольников, нормативные документы, убедилась в важности и актуальности проблемы в настоящее время.

Раздел «распевание» - «белое пятно» в программе музыкального воспитания детского сада, он слабо разработан и имеет сравнительно небольшой репертуар. Все мы выросли на «Музыкальном букваре» Н.А.Ветлугиной, и огромное ему спасибо за эти упражнения. Но время не стоит на месте, и наша творческая работа подсказывает нам новые пути и подходы в обучении детей пению, расширению репертуара и в этом виде деятельности. Почему дети не любят раздел «распевание»? Для них он скучен, неинтересен, монотонен и не всегда понятен. Диапазон и вокальные позиции распевок довольно однообразны. И как следствие этого, проходит эта часть музыкального занятия почти формально, а, главное, нерезультативно. Есть прекрасные вокальные упражнения, такие как «Птичка и птенчики», «Качели», «Бубенчики» и т д. Н.А.Ветлугиной, их обязательно надо продолжать использовать, но их очень мало, невозможно, в самом деле, практиковать только их все пять лет пребывания в детском саду!

Развитие певческих навыков у старших дошкольников требует помимо основного времени дополнительных занятий (как групповых, так и индивидуальных). Однако, несмотря на то, что в микрорайоне, где, в основном, живут воспитанники детского сада расположены «Школа искусства» и «Центр творчества детей и юношества», не все родители имеют возможность водить туда своих детей на специальные занятия, которые проводятся в вечернее время. А желание у родителей и детей заниматься пением есть, о чем говорят приведённые ниже результаты опроса родителей.

Важную роль в развитии певческих навыков дошкольников играет тесная взаимосвязь детского сада и семьи. Первым делом провела мониторинг путём анкетирования родителей с целью выяснения знаний о музыкальном развитии дошкольников. По результатам анкетирования родителей (у большинства родителей недостаточно знаний о музыкальных способностях и, в частности, о певческих навыках их детей) составила перспективный план работы с ними. Результаты мониторинга еще раз подтвердили актуальность темы моего проекта. Поэтому я решила привлечь и родителей к участию в реализации проекта.











Осведомлённость родителей о необходимости развития певческих навыков у детей



Стремление родителей к получению детьми

дополнительных образовательных услуг


Показатели запросов родителей на дополнительные образовательные услуги.









2. Анализ внутренней ситуации


Коллектив работает основной образовательной программе МБДОУ «Детский сад №1 «Маленькая страна», разработанной на основе примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. г. Москва, 2014 г).


Имеющиеся ресурсы:

  • Материально-техническая база дошкольного учреждения (музыкальный зал, кабинет музыкального руководителя, музыкальный центр, микрофоны, инструменты для детского оркестра, музыкальные инструменты (фортепиано, аккордеон), фонотека (аудио кассеты, CD-диски) с записями детских песен и фонограмм).

  • Музыкальная литература и дидактический материал: разработки сценариев, дидактические игры, игрушки;

  • Творческий потенциал педагогов, родителей воспитанников.

  • Социальные связи.

  • Помощь от администрации ДОУ - проведение консультаций, личное участие в реализации проекта.

  • Помощь родителей.

  • Вокально-хоровой кружок.


С 2012 г. в дошкольном учреждении функционирует кружок «Озорные нотки», имеется определённый опыт кружковой работы. О преимуществах кружкового обучения говорят приведённые ниже показатели результативности работы кружка за предшествующие внедрению проекта 3 года.

Динамика развития музыкальных способностей детей кружка «Озорные нотки» за период 2012-2014 гг.

Судить об уровне сформированности навыков и умений у детей позволили результаты проведенной диагностики (критерии диагностики см. Приложение 2.).


Таким образом из 23 воспитанников с низким уровнем развития певческих навыков 3 человека с высоким уровнем, 4 – с низким, а остальные дети со средним уровнем развития навыков.































Анализ внутренней среды представлен в таблице:


Сильные стороны

Слабые стороны

  1. Заинтересованность педагога, администрации.

  2. Наличие благоприятных условий в ДОУ для работы с детьми.

  3. Наличие музыкального зала ДОУ.

  4. Наличие оборудованного кабинета музыкального руководителя

  5. Интерес детей к пению.

  6. Высокий творческий потенциал специалистов ДОУ.

  7. Наличие запроса родителей на дополнительные занятия в кружке.

  8. Опыт ведения кружковой работы.

  9. Участие в городских конкурсах.

  10. Консультативная помощь родителям.

  11. Оптимальное состояние здоровья воспитанников группы. За последние 2 года заметно снижение показателя заболеваемости с 2,7 случаев до 2,5 случаев.

  12. Наличие социальных партнеров (ЦТДиЮ, музыкальная школа, Школа искусств).

1. Ограниченное финансирование.

2. Недостаточный уровень развития певческих навыков у детей.

3. Отсутствие парциальных программ по вокально-хоровому обучению.

4. Отсутствие информации у большинства родителей о необходимости и пользе пения.

5. Неготовность части родителей нести материальные и временные затраты на развитие ребенка.

6. Занятость родителей и экономическая нестабильность.

Благоприятные возможности

Угрозы, риски.

  1. Заинтересованность и поддержка педагогического коллектива в реализации проекта.

  2. Привлечение родителей к поиску необходимых аудиозаписей, работа с Интернетом.

  3. Связь с социумом: ДМШ, школа искусств.


        1. Отсутствие бюджетного финансирования

        2. Недостаточно аудиозаписей.

        3. Недостаточно технических средств.

        4. Недостаточная активность родителей.

        5. Отсутствие равных стартовых возможностей у детей,



Проанализировав внутреннюю и внешнюю ситуацию по вокально-хоровому обучению детей старшего дошкольного возраста в детском саду и наличие пособий, я выявила следующие проблемы:

  1. В программе музыкального воспитания детского сада раздел «распевание» слабо разработан и имеет сравнительно небольшой репертуар.

  2. Имеется недостаток игровых упражнений для распевания и развития певческих навыков в целом.

  3. Для индивидуального развития певческих навыков у детей необходимы дополнительные занятия.

Исходя из этого я определила направление работы, ее цели, задачи и формы.



ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП


Цель: Обоснование проекта, условия и пути реализации


Условия реализации проекта:

  • специально отведенное время;

  • оборудование музыкального зала;

  • техническое оснащение: музыкальные инструменты, магнитофоны, телевизор, микрофоны;

  • музыкальная литература;

  • дидактический материал: разработки сценариев, дидактические игры, игрушки;

  • костюмы.



Участники проекта:







Пути реализации проекта:


В работе с детьми:

1) внедрение новых форм и методов в организации занятий;

2) создание предметно-развивающей среды.

В работе со взрослыми:

1) осуществление совместной работы с администрацией, воспитателями и родителями по внедрению программы;

2) проведение с родителями бесед-консультаций, выступления детей, фотовыставки; презентации, творческие отчёты

3) привлечение родителей к участию в праздниках в детском саду.

Самообразование музыкального руководителя:

1) расширение профессиональных знаний путем посещения семинаров, фестивалей, конкурсов.

2) участие на концертах в культурных учреждениях города и.т.д..

3) обзор новой методической литературы.

4) накопление материала, аудио – записей для использования на занятиях.

































Бюджет проекта


Этап

Мероприятия

Месяц

Затра-ты

Источник

финансиро-вания

Диагностичес-кий

- Выбор темы проекта;

- Определение целей и задач;

- Подготовка анкет для родителей.

Август-сентябрь






Организацион-ный

- Приобретение методической литературы;

- Изготовление рекламных листов, буклетов для кружка;

- Приобретение музыкально-дидактических игр, пособий;

- Приобретение музыкальных инструментов (металлофоны, колокольчики и др.);

- Подбор музыкального репертуара, создание фонотеки

- Создание музыкальных уголков, информационных стендов для воспитателей и родителей;

Август-

сентябрь



Средства методической литературы


Спонсорская помощь родителей.

Основной

- Занятия в кружке «Озорные нотки»;

- Изготовление костюмов и атрибутов для выступлений на праздниках, городских мероприятиях и конкурсах;

Октябрь-май



Заключи-

Тельный

- Проведение праздника

- Организация фотовыставки

- Типографские услуги

Май



ИТОГО:





















ОСНОВНОЙ ЭТАП


МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ


1) Метод иллюстративной наглядности: показ картин, игрушек, отвечающих тематике песен.

2) Словесный метод: использую беседы, в ходе которых дети знакомятся с содержанием песни, обращают внимание на ее художественный образ.

3) Практический метод: упражнения и распевки перед разучиванием и пением песни.

