kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Развитие сенсорных способностей посредством нетрадиционных форм изобразительной деятельности с детьми раннего и младшего дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сенсорное развитие (от лат. sensus - чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.Сенсорное развитие (от лат. sensus - чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.Сенсорное развитие (от лат. sensus - чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.Сенсорное развитие (от лат. sensus - чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.Сенсорное развитие (от лат. sensus - чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.Сенсорное развитие (от лат. sensus - чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.Сенсорное развитие (от лат. sensus - чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Развитие сенсорных способностей посредством нетрадиционных форм изобразительной деятельности с детьми раннего и младшего дошкольного возраста»»

«Развитие сенсорных способностей посредством

нетрадиционных форм изобразительной деятельности с детьми раннего и младшего дошкольного возраста»


Сенсорное развитие (от лат. sensus - чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Сенсорное воспитание развивает зрительное, слуховое, тактильное, кинетическое, кинестетическое и другие виды восприятий.

Восприятие представляет собой процесс непосредственного контакта с окружающей средой. Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность комплекса нервных связей, обеспечивающих целостность и предметность отражаемых явлений. Это необходимый этап познания, который связан с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную эмоциональную окраску.

Развитие сенсорных способностей у детей является одним из главных аспектов их полноценного развития. Особенно важно уделять внимание сенсорике в раннем и младшем дошкольном возрасте. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

Психологическая наука и практика (В. Н. Аванесова, Э. Г. Пилюгина, Н. Н. Поддьяков и др.) убедительно доказали, что знания, получаемые словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны, порой весьма фантастичны, а это означает, что нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащении впечатлениями, приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Они поддерживаются теми знаниями, которые дети получают об окружающей действительности, о свойствах вещей и явлений. Источником расширения сенсорного опыта является окружающая детей природа, бытовой труд, строительство, техника и др.

Познание ребенком окружающего мира и его объектов, их основополагающих геометрических, кинетических и динамических свойств, законов пространства и времени происходит в процессе практической (познавательско-исследовательской) деятельности.

Создание целостного образа, учитывающего все свойства предмета, возможно лишь в том случае, если ребенок овладел поисковыми способами ориентирования при выполнении задания. С этой целью следует научить его планомерному наблюдению за объектом, рассматриванию, ощупыванию и обследованию.

В процессе обучения ребенок должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, - сенсорными эталонами - для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия.

Усвоение сенсорных эталонов - системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, шкалы музыкальных звуков, фонетической системы языка и др. - сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон - значит не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях.

Включенные в обследование предмета движения руки организуют зрительное и кинестетическое (двигательное) восприятие детей, способствуют уточнению зрительных представлений о форме предмета и его конфигурации, качестве поверхности. Ознакомление с формой, величиной, пространственными и иными характеристиками предметов невозможно без интеграции движений рук и глаз.

На начальном этапе работы мной была проведена диагностика сенсорного развития детей. Были предложены следующие задания:

Сгруппировать предметы по цветам (красные, желтые, синие и зелёные кубики).

Сложить трёхсоставную матрешку.

Вставить фигуры в прорези.

Сложить пирамидку из убывающих по величине колец.

В процессе наблюдения за выполнением указанных выше заданий, была произведена оценка уровня сенсорного развития детей.

Дети с высоким уровнем сенсорного развития быстро идут на контакт, встречают предложенные задания с интересом. Самостоятельно выполняют задания. Если допускают ошибки, то тут же замечают их и самостоятельно исправляют.

Дети со средним уровнем сенсорного развития в целом проявляют заинтересованность при выполнении задания. Самостоятельно выполняют 2-3 задания. Допущенные ошибки, как правило, устраняют с помощью взрослого.

Дети с низким уровнем сенсорного развития вступают в контакт не сразу, к заданиям часто безразличны. Не замечают и не устраняют допущенные ошибки.

Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста будет эффективным при реализации следующих педагогических условий: 1) использование дидактических игр; 2) создание развивающей среды; 3) участие родителей в проводимых с детьми занятиях.

Остановимся подробнее на таком условии, как создание развивающей среды.

Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка.

Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности: ребенок осваивает свойства и признаки предметов (цвет, форма, фактура), овладевает пространственными отношениями; овладевает миром звуков, приобщается к музыкальной культуре; развивается физически, познает особенности устройства собственного организма; экспериментирует с цветом, формой, создает продукты собственного творчества и т. д.

Разумеется, в условиях самостоятельной деятельности детей развивающей среды еще недостаточно для полноценного развития ребенка. В педагогическом процессе самостоятельная деятельность ребенка обязательно сочетается со специально организованными занятиями. Занятия и самостоятельная (нерегламентированная взрослым) деятельность детей - это две основные формы обучения дошкольника в детском саду. При этом организация занятий обеспечивается соответствующими образовательными программами и технологиями, а также определенными способами и средствами взаимодействия взрослого с ребенком (характером взаимодействия педагога с детьми).

Развитию сенсорных навыков способствует изобразительная деятельность вовремя специально организованных занятий педагога с детьми. В процессе изобразительной деятельности происходит знакомство с цветом, формой, положением в пространстве. В своей работе регулярно провожу занятия по изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация). Прилагаю конспект комплексного занятия на тему «Курочка и цыплята» (Приложение 1).

Считаю необходимым обратить внимание на важность участия родителей в сенсорном развитии своих детей. Организация сенсорного воспитания детей невозможно без активного участия родителей.

Одним из условий, обеспечивающих нормальное развитие, хорошее самочувствие детей раннего и младшего дошкольного возраста, является единство педагогических воздействий со стороны всех, кто участвует в их воспитании, особенно в семье, где нередко с ребёнком занимаются несколько человек. Их действия должны быть согласованны, а требования постоянными.

Для усвоения сенсорных способностей родителям ребенка немалое значение необходимо уделять играм, способствующим развитию данной техники познания у ребенка. К числу таких игр можно отнести следующие:

1) игры-поручения, основанные на интересе ребенка к действиям с различными предметами;

2) игры с прятаньем и поиском - в этом случае ребенка интересует неожиданное появление предметов и их исчезновение (складывание матрешки);

3) игры с загадыванием и разгадыванием, привлекающие детей неизвестностью;

4) игры на ознакомление с формой и величиной предмета - геометрические игры (мозаики, конструкторы «Лего»);

5) занятия с разнообразными материалами (глина, пластилин, вата, песок)

В процессе общения с родителями происходит передача ребенку раннего и младшего дошкольного возраста общественно выработанных способов употребления предметов, овладение орудийными и соотносящими действиями.

Для информирования родителей о сенсорном развитии ребенка можно разместить специальную памятку (Приложение 2).

Заключение

Ранний и младший дошкольный возраст - очень важный период в развитии ребёнка, период ознакомления с окружающей действительностью. Необходимо дать ребёнку возможность получить как можно более разнообразный и полезный сенсорный опыт.

От уровня сенсорного развития ребёнка в дальнейшем зависит его умственное развитие. В раннем и младшем школьном возрасте наибольшее значение имеет не объем знаний, который приобретает ребёнок, а уровень развития сенсорных и умственных способностей и уровень развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление.

Актуальной остаётся дальнейшая разработка методик для выявления и оценки уровня сенсорного развития. Поскольку, зная уровень сенсорного восприятия, можно разработать программу для создания условий сенсорного развития. И тем самым способствовать успешному развитию ребенка.


Список литературы

Баженова О.В. Консультация (младшая группа) на тему: " Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста" [Электронный ресурс]. URL:http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/09/13/razvitie-sensornyh-sposobnostey-detey-rannego-vozrasta .

Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Программа, конспекты занятий [Текст]. – М.: Учитель, 2014. – 80 с.

Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие [Текст]. – М.: Сфера, 2012. – 64 с.



Приложение 1

Конспект комплексного занятия на тему «Курочка и цыплята»

Цель: Создание оптимальных условий для личностного и психического развития детей, в соответствии с их возрастными особенностями.

Задачи:

1. Создавать условия для развития диалогового общения, речевого внимания.

2. Активизировать словарь детей.

3. Учить различать и называть основные цвета.

4. Учить различать количество предметов «один», «много».

5. Развивать мелкую моторику.

Материал: Игрушка Курочка, игрушки цыплята в корзинке, образец работы «зёрнышки на тарелке», круги-тарелки из белой бумаги, ватные палочки, палитры с жёлтой краской, изображения цыплят.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Появляется курочка, кудахчет и здоровается с каждым ребенком «Ко-ко-ко, здравствуй, Миша. Ко-ко-ко, здравствуй, Маша».

II. Основная часть.

1. Развитие речи.

- Ребята, сегодня к Вам в гости пришла Курочка. На голове у неё красный гребешок, клюв и глаза.

- Миша, покажи гребешок у курочки.

- Маша, покажи клювик у курочки.

- Саша, покажи глазки у курочки.

- Таня, как говорит курочка? (Ко-ко-ко)

- У курочки есть крылья. Она раскрывает их и машет. Ещё у курочки есть хвостик.

- Миша, покажи крылья у курочки.

- Маша, покажи хвостик у курочки.

- Курочка ходит по двору и зёрнышки ищет. Говорит: «Клю-клю-клю, клю-клю-клю, как я зёрнышки люблю». Подставляйте ладошки, курочка поклюёт с них зёрнышки. А теперь подставьте одну ладошку, а другой рукой сделайте клювик и постучите, поклюйте зёрнышки.

- Курочка к нам пришла со своими детками – маленькими цыплятами. Посмотрите, как их много в корзинке. Цыплят у нас много, а курочка одна.

- Таня, сколько у нас курочек? (Одна)

- Саша, сколько в корзинке цыплят? (Много)

- Сейчас я раздам всем по одному цыплёнку. Таня, вот тебе один цыплёнок. Саша, вот тебе один цыплёнок… У всех по одному цыплёнку. А в корзинке нет ни одного цыплёнка.

- Маша, сколько в корзинке цыплят? (Ни одного)

- Давайте посмотрим, какие они жёлтые, мягкие. Цыплята ходят за Курочкой и говорят «Пи-пи-пи».

- Миша, как говорит твой цыплёнок? (Пи-пи-пи)

2. Рисование.

- А что же говорят нам цыплята? А они говорят, что кушать хотят. Давайте поможем нашей курочке накормить цыплят. Зёрнышки маленькие, жёлтые. Рисовать будем палочками. (Показ и работа детей)

- Вот какие красивые рисунки у нас получились! Много зёрнышек Таня нарисовала. И Миша постарался. Прибежали цыплята (приклеить изображения цыплят на тарелки), поклевали зёрнышки, сказали: «Пи-пи-пи, спасибо, дети». И Курочка говорит: «Спасибо». Молодцы, ребята, помогли Курочке.

III. Подведение итогов.

Курочке пора уходить. Она говорит: «До свидания, Саша. До свидания, Таня» (Прощается с каждым ребёнком).

Приложение 2

«Что такое сенсорное развитие? Почему его необходимо развивать?»

Сенсорное развитие — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

От того, насколько точно малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.
Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему или попробовать на вкус. Только так он в данный момент воспринимает понятия, характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький и т.д.

Нервная система ребенка воспринимает внешние раздражители, такие как звук, свет, давление, запах, ощущает перемещение предмета, его цвет, форму, размер. На основе личного опыта будет происходить дальнейшее умственное, физическое и эстетическое развитие каждого малыша.

Сенсорные игрушки для маленьких детей помогают им познакомиться и научиться пользоваться окружающими предметами, выполнять манипуляции с ними, общаться с людьми посредством речи. Эти развивающие игрушки через тактильные ощущения воздействуют на мозг ребенка, развивают мелкую моторику, а, значит, и речь малыша.

Список игрушек для детей 3-4 лет:

Разрезные картинки, парные картинки, матрёшки, пирамидки, формы-вкладыши, несколько видов мозаики, разнообразные конструкторы, игрушки со звукоизвлечением (пианино, бубен, маракасы, трещотка), шнуровки, тканевые мячики.

И помните, заниматься сенсорным развитием детей нужно постоянно, а не время от времени:)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Величко Елена Аркадьевна

Дата: 23.12.2020

Номер свидетельства: 568361


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1380 руб.
2130 руб.
1700 руб.
2620 руб.
1720 руб.
2640 руб.
1800 руб.
2770 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства