Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей детей при помощи экспериментальной работы с шумовыми инструментами»
Развитие творческих способностей детей при помощи экспериментальной работы с шумовыми инструментами
Возякова Ольга Юрьевна,
музыкальный руководитель 1 квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №61» г. Чебоксары
Чувашской Республики
Музыка - особый вид искусства. Чем раньше произойдет с ней сближение, тем более глубоко можно ее для себя открыть. Один из популярных видов музыкальной деятельности в детском саду – это игра на музыкальных инструментах. Это самая доступная форма общения ребенка с музыкой. Именно здесь проявляется богатое воображение, стремление к самовыражению, способность перевоплощаться и создавать новый образ. Большие возможности открываются у детей, вовлеченных с раннего возраста в групповые формы музицирования, в частности, детский оркестр. Особенно интересным является оркестр из самодельных музыкальных инструментов. Ведь именно самодельные инструментыбудят творческую мысль, помогают детям понять, откуда берутся звуки.
В дошкольном учреждении № 61 г. Чебоксары музыкальный руководитель Возякова Ольга Юрьевна в своей педагогической практике использует опытно- экспериментальную деятельность. Опыт показывает, что это отличное средство для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний и умения владеть этими знаниями. Благодаря познавательному интересу воспитанников практическая деятельность становится более увлекательной.
Во время музыкальной и игровой деятельности ребята используют готовые шумовые инструменты. Нехватка каких-либо инструментов затрудняет образовательный процесс.
Развитие интереса и творчества к созданию самодельных шумовых инструментов - проблема, которую необходимо время от времени решать. В рамках реализации проекта «Развитие творческих способностей детей с помощью обучения игре на детских музыкальных инструментах» музыкальный руководитель проводит консультации с воспитателями и родителями по созданию инструментов-шумелок из бросового материала. Проведение мастер-классов для педагогов и детей – неотъемлемая творческая составляющая реализации проекта. На занятиях – экспериментах ребята знакомятся с шуршащими, деревянными, металлическими звуками. Участники процесса с удовольствием с ними экспериментируют, наполняя емкости манкой, гречкой, рисом, бумагой, шариками и др.
В результате проведения опытно-экспериментальной деятельности ребята самостоятельно или при помощи взрослых создают инструменты-шумелки.: шум дождя, погремушки, маракасы, трещотки, гремелки, барабаны и др. Когда инструменты готовы, музыкальный руководитель с воспитанниками разучивает музыкальные номера, которые потом выносятся на праздничные и конкурсные мероприятия. Перед родителями ребята выступают с оркестровыми номерами. Помимо этого в музыкальном зале устраивается выставка самодельных шумовых инструментов. Активным участникам опытно-экспериментальной деятельности вручаются благодарности от дошкольного учреждения.
Подводя итог, можно выделить следующие положительные стороны опытно- экспериментальной работы музыкального руководителя с детьми. У воспитанников формируется заинтересованное отношение к опытно-экспериментальной деятельности. Развивается познавательная активность в процессе анализа различных звуков; дошкольники приобщаются к элементарному музицированию на шумовых инструментах. Повышается уровень профессиональной компетентности педагогов в области опытно – экспериментальной деятельности по музыкально-эстетическому воспитанию. Укрепляются отношения с родителями, как с участниками совместной деятельности. Проявляется творческая индивидуальность каждого участника процесса.
Изготовление шумовых инструментов – это очень интересная работа, которая приносит удовольствие всем участникам процесса. В процессе опытно-экспериментальной работы развиваются творческие способности воспитанников. Наблюдается повышение интереса детей к игре на шумовых и музыкальных инструментах, развиваются навыки общения в коллективе, расширяются знания детей о мире звуков и музыкальных инструментах.
Литература:
Алексеева Л. Н. Страна чудес. Музыка / Алексеева Л. Н, Тютюнникова Т. Э. - М., 1998.- 236 с.
Девятова Т. Н. Звук – волшебник / Т. Н. Девятова М. – М., 2006. – 117 с.
Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /. Дыбина О. В, Рахманова Н. П., Щетинина В. В. - М., 2001.- 362 c.
Презентация «Самодельные шумовые инструменты» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/samodelnye-shumovye-instrumenty.html
Тютюнникова Т. Э. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Выпуск 1. Игры звуками / Т. Э Тютюнникова. - С.- Пб., 2003. – 94 с.
Юдина Е. Азбука музыкально-творческого саморазвития /. Е. Юдина. – М.,Виконт,1994. – 74 с.