4) Импровизационный метод;

5) Игровой метод;

6) Концентрический метод: по мере усвоения вновь возвращаюсь к пройденному, но уже в усложненном варианте.


Приёмы для выработки правильной дикции:

  • Выразительное чтение текста.

  • Разъяснение смысла некоторых незнакомых слов, правильное и отчетливое их произношение.

  • Чтение текста шепотом, с четкой артикуляцией.

  • Коллективное пропевание текста нараспев, негромко, в умеренном темпе, на высоком звучании в ритме песни.


Приёмы для получения чистоты интонации в пении:


  • Выбор песен, удобных по диапазону.

  • Давать детям слушать песни в хорошем исполнении взрослых и детей.

  • Систематическое повторение с  детьми  разученных песне, пение их без инструментального сопровождения.

  • Пение детей не только вместе, но небольшими подгруппами и по одному, чтобы дети лучше слышали себя и друг друга.

  • Выработка у детей умения себя слушать, осознавать качество своего исполнения.

  • Уделение особого внимания фальшиво поющим детям (сажать их поближе к себе, чтобы они лучше слышали исполнение муз.руководителя, слышали хорошо поющих детей, сидящих сзади  (в работе с такими детьми поощрять каждое достижение).















ПОШАГОВОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ

Первый этап:

обратить внимание детей на качество звучания голоса,

на овладение певческими навыками.









Второй этап:

после показа детям песни, читается отдельно текст;

исполняется первый куплет (или часть), а вся группа в

это время поёт «про себя» с активной артикуляцией;

предлагается исполнить первый куплет хорошо

интонирующим детям, а остальные поют «про себя».

Так же разучиваются последующие куплеты.









ПОШАГОВОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ХОРОВОМУ ПЕНИЮ



Третий этап:

закрепление добытого умения верно интонировать

на вокально –ладовых упражнениях и специальном

дидактическом песенном материале в общей

работе с группой










ПОШАГОВОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ХОРОВОМУ ПЕНИЮ

Показ песни, развитие слухового внимания, беседа

с детьми о характере и содержании песни,

ярких средствах выразительности

Повторение правил певческой установки

Повторение элементов вокально – хоровой техники

в вокально-ладовом упражнении, предваряющем песню

Дробление песни на части, работа

над чистотой интонации

Выстраивание унисона внутри хоровой

группы, пение a-capella

Формирование навыков ансамбля и строя

Работа над дикцией, артикуляцией

Вокально – художественная работа над

песенным образом



Особое внимание необходимо уделять созданию развивающей среды и организации самостоятельной деятельности детей. Эта работа должна идти параллельно практической работе с детьми.


Этапы создания развивающей среды:




Оборудование

Срок

1.

Создание музыкальных уголков в группах: для организации самостоятельной деятельности детей с песенным материалом.

- песенный материал;

- музыкальные

альбомы;

- тематические

папки, (содержащие песенный материал по отдельным темам) (см. приложение)

сентябрь – октябрь

2.

Связь с социумом (ДМШ и Детско-юношеской школой искусств).


Посещение концертов, выступления с

детьми

сентябрь - май

3.

Тесная взаимосвязь с воспитателями групп

См. Приложение 4.

сентябрь – май























Этапы реализации проекта:


Диагностичес-

кий этап

май

2013 г.

Организацион-

ный этап

май

2013 г.

Основной этап

сентябрь 2014 –

апрель 2015г

Заключитель

ный этап

май 2015 г.

- Анкетирова-ние родителей

- Диагностика детей

- Определение

целей и задач


- Определение

методов

подготовитель-ной работы с детьми и

родителями.


- Подбор

методической

литературы,

репертуара, дидактических игр.


- Обсуждение

направлений

работы с

воспитателями


- Отбор желающих дополнительно заниматься в кружке


- Обучение певческим навыкам на занятиях с использованием новых методик


- Занятия детей в кружке «Озорные нотки»

- Проведение развлечений, праздников.


- Работа с родителями (проведение бесед, собраний, консультаций)


- Участие с детьми в городских конкурсах

- Мониторинг качества уровня развития певческих навыков у детей.


-Проведение развлечения


- Презентация проекта.



















Основной этап реализации проекта.


Этапы

Цель

Виды деятельности

I этап

Играем

Обогащение музыкально-слуховых представлений детей в процессе музыкально-дидактических игр

1. Игры для развития чувства ритма:

«Весёлые матрёшка», «Определим по ритму», «Прогулка», «Наше путешествие», «При думай свой ритм».

2. Игры для развития звуковысотного слуха: «Три поросёнка», «Ступеньки», «Музыкальное лото», «Угадай колокольчик», «Повтори звук».

3. Игры для развития тембрового слуха: «Догадайся кто поёт?», «Слушаем внимательно», «Определи инструмент», «Музыкальные загадки».

4. Игры для развития диатонического слуха: «Тихо-громко запоём», «Найди щенка»

II этап

Развиваем

Развитие певческих умений в процессе игровых упражнений

1. Упражнения для развития чистоты интонирования: «Пение про себя», «Песенки-упражнения», «Телепрограмм-ма».

2. Упражнения для развития певческого дыхания: «Понюхаем-подуем», «Пение по музыкальным фразам («цепочкой»)».

III этап

Активизируем

Ативизация проявления певческих умений детей на музыкальных занятиях

1. Игровой приём «Музыкальное приветствие».

2. Сюрпризные моменты, загадки.

3. Использование ритмических рисунков.

Дополнительные занятия на кружке

Улучшение полученных детьми на занятиях певческих навыков














ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП



- Мониторинг качества уровня развития певческих навыков у детей, сравнительный анализ данных.


- Участие на праздниках, в городских и республиканских фестивалях и конкурсах


- Отчёт о реализации проекта, презентация отчёта.


Ожидаемый результат


Дети:

Положительная динамика в развитии певческих умений, расширение певческого диапазона. Развитие музыкального слуха. Появление устойчивого интереса к пению. Развитие самостоятельной музыкально-игровой деятельности. Желание петь, участвовать в утренниках и концертах.

Родители:

Повышение интереса к музыкальной деятельности детей, к их достижениям во время утренников, концертов.

Воспитатели:

Позитивный опыт использования современных технологий в дошкольном образовании. Включение музыкально-дидактических игр в развивающую среду группы. Участие в музыкально-дидактических играх.

Музыкальный руководитель:

Успешная апробация новых музыкальных технологий. Развитие профессионально-педагогического творчества: изобретение новых приёмов и способов развития певческих умений детей.














Литература


1. Ветлугина Н.Д. Музыкальный букварь – М.: Просвещение,1990.

2. Ветлугина Н. Д., Дзержинская И. Л., Комисарова Л. И. Музыкальные занятия в детском саду – М., 1984.

3. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А., г.Санкт-Петербург: «Детство с музыкой» (современные педагогические технологии) (2010 г)

4. Емельянов В. В. Фонопедические упражнения (методическая разработка) - Кировоград, 1988.

5. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду – М., 2010.

6. Кацер О.В., г.Санкт-Петербург: «Игровая методика обучения детей пению» (учебно-методическое пособие) (2005 г)

7. Кириченко И.Г., МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 30 «Росинка» г.Губкин Белгородской области: «Формирование певческих умений вокального исполнительства детей дошкольного возраста» (2009 г).

8. Комисарова Л. Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников – М., 1986.

9. Кононов Н.Г. Музыкально – дидактические игры для дошкольников –

10. Кононов Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах -

11. Метлов Н. А. Обучение пению детей старшей группы детского сада - М., 1956.

12. Метлов Н.А. Музыка – детям. М.: Просвещение, 1985.

13. Огороднов Д. Е. Музыкально – певческое воспитание детей.

Киев: Музыкальная Украина, 1989.

14. Орлова Т. М., Бекина С.И. Учите детей петь, 5-6 лет – М.: Просвещение, 1987.

15. Орлова Т. М., Бекина С.И. Учите детей петь, 6-7 лет – М.: Просвещение, 1988.

16. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников – М., 1994.

17. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников.

М.:Академия, 2000.

18. Стрельникова А.Н. Дыхательная гимнастика. М.:Рипол, 2007.

19. Струве Г.А. Школьный хор – М.: Просвещение, 1981.

20. Струве Г. А. Хоровое сольфеджио, 2 части – М. 1990.

21. Струве Е.Г. Музыкальные ступеньки – М., 1997.

22. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей – М, 1961.

23. Тиличеева Е.Н Маленькие песенки. Вокальные упражнения для детей

дошкольного возраста. М.: Музыка, 1978.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие певческих умений старшего дошкольного возраста в процессе игрового обучения

Автор: Володарская Людмила Анатольевна

Дата: 21.09.2016

Номер свидетельства: 344891


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства