«Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованных представлений по мотивам сказок.»
«Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованных представлений по мотивам сказок.»
В работе представлен поэтапный алгоритм организации работы над театрализованным представлением по мотивам народных сказок, даются рекомендации организации каждого этапа. Рекомендации предназначены педагогам, работающим с дошкольниками, проявив творческий подход, весь процесс можно превратить в увлекательный проект, результатом которого будет спектакль.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованных представлений по мотивам сказок.»»
«Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованных представлений по мотивам сказок.»
Методист, педагог дополнительного образования Елисеева С.Б.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодежи»
г.о.Тольятти
Одним из средств способствующих творческому развитию личности ребенка является искусство театра, которое объединяет в себе другие виды искусств. Среди различных форм организации театральной деятельности для развития художественно-творческих способностей дошкольников - это организация театрализованных представлений. Театрализованные представления несут в себе функцию развивающего воздействия и активизацию художественно-творческой деятельности. Кроме этого участие детей в подготовке театрализованных представлений решает многие задачи эстетического, духовно- нравственного, патриотического воспитания.
Основным материалом театрализованных представлений для дошкольников является народная сказка. Ее популярность заключается в ее универсальности. Во-первых, народная сказка доступна дошкольнику для понимания: незамысловатый сюжет, узнаваемые персонажи и их характеры, место действия, во-вторых, сказки придуманы обо всём, что известно человеку и даже неизвестно, а это способствует мыслительной деятельности, развитию эмоциональной сферы. Основа всех сказок –вымысел, для ребенка это значит, что можно реализовать свою фантазию и воображение, свое отношение к персонажу и происходящему в сказке. Получив роль одного из персонажей, начинается работа, которая способствует развитию памяти, воображения, фантазии, речи. Ребенок включается в общий процесс творчества - начинается процесс социализации, устанавливаться связь с миром людей, миром предметов и природы. Через участие в разыгрывании, ребенок познает мир, проявляет себя, познает традиции народа, его самобытность и устои. Сказка основной и любимый жанр детей, приобщает к национальной культуре, красоте и добру, неповторимости родной культуры, природы, приобщает к участию в ее сохранении и приумножении. Дошкольники очень любят сказки и готовы их разыгрывать.
Процесс создания театрализованного представления по сказке трудоемкий, требует большого терпения и кропотливой работы со стороны педагога или руководителя. Несмотря на это можно выделить несколько этапов, следуя которым процесс подготовки можно сделать творческим, радостным и увлекательным.
1 этап: Чтение сказки. Выбор сказки.
Этот этап очень важен. Выбор сказки должен происходить совместно с детьми, от этого зависит интерес, увлеченность и исполнительность при работе над постановкой. Дошкольник слушатель особенный, выбор может происходить больше на эмоциональном, чем рациональном уровне. Задача педагога убедить детей в целесообразности постановки именно выбранной педагогом сказки. Большую роль сыграет при этом манера чтения педагога, мимика, которую использует педагог, интонацию, эмоции. Это помогает детям понять сказку, сформировать свое отношение.
2 этап: Первые впечатления.
Важным этапом в подготовке театрализованного представления является фиксирование первых впечатлений от прочитанной сказки. Это позволяет детям еще раз пережить события сказки, утвердить свое отношение к персонажам. Детям предлагается нарисовать персонажей или сцены из сказки, прокомментировать почему именно это изобразил ребенок. Если дети старшего дошкольного возраста можно предложить сделать поделку по мотивам сказки. По итогам этой работы можно провести выставку.
3 этап: «Сказка ложь, да в ней намек»
«Сказка ложь, да в ней намек», так можно назвать этот этап работы над театрализованным представлением. Прежде чем начинать репетиционную работу, с детьми необходимо пересказать сюжет сказки до самых мелких подробностей, разобраться в событиях, которые происходят в сказке, разобрать поступки и поведение персонажей, а главное выяснить, чему учит сказка.
4 этап. Распределение ролей.
На первый взгляд это незначительный момент в работе над постановкой. На самом деле распределение ролей очень важный этап. Это психологический настрой на работу. Дошкольники отрицательно относятся к «отрицательным» героям сказки и отказываются от исполнения этих ролей. Роль педагога терпеливо и корректно убедить ребенка исполнять ту или иную роль. Разобрав персонажей по характерам, детям дается возможность попробовать себя в той или иной роли. В процессе исполнения ребенок сам себя оценивает, можно предложить оценить исполнение другими детьми. Можно устроить конкурс на исполнение роли. Совместным выбором определяется актерский состав.
5 этап. Работа над персонажами.
Работа над персонажами сказки, самый трудоемкий этап. В процессе работы необходимо опираться на воображение и фантазию детей, на его память и опыт ребенка. Педагог должен стараться не показывать поведение персонажа, а давать возможность делать это ребенку, помогать узнать, понять, как это надо сделать, показать взаимосвязь поведения от события, характера персонажа, просить рассказывать ребенка, что он понял или что хочет сделать. Если этого недостаточно для работы, необходимо организовать обучающие занятия: проводить с детьми упражнения, игры, тренинг развивающие эти психофизические процессы.
6 этап. Репетиции в сценическом пространстве.
На этом этапе создается сценическое пространство (определяется место действия, оформление, декорации). Дети учатся ориентироваться в этом сценическом пространстве, определять стороны, двигаться назад, вперед, по диагонали, находить центр. Учатся взаимодействовать с партнером в пространстве, а также работать с реквизитом или аксессуарами. Кроме этого этот этап включает в себя подготовку декораций, реквизита, Очень важно для развития творческих способностей детей, и не только тех которые принимают участие в представлении, привлекать их к изготовлению декораций или реквизита.
7 этап. Знакомство с музыкальным оформлением представления.
Детям предлагается послушать несколько музыкальных отрывков различных по характеру, стилю, жанру и определить, какие из них подойдут для представления, предложить обосновать почему именно эти отрывки подойдут к представлению. Если сказка народная, дети знакомятся с народной музыкой, ее самобытностью и красотой, приобщаются к народным истокам и национальной культуре. На этом этапе хорошо совместно с детьми придумать или разучить движения персонажей под музыку или общий танец, если позволяет режиссерская задумка.
8 этап. Генеральная репетиция.
На генеральной репетиции обязательно должен быть зритель. Это должны быть незнакомые детям взрослые ( 2-3 человека) или дети.
9 этап. Подготовка к премьере.
Разработка и изготовление афиши, пригласительных. К этой работе можно привлечь детей, устроить выставку, голосование.
10 этап. Премьера.
Показ спектакля позволяет детям реализовать себя в своем собственном начинании, заявить о себе, поверить в свои силы и умения, ощутить радость от своего творчества, ответственность за общее дело.
Как бы не сложился весь творческий процесс подготовки театрализованного представления, как не прошла премьера, вся работа позволяет сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества.
Перед педагогом стоит задача средствами театрализованного представления создать условия для развития способностей к свободному творческому восприятию окружающего мира.