Развитие зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Развитие зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Содержание – чемодан-контейнер, 20 шнурков 5 цветов, стилус (4 шт.), основа для вышивки, буклет с образцами.
Цель игры – развитие зрительно-моторной координации; развитие ориентировки на микропространстве; активизация фиксации взора; развитие мыслительных процессов.
Ход игры – поместить шнурок в стилус; опустить стилус в отверстие и вытащить, таким образом, осуществляется стежок. Можно делать объемные и плоские стежки; вышивать вверх, вниз, по диагонали.
Вариант игры №1 (не прилагается в буклете с образцами). Цель игры – закрепить умение ориентироваться на микропространстве; закрепить знания детей о геометрических фигурах и об основных цветах. Инструкция (пример) – «В верхнем правом углу – красный квадрат; в нижнем левом углу – зеленый треугольник и т.д.».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста с нарушением зрения»
В нашем детском саду работают две группы для детей с нарушением зрения. Одним из направлений коррекционной работы является развитие зрительно-моторной координации.
Зрительно-моторная координация – это согласованность движений и их элементов в результат совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов.
Исследования зрительно-моторной координации, которыми занимались такие ученые, как Т.А. Круглова, О.И. Крушельницкая, Л.И. Моргайлик, Л.И. Плаксина указывают на важность изучения и развития данного процесса у детей с нарушением зрения, так как двигательная деятельность, обусловленная скоординированной работой мелких мышц руки (пальцев, кисти) и глаза, помогает ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, самостоятельно обслуживать себя, выражать себя через предметно-практическую деятельность. Кроме этого правильное развитие скоординированной деятельности рук и глаз ведет к полноценному обучению навыкам письма, что является важным условием подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе.
Психическое развитие детей с нарушением зрения проходит те же стадии, подчинено тем же закономерностям, что и у нормально видящих детей, но имеет характерные особенности, представляющие собой категорию психофизических нарушений. Данные отклонения проявляются в ограничении или отсутствии зрительного восприятия, в своеобразии способов предметно-практической деятельности, в особенностях развития эмоционально-волевой сферы и социальной коммуникации, а также в формировании искаженных представлений и понятий об окружающем мире, отставании развития двигательной активности, нарушении ориентации в пространстве и зрительно-моторной координации.
Чтобы процесс развития зрительно-моторной координации был интересным и увлекательным для детей, я использую современные дидактические игры. Так как рынок готовых дидактических игр не решает задач по развитию зрительно-моторной координации, то возникла необходимость адаптировать популярные игры.
Игра «Ровные стежки» (вышивка без иголки)
Содержание – чемодан-контейнер, 20 шнурков 5 цветов, стилус (4 шт.), основа для вышивки, буклет с образцами.
Цель игры – развитие зрительно-моторной координации; развитие ориентировки на микропространстве; активизация фиксации взора; развитие мыслительных процессов.
Ход игры – поместить шнурок в стилус; опустить стилус в отверстие и вытащить, таким образом, осуществляется стежок. Можно делать объемные и плоские стежки; вышивать вверх, вниз, по диагонали.
Вариант игры №1 (не прилагается в буклете с образцами). Цель игры – закрепить умение ориентироваться на микропространстве; закрепить знания детей о геометрических фигурах и об основных цветах. Инструкция (пример) – «В верхнем правом углу – красный квадрат; в нижнем левом углу – зеленый треугольник и т.д.».
Вариант игры №2 (не прилагается в буклете с образцами). Цель игры - автоматизация звука в слогах, в словах. Ход игры – автоматизируя какой-либо звук, ребенок совершает стежок равный одному отверстию. Вариант игры №3 (не прилагается в буклете с образцами). Цель игры – закрепить умение ребенка делить слово на слоги. Ход игры – взрослый произносит слово, ребенок совершает такое количество стежков, сколько слогов в слове.
Игра-головоломка «Зайцы и лисы»
Цель игры – развитие мышления, зрительно-моторной координации, прослеживающей функции глаз.
Содержание игры – панно-лужайка с отверстиями; лиса (2 шт.), гриб мухомор (3 шт.), заяц (3 шт.), буклет с вариантами расстановки и с ответами.
Ход игры – взрослый расставляет игрушки в соответствии с буклетом. Ребенку необходимо «спасти» зайца от голодной лисы, спрятать его в норку.
Вариант №1 (не представлен изготовителем). Цель игры – развитие зрительно-моторной координации, мыслительных процессов, ориентировки на микропространстве. Ход игры – взрослый расставляет грибы, лису и зайцев. Ребенок описывает пространственное расположение объектов (например: «Лиса находится в левом верхнем углу; ниже лисы находится гриб; справа от гриба находится белый заяц»).
Вариант №2 (не представлен изготовителем). Цель игры – развитие зрительно-моторной координации, мыслительных процессов, памяти. Ход игры – взрослый расставляет грибы, лису и зайцев. Ребенок рассматривает и запоминает расположение объектов и закрывает глаза. Взрослый меняет расположение объектов; затем просит ребенка открыть глаза и исправить «ошибку».
Вариант №3 (не представлении изготовителем). Цель игры – развитие мыслительных процессов, зрительно-моторной координации; развитие ориентировки на микропространстве. Ход игры – взрослый показывает схему расположения объектов на полянке. Ребенок расставляет игрушки в соответствии со схемой.
Магнитный планшет для рисования.
Цель игры – укрепление тонуса мышц рук; развитие зрительно-моторной координации, мышления.
Содержание игры – круглый магнитный планшет, ручка с магнитным наконечником, 5 карточек, картонная коробка.
Ход игры – взрослый предлагает ребенку карточку с изображением (яблоко, бабочка, домик, рыбка, елка); ребенок подносит ручку с магнитным наконечником к ячейке и она притягивает шарик-магнит; так заполняются нужные ячейки.
Вариант игры №1 (не представлен изготовителем). Цель игры – развивать тактильную чувствительность. Ход игры – взрослый заранее создает рисунок на планшете; ребенок с закрытыми глазами, на ощупь узнает, что изобразил взрослый.
Вариант игры №2 (не представлен изготовителем). Цель игры – закрепить счет. Ход игры – взрослый заранее создает ряд из нужного количества заполненных ячеек; ребенок с закрытыми глазами считает количество заполненных ячеек.
Вариант игры №3 (не представлен изготовителем). Цель игры – развивать слуховое внимание; тренировать в простых арифметических действиях (на слух). Ход игры – взрослый вместе с ребенком создает ряд из определенного количества заполненных ячеек. Затем ребенок закрывает глаза, взрослый нажатием пальца прячет магнит в ячейке, тем самым уменьшая количество заполненных ячеек. Ребенку необходимо на слух (с закрытыми глазами), определить количество совершенных взрослым нажатий на магниты.
Вариант игры №2 (не представлен изготовителем). Цель игры - автоматизация звука в слогах. Ход игры – автоматизируя какой-либо звук, ребенок подносит ручку с магнитным наконечником к ячейке, таким образом, сколько раз произнес ребенок звук (слог или слово с заданным звуком), столько магнитных шариков он притянет.