kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие элементарных математических предствлений дошкольников в музыкальной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлен анализ программы дошкольного воспитания с точки зрения развития элементарных математических представлений дошкольников в разных видах музыкальной деятельности, предложен сценарий математического досуга для детей подготовительной группы "Весёлая ярмарка".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие элементарных математических предствлений дошкольников в музыкальной деятельности»

9


РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Одним из основных принципов дошкольного образования в Федеральных Государственных Образовательных Стандартах считается формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Являясь образовательным учреждением общеразвивающего вида с приоритетным направлением работы по интеллектуальному развитию детей, наш детский сад – базовый по формированию элементарных математических представлений. И реализация основ математики на музыкальных занятиях позволяет ребёнку, обучаясь по любой программе, не только получать и закреплять определённые представления, овладевать умениями и навыками, но и понять красоту математической науки, поддержать интерес к ней.

Музыка, как средство художественно-эстетического воспитания, в различных аспектах воздействует на ход образовательного процесса.

Во-первых, она делает занятия необычными, более интересными и привлекательными для ребёнка.

Во-вторых, восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т.е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности.

В-третьих, как образец художественного творчества, музыка насыщена образами, являющимися основой наглядно-образного мышления, доминирующего у дошкольников.

В-четвёртых, музыка во взаимодействии с различными видами деятельности: познавательной и речевой, изобразительной и театрализованной деятельностью, развитием движений, делает процесс познания весьма эффективным за счёт целенаправленного осуществления взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных компонентов человеческой психики. Именно в таких условиях происходит осознание нужности учебного материала, как всего, что интересно.

В-пятых, музыкальный компонент оказывает влияние не только на интеллектуальное и художественное развитие ребёнка, но и на его нравственное воспитание, поскольку эмоциональные состояния, вызываемые посредствам использования в образовательном процессе художественного материала, заставляют дошкольника бережнее относиться к полученному знанию.

В-шестых, музыкальная форма, в которую обличено математическое или другое содержание, являющаяся привлекательной для дошкольников, непременно способствует проявлению интереса к данной деятельности.

Успешное протекание общего развития дошкольников в условиях использования в учебно-воспитательном процессе музыкально-математических средств обеспечивается реализацией следующих теоретических положений:

  • единства образных и понятийных средств организации познавательной деятельности;

  • аналогии понятий интегрируемых областей знания;

  • ведущей игровой деятельности как способа и формы организации образовательного процесса.

Разные виды музыкальной деятельности оказывают существенное влияние на всестороннее развитие детей, в том числе на формирование элементарных математических представлений.

«Слушание»

Слушая музыкальные произведения, дети учатся разбираться в его структуре. Отвечая на вопросы педагога, обобщают и сравнивают: определяют, сколько частей в произведении, общий характер пьесы и её частей, отвечают, например, чем отличаются первая и третья часть от второй.

Дети старших групп слушают такие произведения, как «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» из цикла «Времена года» А.Вивальди или «Октябрь. Осенняя песнь», «Апрель. Подснежник» П.И.Чайковского и закрепляют представления о количестве, порядке следования времён года, учатся правильно называть месяцы года. Рассказывают, сколько месяцев содержит зима или лето, вспоминают их последовательность. Отвечают на вопросы типа «Какой месяц следует за мартом?» или «Какое время года предшествует осени?»

В этом разделе музыкального воспитания есть и произведения, работая с которыми уточняется представление о времени суток. Это пьесы «Утро», «Вечер» из сборника «Детская музыка» С.Прокофьева (старшая группа). Дети среднего звена слушают произведения из сборника Н.Ветлугиной «Утро». «День», «Ночь», рассказывают, что делают днём или вечером, играют в игру «Машин день», показывая под музыку, как проводит день Маша.

«Пение»

Математическое содержание имеют некоторые песни, которые разучиваются с детьми на музыкальных занятиях. Это песенки-считалки, содержащие количественный счёт: «Бука», Зайка» «Вышли пальчики гулять» (вторая младшая, средняя группа); песни с порядковым счётом: «Весёлые пальчики»; песни, содержащие понятия высокий-низкий, справа – слева: р.н.п. «Теремок» (старшая, подготовительная группа) и другие.

При разучивании небольшихпопевок на одном звуке дети учатся различать длительность. Узнают, что звуки бывают долгие и короткие на примере песенок «Небо синее» (старшая группа), «Мы идём с флажками» (средняя группа). Долгие звуки условно обозначают слогом «та» и показывают широким плавным движением руки, а короткие звуки – слогом «ти», и рука при этом делает более короткое движение. После этого дети поют песню словами, одновременно отхлопывают ритм, соблюдая длительность каждого звука.

Дети учатся также отличать и петь разные по высоте звуки (2-3 звука) в попевках «Лиса по лесу ходила» (подготовительная группа), «Солнышко-вёдрышко» (старшая); знакомятся с понятиями «высокий звук» и «низкий звук» в песенках «Качели», «Колыбельная» (подготовительная); учатся различать движение мелодий, звучащих в восходящем или нисходящем движении, сверху вниз или снизу вверх, в упражнениях «Лесенка», «Горошина», «Скок-скок-поскок».

«Музыкально-дидактические игры»

Усвоению высоких - низких, долгих - коротких звуков в большей мере помогают музыкально-дидактические игры.

Во время прослушивания упражнения «Птенчики» (вторая младшая, средняя группы) детям говорят: «Птенчики поют высоко, а мама- птица – пониже». В музыкально-дидактической игре «Три поросёнка» (подготовительная группа) для каждого из героев определяется свой высокий, средний или низкий звук. Дети отгадывают, какой из поросят поёт свою песенку, и показывают карточку с изображением соответствующего поросёнка. Исполняя песню «Бубенчики», дети старшей и подготовительной группы выкладывают ноты-кружочки на фланелеграфе в соответствии с расположением того или иного звука или работают с индивидуальной карточкой – нотным станом. В игре «Определи по ритму» дети старших групп отгадывают знакомые песенки (такие ритмические загадки может исполнять и педагог, и ребёнок), отображают мелодию этих попевок при помощи длинный и коротких полосочек или уже по составленной схеме исполняют песню.

«Музыкально-ритмические движения»

Музыкально-ритмические движения играют особую роль в развитии пространственных ориентировок. Формирование пространственных отношений проходит успешно, если ребёнок постоянно оказывается перед необходимостью оперировать этими понятиями.

Разучивая движения под музыку, дети обучаются ориентировке в созданной ситуации. Исполняя например хоровод, дети двигаются в заданном направлении: Вправо или влево по кругу, вперёд (к центру круга) или назад. Дети определяют своё место по заданному условию: мальчики берут себе в пару девочек, которые стоят справа или слева от них.

Выполняя движения под музыку, мы оперируем количественными отношениями и счётом. Приглашаем детей встать на танец парами, тройками, по-одному. Исполняя считалки вместе с детьми, выбираем ведущего для музыкальной игры. Разучивая движение, объясняем детям:«На счёт «раз» выставляем правую ногу на пяточку, на счёт «два» - на носочек, на счёт «три» - опять на пяточку, на счёт «четыре» приставляем правую ногу к левой. Затем выполняем такие же движения с левой ноги».

Часто используется порядковый счёт. Перед исполнением уже знакомого танца дети вспоминают, например, что первыми танцуют девочки, а вторыми – мальчики, или говорят: «На первую часть произведения будем выполнять дробный шаг, а на вторую – шаг с притопом…»

На музыкальных занятиях закрепляются знания детей о геометрических фигурах. Мы просим детей встать в круг, а ведущего – в центр круга. Если дети стоят в двух кругах, оперируем понятиями «внешний круг», «внутренний круг». Или же дети становятся в одну прямую линию. Сравниваем музыкальный зал с прямоугольником и просим детей встать у двух противоположных сторон зала или по углам.

«Игра на детских музыкальных инструментах»

Небольшие песенки дети учатся исполнять на музыкальных инструментах: «Мы идём с флажками», «Сорока-сорока» (средняя группа), «Гори, гори ясно» (старшая группа), «Бубенчики», «Гармошка» (подготовительная группа). Мелодия в этих упражнениях на одном-трёх звуках, либо в поступательном движении вверх или вниз. Поэтому предварительная работа по анализу звуков, различных по длительности и высоте, соответствует приёмам, изложенным выше, в разделе «Музыкально-дидактические игры».

Таким образом, математическое содержание в Программе мы находим и реализуем во всех разделах музыкального воспитания, в различных видах музыкальной деятельности. При этом музыкально-математические средства, применяемые в программе, одновременно выполняют и заинтересовывающую, и развивающую функции, поскольку соответствуют возрастным особенностям дошкольников.

Задачи развития математических представлений реализуются в разных формах организации музыкального воспитания. Наиболее привлекательны для детей – праздники и развлечения. Такая форма организации преследует несколько целей: доставляет дошкольникам удовольствие, обогащает их музыкальные впечатления, формирует разнообразные эмоции и чувства, а кроме того, закрепляет математические представления.



ВЕСЁЛАЯ ЯРМАРКА

математический досуг

для детей подготовительной группы

Цель:

Приучать осмысленно использовать приобретённые математические знания и умения на музыкальных развлечениях.


Задачи:

  • Учить играть на музыкальных инструментах, точно передавая заданный ритмический рисунок; различать смену музыкальных вариаций, музыкальные проигрыши.

  • Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен; петь индивидуально и коллективно; сопровождать пение несложными танцевальными движениями, согласуя их с текстом и музыкой.

  • Развивать умение двигаться под музыку поскоками, боковым галопом (в игре с цветными ковриками) и выразительно мягким шагом (в танце с шалями), самостоятельно менять движения в соответствии со сменой музыкальных частей; ритмично танцевать, исполняя весеннюю разминку.

  • Развивать ориентировку в пространстве: умение равномерно размещаться по залу врассыпную, двигаться змейкой, перестраиваться в круг, в три кружочка, в линию, располагаться в шахматном порядке, вставать полукругом.

  • Воспитывать любовь к традициям и обычаям национальной культуры народов России.


Ход развлечения.


Музыкальный руководитель: На ярмарку! На ярмарку! Спешите все сюда!

Эй! Не стойте у дверей, заходите поскорей!

Под музыку р.н.п. «Ой, вставала я ранёшенько» дети змейкой заходят в зал. Инсценируют вход на ярмарку, исполняя песню в обработкеТ.Ротмистровской:

  1. По дорожке, по тропиночке идём,

Разудалую мы песенку поём.

Припев: Ой, ли, да, ли, калинка моя,

Разудалую мы песенку поём.

  1. Нынче ярмарка весёлая у нас,

Приглашаем всех на ярмарку сейчас!

Припев: Ой, ли, да, ли, калинка моя,

Приглашаем всех на ярмарку сейчас!

  1. Просим в гости к нам на ярмарку друзей,

Приезжайте, приходите поскорей!

Припев: Ой, ли, да, ли, калинка моя,

Приезжайте, приходите поскорей!


Музыкальный руководитель: Вдоль улицы во конец шёл удалый молодец,
Не товар продавать, себя людям показать.

Ведущая: Да он не один пришёл. Посмотрите, сколько с ними красных девушек и удалых молодцев. А скажите-ка мне, молодцы, сколько с вами красных девушек пришло? (дети считают и дают ответ). А сколько молодцев? (дети считают и отвечают). А кого больше? (ответ детей)Ай, да молодцы!

Музыкальный руководитель: Проходите, размещайтесь, меж собой посовещайтесь.

(дети рассаживаются)

На ярмарку необычную я пригласила вас, друзья.

Денежки тут не нужны – здесь только знания важны.


Девочка встаёт, берёт коромысло с вёдрами и выходит.

Мальчик: Посылали молодицу под горушку по водицу,
А водица далеко, а ведёрко велико!

Навстречу ей идёт ещё одна девочка. Между ними происходит разговор:
─ Ульяна, Ульяна, где ты была?
─ На ярмарке!
─ А что видела?
─ Петушка в сапожках,
Курочку в серёжках,
Селезня в кафтане,
Утку в сарафане.
И корову в юбке, в тёплом полушубке!

Ведущая: Ребята, давайте поможем Ульяне посчитать, сколько всего животных она видела.

Дети считают и дают ответ.


Ведущая: Все товары на ярмарке хороши! Что угодно для души!

Вот ковёр не простой, с белой бахромой,

Соткан из цветных полосок – чисел,

Этих чисел знаем смысл.

Обращается к ребёнку:

Число разгадай – ковёр получай.

Ребёнок называет число – ведущая отдаёт ему «коврик» с составом числа 5. Детям ещё предлагаются два коврика, они разгадывают числа, например, 6 и 8. Ведущая отдаёт их. Таким образом выбираются трое детей – ведущих для игры. Остальные дети вешают на грудь карточки с разными вариантами состава этих чисел, иллюстрируемых палочками Кюизенера;по заданию ведущей находят «свой» коврик и встают в три кружочка.

Ведущая(спрашивает 3-4 детей): Почему ты встал в этот кружочек?

(дети отвечают, исправляют ошибки, если они есть)

Проводится музыкальная игра «Чей кружок скорее соберётся?»


Музыкальный руководитель: А здесь товар лучше всех: с острова Буяна золотой орех.

Разгрызть не старайся, а смотри и удивляйся:

Белка песенки поёт, да орехи всё грызёт,

А орехи не простые, музыкальные, вот какие.

Дети разбирают шумовые игрушки, сделанные из киндерсюрприза («орешки») и другие музыкальные ударные инструменты. Исполняют в оркестре р.н.п.«Во саду ли, в огороде»

Ведущая во время исполнения показывает карточки с вариантами чередования длинных и коротких звуков, дети соответственно меняют ритм.


Музыкальный руководитель: Пришла ярмарка с добром, мы сейчас для вас споём.

Мальчик: Эй, Тимоха да Демьян, Николай, Семён, Иван…
Встанем, братцы, все рядком, да частушки пропоём.

Мальчики поют частушки:

  1. Ноль на месте, на пустом ставят, как известно,

Только он при всём при том не пустое место.

Припев:

Дети (удивлённо). Ну?

Мальчики. Да!

Все дети. Вот такие вот дела!

  1. Рисовал я единицу. Получилась – ну и ну!
    Настоящая ракета для полёта на луну.

  2. Вид ее – как запятая, хвост крючком, и не секрет:

Любит всех она лентяев, а лентяи её нет.

  1. Брату скоро стукнет пять, я учу его считать.

А учится он не хочет, кувыркается, хохочет.

  1. Диво дивное, паук: восемь ног и восемь рук.
    Если надо наутёк – выручают восемь ног.


Заходит Пводырь с Медведем.

Поводырь: Расступись, народ честной,

Идёт медведюшка со мной!

Медведь кланяется.

Поводырь: Много знает он потех, будет шутка, будет смех!

Ведущая: Медведюшка, ты петь умеешь?

Медведь утвердительно кивает головой. Поводырь подаёт медведю гармошку, просит спеть да погромче. Медведь берёт гармонь, начинает играть. Поёт беззвучно, широко раскрывая рот.

Поводырь: Больно тихо ты поёшь. (К детям) А вам слышно? (нет)

Поводырь просит медведя спеть погромче. Медведь начинает громко реветь. Поводырь отступает назад, закрывая уши руками. Медведь продолжает играть и реветь, приближаясь к испуганному Поводырю, который отмахивается от него руками. Поводырь забирает гармонь. Медведь кланяется.

Поводырь: А теперь покажи-ка нам, Мишенька, как красные девицы румянятся, в зеркальце смотрятся, прихорашиваются!

Медведь садится на пенёк, смотрится, прихорашивается.

Поводырь: А как бабушка блины печь собралась, только руки обожгла?

Медведь делает, ревёт.

Поводырь: А как ребятки уму-разуму в садике учатся?

Ведущая (Даёт задание Мишке, например, такое): Выложи-ка нам, Мишенька, зеркально вот такой узор…

Показывает вариант чередования геометрических фигур, даёт Медведю отдельные фигурки для выполнения задания. Мишка выкладывает, допускает ошибки, дети исправляют.

Поводырь: Покажи всем, как Дуняша в круг заходит, лихо пляшет!

Медведь берёт шаль. Звучит музыка – он пляшет (идёт вперевалочку по кругу; неуклюже припадая на одну ногу, кружится; попеременно выбрасывает ноги вперёд; снова кружится с припаданием, но в другую сторону). С окончанием музыки садится на пол.

Поводырь: Уж Мишутка утомился! (Медведь встаёт.)

И народу поклонился! (Медведь кланяется.)


Поводырь уводит медведя, шаль оставляют на полу. Подбегает девочка, поднимает шаль, показывает:

Носят женщины, старушки,

Носят малые девчушки –

К уголочку уголок

Сложен красочный платок.

Ведущая предлагает игру с платочками: сложить разные геометрические фигуры (или по заданию). Дети разбирают платочки, выполняют задание, рассказывают, какую фигуру выложили.

Музыкальный руководитель: А теперь, девицы красные, платки разбирайте,

Хоровод свой начинайте.

Девочки (берут шали, встают полукругом у центральной стены):

- Вот шаль с каймой, бархатистой, расписной! За такую шаль – золото не жаль!

- А у меня платок – во всю голову цветок!

- А на моём платочке – мелкие цветочки!

- Тёплый полушалок – прекрасный подарок!

Девочки исполняют коми хоровод с шалями.


Далее разыгрывается палатка с календарями.

Ведущая: А вот хитрую загадку кто сумеет разгадать?

Тому сушки и баранки обещаю к чаю дать.

Ребёнок: Выросло дерево от земли до неба.
На этом дереве двенадцать сучков.
На каждом сучке по четыре гнезда.
В каждом гнезде по семь яиц.
А шестое и седьмое - красные.
(Год, месяцы, недели, дни)

- Где о них мы узнаём? (из календаря)

Показывает палатку с разными видами календарей.

- Чем похожи все календари? (все они на один год; 12 месяцев; указано число каждого дня; числа обозначены цифрами; дни недели; рабочие дни обозначены тёмным цветом, а выходные, праздничные – красным)

- Чем отличаются? (оформлением, размером, цветом, тематикой)

Предлагает игру «Когда это бывает?»

Слушаем внимательно вопрос или незаконченное предложение и отвечаем.

Вопросы:

  • Когда люди обедают? (днём)

  • Дети идут в детский сад? (утром)

  • Какой день недели мы отмечаем красным цветом? (воскресенье)

  • Среда, какой день недели по счёту? (третий)

  • Когда мы отмечаем новый год? (зимой)

  • Листочки на деревьях появляются… (весной)

Дети исполняют ритмическую композицию «Весна-красна»


Ведущая: Мы и пели, и плясали, свои знанья показали.

Вот и ярмарке конец – получите леденец!

(раздача угощения с ярмарки)

Музыкальный руководитель: Солнце в небе закатилось, наша ярмарка закрылась,

Приходите снова к нам, рады мы всегда гостям!

Под фонограмму р.н.п. «Ой, вставала я ранёшенько» дети за ведущей змейкой выходят из зала.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Фомина Оксана Анатольевна

Дата: 10.10.2017

Номер свидетельства: 431692


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства