kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие гражданской компетентности детей 5 – 6 лет через реализацию проекта «Улица, где я живу»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи данного проекта :

  • Показать, что родной город славен своими традициями, историей,достопремечательностями.
  • Знать историческое название улицы.
  • Знать адрес,где живёшь.
  • Привлечь родителей к созданию данного проекта.
  • Повысить компетентностьродителей в вопросах гражданского воспитания детей дошкольного возраста.
  • Учить составлять небольшой рассказ по данному образцу.
  • Приобщать детей к культурному наследию праздникам, традициям родного города.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие гражданской компетентности детей 5 – 6 лет через реализацию проекта «Улица, где я живу» »





Развитие гражданской компетентности детей 5 – 6 лет через реализацию проекта «Улица, где я живу»

В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека – гражданина. Принципы государственной политики в области образования, провозгласившие гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, обеспечивающие защиту и развитие ребенка системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей определены Законом РФ «Об образовании» «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года», государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы». В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «…система образования призвана обеспечить…воспитание патриотов России». Осуществление гражданского воспитания является актуальной проблемой современного российского образования и одним из новых подходов к проблеме формирования у детей созидательного отношения к общечеловеческим ценностям в современных условиях.
Что же такое «гражданское воспитание»? Это целостный педагогический процесс, результатом которого является определенный уровень гражданственности как интегративного личностного образования, включающего ряд компонентов: патриотизм, толерантность, правовая воспитанность.
Патриотизм рассматривается как любовь и преданность своей Родине, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства, как одно из наиболее значимых социальных чувств, венчающих лучшие качества человеческого характера.
Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Существенную роль в становлении современных концепций гражданского воспитания имеют работы, представленные в теориях социального развития (Д.И.Фельдштейн, С.А.Козловой, Л.В.Коломийченко); рассматривающие деятельностный подход к становлению гражданственности (В.И.Кожокарь, Н.И.Шевченко). Особое место в данных исследованиях занимают работы, связанные с изучением механизмов становления гражданственности (В.Г.Ронкин, Н.И.Судаков); изучению возрастных особенностей становления гражданственности и специфики организации педагогического процесса по ее формированию в различные возрастные периоды (С.А.Козловой, Е.Н.Радиной, Э,К.Сусловой).
Разделяя теории Л.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Д.И.Фельдштейна об универсальности деятельности как способа реализации социального бытия и человеческого отношения к действительности, я считаю, что становление гражданственности как личностного образования возможно только через активную деятельность ребенка.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Исходя из этого, работа по патриотическому воспитанию включает целый комплекс задач:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
    воспитание уважения к труду;

  • развитие интереса к местным традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека;

  • расширение представлений о городах России;

  • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
    Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
    Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально – действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Практика показывает, что начиная с дошкольного возраста, дети испытывают дефицит знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.

В то же время для воспитания у ребёнка интереса и любви к родному краю немалое значение имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, и только потом - со страной, её столицей и государственными символами. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край (историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми).

Планирование данной работы наиболее целесообразно начинать в определённой последовательности по следующим темам: «Моя улица», «Мой город», «Мой край», «Моя страна».

Необходимо обратить внимание на объекты, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека, памятники и исторические места и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что всё это создано для удобства людей. Старший дошкольник должен знать название своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Он усваивает, что у каждого человека есть родной дом, улица и город, где он родился и живёт. Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их улица – часть города: здесь трудятся люди для всех (учителя учат детей, врачи лечат больных и т.д.), люди берегут и охраняют природу, соблюдают чистоту своей улицы, на одной улице живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу.

Цель проекта: воспитание у детей интереса, чувства сопричастности и любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.

Срок реализации: 2 недели (в рамках празднования «Дня города»).

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?

детей 5-6 лет можно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Задачи проекта

  • Показать детям, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

  • Знать историческое название улицы

  • Знать адрес, где живешь

  • Привлечь родителей к созданию данного проекта

  • Повысить компетентность родителей в вопросах гражданского воспитания детей дошкольного возраста

  • Учить составлять небольшой рассказ по заданному образцу

  • Приобщать детей к культурному наследию, праздникам, традициям родного города

  • Организация творческой продуктивной деятельности, в которой ребёнок проявляет самостоятельность, инициативу.

  • Формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа.

  • Воспитание любви, уважения, понимания своей роли, как жителя города (горожанин, ревдинец).

  • Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего родного города: развитие исследовательских навыков, умения самостоятельно изучать, анализировать, обобщать, делать выводы,.

  • Воспитывать нравственно – патриотические качества: гуманизм, гордость и желание сохранить и приумножать достояние своего родного края

Содержание проекта: тематические занятия, беседы, индивидуальные задания, игры – путешествия («мой город в прошлом»), игры – загадки (угадай, где это? ). История названия улицы, достопримечательности. Презентация детьми выполненных работ. Итоги работы над темой, объединяющей знания детей представлены в совместной работе детей и родителей над созданием альбома (фотографии, рисунки, текст) «Улица, где я живу».

При взаимодействии с детьми в ходе реализации проекта использовали следующие виды деятельности:
Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.

Изобразительная - позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
Конструктивная – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс гражданского воспитания дошкольников.



Литература:

«Наследие» М.Ю.Новицкой

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой

Альбом «Город который может…»

Курочкин « Ревда»

Ривина Е.К. Российская символика: Методическое пособие к иллюстративно – дидактическому материалу для дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2004. – 72 с.

Вересов Н.Н. Мы – земляне // До школьное воспитание. – 1994. – № 12. – С. 24 – 25.

Воспитание нравственных чувство у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989. – 95 с.

Козлова С.А. Я – человек: Программа приобщения ребёнка к социальному миру. – М.: Владос, 2001. – 94 с.

Региональная комплексная программа «Я и моя Родина». Концептуальные основы программы ТО Духовное наследие, 2007 г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шушпанова Елена Викторовна

Дата: 04.12.2014

Номер свидетельства: 139265

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Краеведческий проект для детей старшего дошкольного возраста на тему «Я и моя Родина»"
    ["seo_title"] => string(80) "kraieviedchieskii_proiekt_dlia_dietiei_starshiegho_doshkol_nogho_vozrasta_na_tie"
    ["file_id"] => string(6) "450645"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1516204702"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства