Просмотр содержимого документа
«Развитие гражданской компетентности детей 5 – 6 лет через реализацию проекта «Улица, где я живу» »
Развитие гражданской компетентности детей 5 – 6 лет через реализацию проекта «Улица, где я живу»
В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека – гражданина. Принципы государственной политики в области образования, провозгласившие гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, обеспечивающие защиту и развитие ребенка системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей определены Законом РФ «Об образовании» «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года», государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы». В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «…система образования призвана обеспечить…воспитание патриотов России». Осуществление гражданского воспитания является актуальной проблемой современного российского образования и одним из новых подходов к проблеме формирования у детей созидательного отношения к общечеловеческим ценностям в современных условиях. Что же такое «гражданское воспитание»? Это целостный педагогический процесс, результатом которого является определенный уровень гражданственности как интегративного личностного образования, включающего ряд компонентов: патриотизм, толерантность, правовая воспитанность. Патриотизм рассматривается как любовь и преданность своей Родине, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства, как одно из наиболее значимых социальных чувств, венчающих лучшие качества человеческого характера. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Существенную роль в становлении современных концепций гражданского воспитания имеют работы, представленные в теориях социального развития (Д.И.Фельдштейн, С.А.Козловой, Л.В.Коломийченко); рассматривающие деятельностный подход к становлению гражданственности (В.И.Кожокарь, Н.И.Шевченко). Особое место в данных исследованиях занимают работы, связанные с изучением механизмов становления гражданственности (В.Г.Ронкин, Н.И.Судаков); изучению возрастных особенностей становления гражданственности и специфики организации педагогического процесса по ее формированию в различные возрастные периоды (С.А.Козловой, Е.Н.Радиной, Э,К.Сусловой). Разделяя теории Л.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Д.И.Фельдштейна об универсальности деятельности как способа реализации социального бытия и человеческого отношения к действительности, я считаю, что становление гражданственности как личностного образования возможно только через активную деятельность ребенка. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Исходя из этого, работа по патриотическому воспитанию включает целый комплекс задач:
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду;
развитие интереса к местным традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека;
расширение представлений о городах России;
знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.
Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально – действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Практика показывает, что начиная с дошкольного возраста, дети испытывают дефицит знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.
В то же время для воспитания у ребёнка интереса и любви к родному краю немалое значение имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, и только потом - со страной, её столицей и государственными символами. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край (историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми).
Планирование данной работы наиболее целесообразно начинать в определённой последовательности по следующим темам: «Моя улица», «Мой город», «Мой край», «Моя страна».
Необходимо обратить внимание на объекты, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека, памятники и исторические места и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что всё это создано для удобства людей. Старший дошкольник должен знать название своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Он усваивает, что у каждого человека есть родной дом, улица и город, где он родился и живёт. Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их улица – часть города: здесь трудятся люди для всех (учителя учат детей, врачи лечат больных и т.д.), люди берегут и охраняют природу, соблюдают чистоту своей улицы, на одной улице живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу.
Цель проекта: воспитание у детей интереса, чувства сопричастности и любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
Срок реализации: 2 недели (в рамках празднования «Дня города»).
Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?
детей 5-6 лет можно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
Задачи проекта
Показать детям, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Знать историческое название улицы
Знать адрес, где живешь
Привлечь родителей к созданию данного проекта
Повысить компетентность родителей в вопросах гражданского воспитания детей дошкольного возраста
Учить составлять небольшой рассказ по заданному образцу
Приобщать детей к культурному наследию, праздникам, традициям родного города
Организация творческой продуктивной деятельности, в которой ребёнок проявляет самостоятельность, инициативу.
Формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа.
Воспитание любви, уважения, понимания своей роли, как жителя города (горожанин, ревдинец).
Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего родного города: развитие исследовательских навыков, умения самостоятельно изучать, анализировать, обобщать, делать выводы,.
Воспитывать нравственно – патриотические качества: гуманизм, гордость и желание сохранить и приумножать достояние своего родного края
Содержание проекта: тематические занятия, беседы, индивидуальные задания, игры – путешествия («мой город в прошлом»), игры – загадки (угадай, где это? ). История названия улицы, достопримечательности. Презентация детьми выполненных работ. Итоги работы над темой, объединяющей знания детей представлены в совместной работе детей и родителей над созданием альбома (фотографии, рисунки, текст) «Улица, где я живу».
При взаимодействии с детьми в ходе реализации проекта использовали следующие виды деятельности: Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат. Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.
Изобразительная - позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие. Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире. Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства. Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке. Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности. Конструктивная – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением. Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс гражданского воспитания дошкольников.
Литература:
«Наследие» М.Ю.Новицкой
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой
Альбом «Город который может…»
Курочкин « Ревда»
Ривина Е.К. Российская символика: Методическое пособие к иллюстративно – дидактическому материалу для дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2004. – 72 с.
Вересов Н.Н. Мы – земляне // До школьное воспитание. – 1994. – № 12. – С. 24 – 25.
Воспитание нравственных чувство у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989. – 95 с.
Козлова С.А. Я – человек: Программа приобщения ребёнка к социальному миру. – М.: Владос, 2001. – 94 с.
Региональная комплексная программа «Я и моя Родина». Концептуальные основы программы ТО Духовное наследие, 2007 г.
object(ArrayObject)#862 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(158) "Краеведческий проект для детей старшего дошкольного возраста на тему «Я и моя Родина»"
["seo_title"] => string(80) "kraieviedchieskii_proiekt_dlia_dietiei_starshiegho_doshkol_nogho_vozrasta_na_tie"
["file_id"] => string(6) "450645"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1516204702"
}
}