Просмотр содержимого документа
«Развитие связной речи детей дошкольного возраста в процессе ТИКО-конструирования.»
Развитие связной речи детей дошкольного возраста в процессе ТИКО-конструирования.
Аббревиатура ТИКО расшифровывается как трансформируемый игровой конструктор обучения. Это игровое пособие представляет собой набор плоских пластмассовых фигур, которые можно соединять между собой при помощи шарниров. Детали имеют разную форму – могут быть треугольными, круглыми, квадратными и т. д. Из них можно собирать различные конструкции, в том числе объемные.
Новизна и креативность ТИКО-технологии состоит в том, что, играя в этот конструктор, ребенок наблюдает, как плоскость становится трехмерным пространством, а непонятная развертка вдруг превращается в куб, который легкими движениями руки вновь трансформируется в плоскую фигуру. Так естественным образом, в ненавязчивой форме юные строители знакомятся с геометрией и геометрическими фигурами, причем не только простыми – прямоугольниками, треугольниками, ромбами, трапециями, но и объемными – пирамидами, кубами, призмами. Еще один существенный плюс бесконечное число вариаций, которые получаются из простейшего набора деталей.
Технология ТИКО обретает особое значение в условиях ФГОС и широко используется и в дошкольных образовательных учреждениях, и в школах.
Использование ТИКО-конструктора позволяет решать ряд образовательных задач:
систематизировать знания детей о геометрических представлениях;
способствовать лучшему восприятию информации за счёт интеграции зрительного и тактильного восприятия;
формировать навыки пространственного, абстрактного и логического мышления.
Кроме того, ТИКО-конструктор развивает:
моторику рук за счёт постоянной работы с деталями конструктора;
творческие способности;
А также, хотелось бы отметить тот факт, что в процессе ТИКО-конструирования тренируют дисциплину за счёт сильной вовлеченности в создание постройки. Стремясь добиться определенного результата, ребенок становится настойчивым и целеустремленным. Есть несколько видов ТИКО конструктора: «Фантазёр», «Грамматика», «Эрудит» «Арифметика», «Геометрия», «Архимед». В своей работе мы остановимся на ТИКО «Фантазёр» и ТИКО «Арифметика».
При помощи набора «Фантазёр» развивается и связная речь ребенка. Из геометрических деталей можно сконструировать бесконечное множество игровых фигур. Первоначально дети учились конструировать по схемам, выполняли задания на слух, а за тем создавали конструкции на различные темы.
И однажды ребята, послушав русскую народную сказку «Заюшкина избушка», решили ее оживить.
Для изготовления героев сказки мы использовали схемы, а для декораций фантазию и воображение. Изучили текст, распределили роли, а потом с большим интересом разыграли ее.
(Показ отрывка сказки инсценировано детьми)
Мастер класс для педагогов
Уважаемые коллеги, хочу предложить вам конструктор «Фантазёр» и схему постройки. Прошу ознакомиться, построить фигуры по схеме и поразмыслить в какой сказке можно использовать постройку.
«Цветок» «Заяц»
«Телефон»
«Медведь»
Уважаемые коллеги, я предлагаю вам познакомиться с ТИКО-конструктором «Арифметика».
Перед вами набор «ТИКО «Арифметика» он способствует формированию у детей навыков счета, простых арифметических действий, запоминанию цифр и соотнесением их с количеством предметов.
1.Количественное сравнение групп предметов
Формирование у детей прочных количественных представлений-основа успешного усвоения математических знаний. К ним относятся умения считать, сравнивать. Определять и практическим путем устанавливать равенство и неравенство. Число воспринимается детьми при этом как итог счета, показатель определенного количества предметов.
Можно взять такое задание
Конструируем с участниками:
Разложите на столе 5 зеленых квадратов. Найдите цифру, которая соответствует числу зеленых квадратов. Положите цифру сверху.
Справа выложите группу квадратов на 1 больше. Какой цифре соответствует?
Слева выложите группу квадратов на один меньше. Какой цифре соответствует?
2.Порядковый и обратный счет в пределах 10
Набор «Арифметика» способствует усвоению числового ряда и его свойств, смысла счетного действия
Конструируем с участниками:
-сконструируй луч от 1 до 10;
-посчитай от 5 до 9;
-посчитай от 1 до 10 через 1;
-обратный счет;
3.Состав числа:
«Заселяем домики»цифра сверху обозначает количество жильцов наэтаже, на каждом этаже указывает, сколько уже жильцов въехало; дети, выставляя квадрат с цифрой, указывает сколько еще въедет жильцов.
Сконструируй таблицу сложения до 5
Конструируем с участниками:
«Заселите домики»
В городе, где живут цифры построили новый дом. А жильцов не расселили. Расселение жильцов – наша с вами задача. На каждом этаже две квартиры. На каждом этаже живет по 5 жильцов в двух квартирах.
Вам необходимо заселить цифры в квартиры так, чтобы вместе они составили число 5.
Проверяем все варианты состава числа 5.
1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1.
Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Детям зачастую не хватает выдержки продолжительное время внимательно оперировать с числами. ТИКО решает эту проблему в игровой форме!