kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие тактильного восприятия у детей с ОНР с использованием нетрадиционных методов и приемов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие тактильного восприятия у детей с ОНР. Нетрадиционные методы и приемы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие тактильного восприятия у детей с ОНР с использованием нетрадиционных методов и приемов»

Развитие тактильного восприятия у детей с ОНР с использованием нетрадиционных методов и приёмов


В.А.Сухомлинский писал: «Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев… Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Учеными было отмечено, что систематическая работа по развитию тактильного восприятия, тренировке движений пальцев оказывает стимулирующее влияние на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается мышление, внимание, память, слух, зрение.

Общее недоразвитие речи у детей характеризуется нарушением всех компонен­тов речевой системы (фонетико-фонематической, лексико­-грамматической сторон речи), поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью. Кроме того, в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых пси­хических функций (задержка и специфичность формирова­ния познавательной деятельности, отставание в развитии сенсорных и двигательных функций, невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы личности).

Приведу примеры использования различных дидактических тренажеров, игр, пособий, служащих для развития тактильной чувствительности у детей.

  1. Самомассаж кистей и пальцев рук способствует улучшению кровообращения, активизации мышечного тонуса детей

  2. Пальчиковый театр («театр в руке»), который способствуют развитию изолированных движений пальцев рук, выразительной речи, артистических способностей, умение голосом передавать характер и настроение героев.

  3. Тактильная книга. Особенность книги заключается в том, что ее страницы – ламинированные разноцветные листы, содержащие небольшие предметы, разные по фактуре и цвету. Необычность и привлекательность книги для ребенка в том, что имеется возможность фантазировать и дорисовывать на ее страницах предметы, создавая свой сюжет, позволяя ему выразить свое «я».

Варианты заданий, игр и упражнений с использованием тактильной книги.

- Ребенку предлагается рассмотреть, потрогать пальчиками на страницах предметы, рассказать, на что они похожи.

- Ребенок с закрытыми глазами, прикладывая пальчики к предмету на странице книги, описывает свои ощущения и угадывает, что это такое.

- Ребенок может дорисовать фломастером недостающие детали, создавая законченный сюжет.

- Ребенку предлагается выбрать страницу того цвета, который, по его мнению, соответствует цвету страха, и нарисовать (дорисовать) его (страх), а потом описать словами.

- Ребенку предлагается выбрать страницу книги того или иного цвета, который похож на его радость.

Примерные вопросы:

На что это похоже?

Это твердое или мягкое;

Это короткое или длинное;

Эта ткань шершавая или гладкая;

Какого цвета радость (страх)?

Какой страх на ощупь (гладкий, колючий, шершавый)?

Какая радость на ощупь (мягкая, гладкая)?

Что можно дорисовать, чтобы подружиться со страхом?

Что можно дорисовать, чтобы радости было ещё больше?

  1. Рисование песком

Это один из самых необычных способов творческой деятельности, самый естественный и доступный для каждого ребенка. Любые самостоятельные игры детей в песке обладают психопрофилактической ценностью, начиная от простых манипуляций с песком (пересыпание, закапывание, сжимание, когда ребенок дует на песок) до сложных сюжетно-ролевых игр. Рука и пальцы при рисовании песком слушаются ребенка лучше, чем карандаш.

Ребенок рисует:

- кулаком;

- ладонью;

- ребром руки;

- щепотью;

- пальцем;

- одновременное использование нескольких пальцев;

- симметрично двумя руками;

- насыпание из кулачка;

- с помощью различных предметов

Рисование основных геометрических фигур: прямых и кривых линий, прямоугольников, треугольников, кругов и спиралей в увлекательной и игровой форме развивает у детей мелкую моторику, зрительную и кинетическую память, чувство симметрии, рука готовиться к письму. Интенсивно развиваются все познавательные функции: восприятие, мышление, память, речь. Совершенствуется предметно –игровая деятельность, способствующая коммуникативным навыкам. Заземляется отрицательная энергия.

Дидактические игры и упражнения с песком:

«Необыкновенные следы»,

«Узоры на песке»,

«Песочные прятки»,

«Песочные строители».

  1. Тактильные дощечки. 

Этапы и приемы работы с тактильными дощечками

Разложив дощечки в ряд, предложить ребёнку закрыть глаза и тщательно, не торопясь ощупать поверхность каждой дощечки.

- Предложить ребенку с закрытыми глазами найти аналогичные на ощупь дощечки.

- Предложить разложить самые приятные и неприятные на ощупь дощечки.

- Предложить найти самую добрую, злую, грустную, веселую дощечки.

- Предложить детям ряд вопросов:

«На что похожа эта дощечка?»

«Какая у неё поверхность (гладкая, шершавая, мягкая)?

«Что напоминает эта дощечка?»

- Предложить ребенку найти дощечку, похожую на ежа, на дорожку и т.д.

Одним из интересных вариантов для детей – это сочинение истории. Например: «Я иду по мягкой траве (выбор мягкой дощечки), вижу дом с шершавой стеной (выбор дощечек с «каменной», «наждачной» поверхностью. Вдруг пошел дождь (выбор с «восковой» поверхностью) и т.д.

Усложняя игру, можно предложить ребенку нарисовать то, с чем ассоциируется данная поверхность.

Работа с «Тактильными дощечками» позволяет развивать у детей тактильные восприятия: способствует определению свойств поверхностей материалов;

Развивается воображение, речь, творческие способностей.

  1. Изо-терапия

предполагает наличие огромного выбора различного материала: гуашь, акварель, пальчиковые краски, карандаши, фломастеры, восковые мелки, цветная бумага, картон, фольга, текстиль, журналы, пластилин, глина, бумага разных размеров, кисти разной толщины и жесткости ворса, губки для закрашивания бумаги больших форматов, нитки, скотч, клеевые карандаши, ножницы.

Техники:

- техника «кляксография»;

- пальцевая живопись;

- рисование мягкой бумагой;

- рисование тычком;

- ниткография;

- рисование манкой;

- техника рисования листьями, палочками, камушками, пробками, штампиками;

- техника отпечатывания ватой;

- рисование брызгами;

- рисование валиками, щётками.

В заключении, подводя итог можно утверждать, что перечисленные методы и приемы являются эффективным развивающим, обучающим, и коррекционным инструментом.

Ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать, получать информацию о свойствах материала (вес, особенности поверхности, формы и т.д.)

Рука познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегративные образы и представления.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Тяпкина Тамара Анатольевна

Дата: 22.05.2023

Номер свидетельства: 632141


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства