Просмотр содержимого документа
«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ПОСРЕДСТВОМ БУМАГОПЛАСТИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
УДК 373.2
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ПОСРЕДСТВОМ БУМАГОПЛАСТИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Орловская В.П.
(СКГУ им. М. Козыбаева)
Бумагопластика – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. «Пластика» — от греч. «лепить». Бумажная пластика – лепить из бумаги. Бумажная пластика – разновидность лепки, опирающаяся на законы скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру.
В процессе кропотливой работы с бумагой формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Также развиваются творческие задатки, мелкая моторика пальцев рук. Ребенок, как личность, самоутверждается, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Тем самым у ребенка изначально закладывается успешность, которая так важна в дальнейшей жизни [1].
В дошкольном возрасте необходимо научить ребёнка верить в свои силы, быть раскрепощёнными, так как именно в дошкольном детстве у ребенка изначально закладывается успешность, которая так важна в дальнейшей жизни.
Из всех видов совместной деятельности педагога с детьми дети очень любят продуктивную деятельность, так как именно в процессе продуктивной деятельности они видят результат своего творчества. И этот результат обычно рождает у них чувство гордости за конечный результат своего труда и чувство уверенности в себе. Параллельно у них развивается ручная умелость, укрепляется мелкая моторика рук, а значит, в будущем в школе им будет легче писать.
Таким образом, одной из главных задач подготовки детей к школе педагогами и родителями является: развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста.
Мелкая моторика - это способность выполнять мелкие и точные движения и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий [2].
У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые выяснили, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. Именно для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание развитию мелкой моторики.
Для того чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной, целенаправленной, необходимо придерживаться следующих требований:
- работа должна быть систематичной и постоянной;
- работа должна соответствовать уровню общемоторного, психического развития
ребенка;
- работа должна соответствовать возрастным требованиям;
- работа должна приносить ребенку радость.
Ребёнок как личность развивается тогда, когда мы учим его, строить и рисовать, и когда читаем ему книги. Важно чтобы всё это было понятно и близко ребёнку. Много должен знать и уметь ребёнок, вступая в незнакомую, но такую притягивающую жизнь. Подготовить ребёнка к этому моменту в жизни поможет бумагопластика. Доступность бумаги как материала, простота её обработки привлекают детей. Они овладевают различными приёмами и способами действия с бумагой, такие как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание, сминание.
Бумажная пластика - изготовление объёмных поделок из бумаги. Обычно, получив бумажные полоски разной длины и ширины, дети тут же начинают их непроизвольно скручивать, свивать, переплетать, перекрещивать, соединяя одну с другой, в результате чего возникают разнообразные композиции.
Бумагопластика развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точное движение пальцев, происходит развитие глазомера. Работа с бумагой способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Работу в технике оригами и бумажной пластики лучше всего предлагать детям старшей и подготовительной групп. Для выполнения данного вида работы дети долг: уже обладать достаточным опытом: уметь вырезать, клеить, работать ножницами, закручивая края бумажных полосок для получения эффекта воздушности и т.д.
Рваная бумага - чаще всего газеты, которые ребёнок сминает, рвёт, 6poi наслаждаясь при этом производимым шумом и изменением формы бумаги, кот целиком зависит от действия его руки.
Мятая бумага - сначала желательно использовать мягкие сорта бут (папиросную, салфетки), а потом более жесткие. Дети младшего дошкольного воз сминая бумагу, создают определённые предметы.
Плетение - один из наиболее интересных видов художественного творчества [3].
Мозаика - изображение или орнамент, выполненный из отдельных, плотно пригнанных, друг к другу разноцветных кусочков. Выполнение мозаичных аппликаций требует большой точности, аккуратности. Эскизы мозаики желательно составлять со стилизованными формами, с небольшим количеством деталей.
Эскизы мозаики желательно составлять со стилизованными формами, с небольшим количеством деталей. Бумагу соответствующего тона подготавливают к наклеиванию резанием или обрывом. Каждый кусочек накладывают отдельно. Небольшую часть эскиза (на фоне) промазывают клеем и на неё накладывают заготовленные кусочки бумаги. Сделать это можно, наколов кусочки бумаги на большую иглу, или с помощью пинцета.
Обрывание - от листа бумаги отрывают кусочки небольшого размера или ппинные полоски. Затем рисуют клеем то, что хотят изобразить (малышам педагог выполняет один рисунок на всех), накладывают кусочки бумаги на клей. В результате изображение получается объемным.
Скатывание бумаги - сминают в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем выкатывают из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Тычкование - тупой конец карандаша ставится в середину квадратика, из бумаги заворачивается вращательным движением края квадрата на карандаш.
Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, опускают его в клей. Затем приклеивают квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивают карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объём пространства листа [4].
Бумагопластика имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей их творческого воображения, художественного вкуса. Она стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. Знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами, -активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка, возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словами и перевод их значения в практическую деятельность(самостоятельное выполнение действий). Оно совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
Литература:
1. Программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Біз мектепке барамыз». – Астана, 2012. – 63 с.
2. Воронина Ф. Пособия для развития мелкой моторики рук // Ребенок в дет. саду. - 2009. - № 4. - С. 19-22.
3. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. - М.: Издательство ЭКСМО, 2007, - 46 с.
4. Лыкова И.А. Аппликация и бумагопластика, 2008. – 34 с