Просмотр содержимого документа
«Развитие творческий способностей детей в процессе приобщения их к кубанским традициям, культурно - историческим ценностям.»
Если есть на свете рай, то это - Краснодарский край. Такие слова звучат из телевизоров и интернета. И в наш регион стремятся переехать люди со всей нашей огромной страны. И это действительно так, моря, реки и горы - всем этим богата наша Кубань. А еще она богата своими традициями и историей. И связана эта история очень тесно именно с казаками. А кто же такие казаки? Об этом было решено поведать не только нашим воспитанникам, но и их родителям.
Воспитанники моей группы - старшие дошкольники, они обладают определенными знаниями, я поддержала их интересы, связанные не только с настоящим, но и с прошлым малой Родины.
Мною была проведена предварительная работа с детьми и родителями, а именно опрос на тему "Кто такие казаки?" и анкетирование родителей на тему "Знакомы ли вы с историей казачества и бытом казаков?" Дети проявили живой интерес к моим воросам, У детей мне удалось пробудить стремление больше узнать о своем родном крае, о его историческом прошлом. После обработки полученной информации и выявления проблемы было проведено изучение методической литературы, разработка плана совместных мероприятий, проведен подбор наглядного и игрового материала
Как показывает мой опыт, метод проекта, наиболее эффективен в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю. Поэтому мной был разработан - информационно-творческий проект «Жизнь, традиции и обряды, кубанских казаков»
Цель проекта: создание у детей представления о фольклоре и традиционной культуре кубанского казачества, как целостной многофункциональной системе жизнеобеспечения народа. Задачи проекта: - знакомство дошкольников с историческим прошлым своего народа, - воспитание их в лучших традициях уважения и любви к предкам и родному краю; - обращение детей к традициям кубанского казачества для глубокого осознания дошкольником сопричастности с родной землей.
- Приобщение семей к совместному полезному время препровождению ( лепка овощей для казачьего подворья, изготовление фигурок, вязание подсолнухов и овощей для этого же подворья).
Тип проекта: информационно-творческий проект
Участники проекта: дети группы, воспитатели, муз.руководитель, родители, сотрудники историко-краеведческого музея им. М.М.Постернак, учитель кубановедения СОШ №1 Закоморная Татьяна Николаевна, коллекционер- станичник Литвиненко Анатолий Николаевич, священник храма Покрова Пресвятой Богородицы, казак – наставник Лещина, преподаватель изобразительного искусства художественной школы.
Продолжительность проекта: долгосрочный (с 01.09.2022 г. по 20.05.2023 г.)
Проект включал в себя следующие этапы:
I этап. Подготовительный: В течение трех недель 1. Составление анкет -Анкетирование 2. Составление плана - Внесение идей и предложений. 3.Сбор необходимого инвентаря, фотоматериалов 4.Разработка авторских мероприятий, мультимедийных презентаций
II этап. Основной включал в себя:
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать – это популярное выражение, означающее, что увиденное воспринимается лучше, чем услышанное. Поэтому я совместно с родителями разработала цикл познавательных экскурсий. После каждой экскурсии дети отражали свои впечатления в рисунках, аппликациях, лепке. Все работы были представлены на тематических выставках в группе и еще долго напоминали детям о наших путешествиях.
Провела цикл занятий и бесед с детьми по теме проекта: «Знакомство с предметами быта», «Воспитание детей в казачьих семьях», «Старину мы уважаем, старину мы бережем!». Обратила внимание детей на то, что в каждой Кубанской хате был «Красный угол» в котором весела икона .
Поэтому мы с детьми и родителями посетили храм Покрова Пресвятой Богородицы. Священник рассказал детям, что православие для казаков является не просто верой в бога или в Церковь это фундамент всей казачьей жизни. С Церковью у каждого казака было связано рождение , крещение, венчание, погребение, в общем весь жизненный цикл. После этой экскурсии дети и родители долго были под впечатлением увиденного и услышанного. Свои впечатления дети отразили в рисунках.
Творчество всегда занимало важное место в жизни казачки. Поэтому родители принесли в группу вышитые рушники и скатерти. Я рассказала детям , что рушник играл большую роль в жизни людей, ни один обряд – ритуал не обходился без него. В поте лица люди добывали хлеб, а когда он появлялся на столе. Его клали на святыню на рушник. С детьми рассмотрели каким орнаментом вышивали рушники, дети применили свои знания при рисовании кубанского узора на рушниках.
Особенно много впечатлений ребята получили от посещения историко-краеведческого музея имени М.М. Постернак, от общения с сотрудниками музея, которые рассказали много интересных фактов о жизни казаков. Дети смогли увидеть и потрогать казачью утварь, в группе дети с большим интересом рисовали глиняный глэчик, макитру, кувшин.
Для того чтобы увидеть самое главное украшение кубанского стола – старинный самовар, мы с детьми отправились в детскую художественную школу. Работники художественной школы показали множество старинных экспонатов. Мы с детьми увидели, как рождается рисунок( самовар) из под кисти маленьких художников. Дети придя в детский сад делились впечатлениями совместно рисуя самовар.
В нашей казачьей станицы Старощербиновской живет коллекционер Литвиненко Анатолий Николаевич – один из лучших знатоков русских самоваров. В его частной коллекции около 50 дровяных и электрических самоваров, множество подстаканников и принадлежностей к самоварам. Такая коллекция мечта любого музея. По приглашению коллекционера мы с детьми посетили его частную коллекцию. Анатолий Николаевич с удовольствием рассказывал много интересных историй, связанных с самоварами и правилами их разжигания. Дети были в восторге от увиденного и услышанного. В группе мы устроили посиделки у самовара, пили чай из настоящего самовара, пели частушки.
Наш детский сад посетил казак – наставник Лещина Александр Сергеевич, он рассказал и показал детям казачий мужской костюм, дал представления детям об истории возникновения лампасов. Разрешил подержать, примерять кубанку. Дети с большим удовольствием в группе рисовали костюмы кубанских казаков.
Для того чтобы узнать, как и из каких местных природных материалов казаки строили себе жилье, мы с детьми отправились на экскурсию в СОШ № 1 им. Ляпидевского. Учитель кубановедения Закаморная Татьяна Николаевна рассказала и показала из чего строили казаки традиционное жилище – курень, почему поднимали над землей на высоком фундаменте, почему стены мазали глиной, а крыши укрывали соломой и камышом. В группе мы с детьми изготовили макет куреня для обыгрывания.
Совместно с музыкальным руководителем Надымовой Марией Юрьевной мы провели групповой «Фестиваль казачьей песни», на котором ребята с удовольствием поиграли в кубанские игры: «Достань платок», «Ручеек», «Подсолнухи», пели душевные кубанские песни и частушки. Дети в группе продолжили играть в театрализованные игры, придумывая сюжет казачьих традиций, пели песни и частушки.
Я вовлекла родителей в реализацию проекта. Многие родители открыли в себе талант о котором даже не подозревали.
В нашей группе есть бабушка которая вместе со своей внучкой сшила и расшила рубашку и фартук для казачки. Так у нас в группе появилась казачья одежда , а дети с большим удовольствием играют в сюжетно – ролевые игры . Такие как «Гостеприимная казачка», «Казак на посту».
-Для того чтобы закрепить знания детей о том что выращивали казаки на своих огородах, родители связали мини огород для группы. Но самое главное то, что эти игрушки сделаны руками родителей и детей, с большой любовью.
- Ира вместе с мамой , сшили куклы в казачьем костюме.
- Милана с мамой связали подсолнухи для украшения плетени.
-Папы с мальчиками выпиливали фигурки казаков и казачек для театрализованных игр.
III этап. Заключительный этап
Изготовление макета «Казачье подворье».
Игры с макетом «Казачье подворье» особенно полюбились ребятам, познакомили их с особенностями устройства казачьего двора (крыша покрыта камышом, есть печь-горнушка, люлька с младенцем, изгородь, плетенная из лозы; фигуры казака и казачки. Но более ценно то, что все элементы Кубанского подворья сделаны руками детей при поддержке родителей. Наш макет принимал участие в конкурсе макетов в ДОУ и занял призовое место.
Я убеждена, что осуществленный мною и детьми, при поддержке родителей информационно-творческий проект «Жизнь, традиции и обряды, кубанских казаков» был запоминающимся для всех участников, принес много ярких событий в их жизнь. Что немаловажно, у детей повысился уровень знаний об истории нашей малой Родины. Дети получили представления о кубанских традициях, обычаях и старинном казачьем быте.