kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Развитие сенсорных способностей посредством нетрадиционных форм изобразительной деятельности с детьми раннего и младшего дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сенсорное развитие (от лат. sensus - чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.Сенсорное развитие (от лат. sensus - чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.Сенсорное развитие (от лат. sensus - чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.Сенсорное развитие (от лат. sensus - чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.Сенсорное развитие (от лат. sensus - чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.Сенсорное развитие (от лат. sensus - чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.Сенсорное развитие (от лат. sensus - чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Развитие сенсорных способностей посредством нетрадиционных форм изобразительной деятельности с детьми раннего и младшего дошкольного возраста»»

«Развитие сенсорных способностей посредством

нетрадиционных форм изобразительной деятельности с детьми раннего и младшего дошкольного возраста»


Сенсорное развитие (от лат. sensus - чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Сенсорное воспитание развивает зрительное, слуховое, тактильное, кинетическое, кинестетическое и другие виды восприятий.

Восприятие представляет собой процесс непосредственного контакта с окружающей средой. Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность комплекса нервных связей, обеспечивающих целостность и предметность отражаемых явлений. Это необходимый этап познания, который связан с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную эмоциональную окраску.

Развитие сенсорных способностей у детей является одним из главных аспектов их полноценного развития. Особенно важно уделять внимание сенсорике в раннем и младшем дошкольном возрасте. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

Психологическая наука и практика (В. Н. Аванесова, Э. Г. Пилюгина, Н. Н. Поддьяков и др.) убедительно доказали, что знания, получаемые словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны, порой весьма фантастичны, а это означает, что нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащении впечатлениями, приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Они поддерживаются теми знаниями, которые дети получают об окружающей действительности, о свойствах вещей и явлений. Источником расширения сенсорного опыта является окружающая детей природа, бытовой труд, строительство, техника и др.

Познание ребенком окружающего мира и его объектов, их основополагающих геометрических, кинетических и динамических свойств, законов пространства и времени происходит в процессе практической (познавательско-исследовательской) деятельности.

Создание целостного образа, учитывающего все свойства предмета, возможно лишь в том случае, если ребенок овладел поисковыми способами ориентирования при выполнении задания. С этой целью следует научить его планомерному наблюдению за объектом, рассматриванию, ощупыванию и обследованию.

В процессе обучения ребенок должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, - сенсорными эталонами - для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия.

Усвоение сенсорных эталонов - системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, шкалы музыкальных звуков, фонетической системы языка и др. - сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон - значит не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях.

Включенные в обследование предмета движения руки организуют зрительное и кинестетическое (двигательное) восприятие детей, способствуют уточнению зрительных представлений о форме предмета и его конфигурации, качестве поверхности. Ознакомление с формой, величиной, пространственными и иными характеристиками предметов невозможно без интеграции движений рук и глаз.

На начальном этапе работы мной была проведена диагностика сенсорного развития детей. Были предложены следующие задания:

Сгруппировать предметы по цветам (красные, желтые, синие и зелёные кубики).

Сложить трёхсоставную матрешку.

Вставить фигуры в прорези.

Сложить пирамидку из убывающих по величине колец.

В процессе наблюдения за выполнением указанных выше заданий, была произведена оценка уровня сенсорного развития детей.

Дети с высоким уровнем сенсорного развития быстро идут на контакт, встречают предложенные задания с интересом. Самостоятельно выполняют задания. Если допускают ошибки, то тут же замечают их и самостоятельно исправляют.

Дети со средним уровнем сенсорного развития в целом проявляют заинтересованность при выполнении задания. Самостоятельно выполняют 2-3 задания. Допущенные ошибки, как правило, устраняют с помощью взрослого.

Дети с низким уровнем сенсорного развития вступают в контакт не сразу, к заданиям часто безразличны. Не замечают и не устраняют допущенные ошибки.

Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста будет эффективным при реализации следующих педагогических условий: 1) использование дидактических игр; 2) создание развивающей среды; 3) участие родителей в проводимых с детьми занятиях.

Остановимся подробнее на таком условии, как создание развивающей среды.

Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка.

Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности: ребенок осваивает свойства и признаки предметов (цвет, форма, фактура), овладевает пространственными отношениями; овладевает миром звуков, приобщается к музыкальной культуре; развивается физически, познает особенности устройства собственного организма; экспериментирует с цветом, формой, создает продукты собственного творчества и т. д.

Разумеется, в условиях самостоятельной деятельности детей развивающей среды еще недостаточно для полноценного развития ребенка. В педагогическом процессе самостоятельная деятельность ребенка обязательно сочетается со специально организованными занятиями. Занятия и самостоятельная (нерегламентированная взрослым) деятельность детей - это две основные формы обучения дошкольника в детском саду. При этом организация занятий обеспечивается соответствующими образовательными программами и технологиями, а также определенными способами и средствами взаимодействия взрослого с ребенком (характером взаимодействия педагога с детьми).

Развитию сенсорных навыков способствует изобразительная деятельность вовремя специально организованных занятий педагога с детьми. В процессе изобразительной деятельности происходит знакомство с цветом, формой, положением в пространстве. В своей работе регулярно провожу занятия по изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация). Прилагаю конспект комплексного занятия на тему «Курочка и цыплята» (Приложение 1).

Считаю необходимым обратить внимание на важность участия родителей в сенсорном развитии своих детей. Организация сенсорного воспитания детей невозможно без активного участия родителей.

Одним из условий, обеспечивающих нормальное развитие, хорошее самочувствие детей раннего и младшего дошкольного возраста, является единство педагогических воздействий со стороны всех, кто участвует в их воспитании, особенно в семье, где нередко с ребёнком занимаются несколько человек. Их действия должны быть согласованны, а требования постоянными.

Для усвоения сенсорных способностей родителям ребенка немалое значение необходимо уделять играм, способствующим развитию данной техники познания у ребенка. К числу таких игр можно отнести следующие:

1) игры-поручения, основанные на интересе ребенка к действиям с различными предметами;

2) игры с прятаньем и поиском - в этом случае ребенка интересует неожиданное появление предметов и их исчезновение (складывание матрешки);

3) игры с загадыванием и разгадыванием, привлекающие детей неизвестностью;

4) игры на ознакомление с формой и величиной предмета - геометрические игры (мозаики, конструкторы «Лего»);

5) занятия с разнообразными материалами (глина, пластилин, вата, песок)

В процессе общения с родителями происходит передача ребенку раннего и младшего дошкольного возраста общественно выработанных способов употребления предметов, овладение орудийными и соотносящими действиями.

Для информирования родителей о сенсорном развитии ребенка можно разместить специальную памятку (Приложение 2).

Заключение

Ранний и младший дошкольный возраст - очень важный период в развитии ребёнка, период ознакомления с окружающей действительностью. Необходимо дать ребёнку возможность получить как можно более разнообразный и полезный сенсорный опыт.

От уровня сенсорного развития ребёнка в дальнейшем зависит его умственное развитие. В раннем и младшем школьном возрасте наибольшее значение имеет не объем знаний, который приобретает ребёнок, а уровень развития сенсорных и умственных способностей и уровень развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление.

Актуальной остаётся дальнейшая разработка методик для выявления и оценки уровня сенсорного развития. Поскольку, зная уровень сенсорного восприятия, можно разработать программу для создания условий сенсорного развития. И тем самым способствовать успешному развитию ребенка.


Список литературы

Баженова О.В. Консультация (младшая группа) на тему: " Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста" [Электронный ресурс]. URL:http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/09/13/razvitie-sensornyh-sposobnostey-detey-rannego-vozrasta .

Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Программа, конспекты занятий [Текст]. – М.: Учитель, 2014. – 80 с.

Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие [Текст]. – М.: Сфера, 2012. – 64 с.



Приложение 1

Конспект комплексного занятия на тему «Курочка и цыплята»

Цель: Создание оптимальных условий для личностного и психического развития детей, в соответствии с их возрастными особенностями.

Задачи:

1. Создавать условия для развития диалогового общения, речевого внимания.

2. Активизировать словарь детей.

3. Учить различать и называть основные цвета.

4. Учить различать количество предметов «один», «много».

5. Развивать мелкую моторику.

Материал: Игрушка Курочка, игрушки цыплята в корзинке, образец работы «зёрнышки на тарелке», круги-тарелки из белой бумаги, ватные палочки, палитры с жёлтой краской, изображения цыплят.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Появляется курочка, кудахчет и здоровается с каждым ребенком «Ко-ко-ко, здравствуй, Миша. Ко-ко-ко, здравствуй, Маша».

II. Основная часть.

1. Развитие речи.

- Ребята, сегодня к Вам в гости пришла Курочка. На голове у неё красный гребешок, клюв и глаза.

- Миша, покажи гребешок у курочки.

- Маша, покажи клювик у курочки.

- Саша, покажи глазки у курочки.

- Таня, как говорит курочка? (Ко-ко-ко)

- У курочки есть крылья. Она раскрывает их и машет. Ещё у курочки есть хвостик.

- Миша, покажи крылья у курочки.

- Маша, покажи хвостик у курочки.

- Курочка ходит по двору и зёрнышки ищет. Говорит: «Клю-клю-клю, клю-клю-клю, как я зёрнышки люблю». Подставляйте ладошки, курочка поклюёт с них зёрнышки. А теперь подставьте одну ладошку, а другой рукой сделайте клювик и постучите, поклюйте зёрнышки.

- Курочка к нам пришла со своими детками – маленькими цыплятами. Посмотрите, как их много в корзинке. Цыплят у нас много, а курочка одна.

- Таня, сколько у нас курочек? (Одна)

- Саша, сколько в корзинке цыплят? (Много)

- Сейчас я раздам всем по одному цыплёнку. Таня, вот тебе один цыплёнок. Саша, вот тебе один цыплёнок… У всех по одному цыплёнку. А в корзинке нет ни одного цыплёнка.

- Маша, сколько в корзинке цыплят? (Ни одного)

- Давайте посмотрим, какие они жёлтые, мягкие. Цыплята ходят за Курочкой и говорят «Пи-пи-пи».

- Миша, как говорит твой цыплёнок? (Пи-пи-пи)

2. Рисование.

- А что же говорят нам цыплята? А они говорят, что кушать хотят. Давайте поможем нашей курочке накормить цыплят. Зёрнышки маленькие, жёлтые. Рисовать будем палочками. (Показ и работа детей)

- Вот какие красивые рисунки у нас получились! Много зёрнышек Таня нарисовала. И Миша постарался. Прибежали цыплята (приклеить изображения цыплят на тарелки), поклевали зёрнышки, сказали: «Пи-пи-пи, спасибо, дети». И Курочка говорит: «Спасибо». Молодцы, ребята, помогли Курочке.

III. Подведение итогов.

Курочке пора уходить. Она говорит: «До свидания, Саша. До свидания, Таня» (Прощается с каждым ребёнком).

Приложение 2

«Что такое сенсорное развитие? Почему его необходимо развивать?»

Сенсорное развитие — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

От того, насколько точно малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.
Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему или попробовать на вкус. Только так он в данный момент воспринимает понятия, характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький и т.д.

Нервная система ребенка воспринимает внешние раздражители, такие как звук, свет, давление, запах, ощущает перемещение предмета, его цвет, форму, размер. На основе личного опыта будет происходить дальнейшее умственное, физическое и эстетическое развитие каждого малыша.

Сенсорные игрушки для маленьких детей помогают им познакомиться и научиться пользоваться окружающими предметами, выполнять манипуляции с ними, общаться с людьми посредством речи. Эти развивающие игрушки через тактильные ощущения воздействуют на мозг ребенка, развивают мелкую моторику, а, значит, и речь малыша.

Список игрушек для детей 3-4 лет:

Разрезные картинки, парные картинки, матрёшки, пирамидки, формы-вкладыши, несколько видов мозаики, разнообразные конструкторы, игрушки со звукоизвлечением (пианино, бубен, маракасы, трещотка), шнуровки, тканевые мячики.

И помните, заниматься сенсорным развитием детей нужно постоянно, а не время от времени:)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Величко Елена Аркадьевна

Дата: 23.12.2020

Номер свидетельства: 568361


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства