"Развитие речи младших дошкольников посредством устного народного творчества"
"Развитие речи младших дошкольников посредством устного народного творчества"
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение для ребёнка, способствуют развитию образного мышления обогащают речь детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Развитие речи младших дошкольников посредством устного народного творчества"»
«Развитие речи младших дошкольников
посредством устного народного творчества».
Ранний возраст уникальный период, когда у ребёнка формируется личность. Родной язык и правильная речь гарантируют ребёнку успешность в будущем. Певучесть и образность родного языка у ребёнка с раннего возраста вызывают желание запомнить и повторить то, что он услышал, а это развивает связную речь ребёнка. Дети знакомятся с окружающим миром через средства устного народного творчества, они усваивают обозначения предметов как словесные, так и образные. При помощи пословиц и поговорок дети учатся эмоционально окрашивать свою речь, от чего последняя становится более яркой.
Речь в жизни человека является одной из важнейших функций в жизни человека. Огромную роль в жизни детей играют произведения устного народного творчества. Основной задачей речевого развития детей дошкольного возраста, является овладение нормами и правилами родного языка и развитие коммуникативных способностей. Следовательно, в раннем возрасте педагог ставит перед собой цель заинтересовать ребёнка к высказыванию и общению посредством устного народного творчества.
Вопросы развития связной речи издавна интересовали многих исследователей. Каждый из них по-своему понимал проблемы обучения, обозначали своё отношение методическому развитию проблемы и определяли свои позиции в разработке содержания и методов развития связной речи детей. Исследования педагогов, психологов, а именно Л. С. Выгодского, С.Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, А.А. Эльконина, А.В.Запорожца, Е.А. Флёриной и многих других, создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития детей раннего возраста.
Огромное значение в развитии речи ребёнка раннего возраста имеют поэтические и музыкально- поэтические жанры. Половицы и загадки, потешки и прибаутки, народные сказки и песенки – таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речи детей, побуждают их к познавательной и творческой активности. На протяжении многих веков они любовно и бережно учат ребёнка тем моральным ценностям и культуре, которые свойственны их народу. Благодаря произведениям устного народного творчества между ребёнком и взрослым происходит эмоциональный контакт, что способствует развитию более открытого общения между ними. Правильно подобранная, выразительно рассказанная потешка помогает установить контакт с малышом особенно в период адаптации его к условиям детского сада. Через произведения устного народного творчества дети познают окружающий их мир, усваивают словесные обозначения предметов и явлений. Пословицы и поговорки, используемые взрослым в своей речи, учат детей эмоционально окрашивать свою речь, образно описывать предметы и явления природы. Без потешек невозможно представить процесс одевания, умывания, укладывания спать, в процессе игры. Во время чтения потешки взрослый обращается по имения к ребёнку, а это вызывает заинтересованность у малыша и желание повторить её. Простота и мелодичность звучания облегчают детям запоминать их. Очень нравятся детям потешки в которых присутствуют звукоподражания голосам животных. Например:
Наши уточки с утра – Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда – Га-га-га! Га-га-га! А индюк среди двора – Бал-бал-бал! Балды-балда! Наши гуленьки вверху – Грру-грру-угрру-у-грру-у! Наши курочки в окно – Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко! А как Петя-петушок Ранним-рано поутру Нам споет ку-ка-ре-ку!
Или
Когда солнышко встаёт,
Просыпается лесной народ
Мишка топает Топ-Топ,
Зайка скачет Скок-поскок.
Ёжик фыркает: Фу-Фу,
Волк, проснувшись, воет: У-у-у.
Филин ухает: Ух- Ух,
Рыбка плещется: Плюх- плюх…
Весёлые и зазывные заклички наряду с потешками привлекают внимание детей. Они привлекают внимание детей, способствуют формированию бережного отношения к природе, развитию фонематического слуха, учат детей воспринимать короткий сюжет, это является подготовкой к восприятию сказки. Они развивают детскую фантазию, пробуждают у детей интерес к словотворчеству. На смену потешкам приходят прибаутки, которые используются для украшения речи. Народная сказка легко воспринимается детьми, развивает у них воображение, мышление. Многие сказки содержат так называемые «крылатые» выражения, например, «утро вечера мудренее» или «сказка ложь, да в ней намёк», которые ребёнок слышит в реальной жизни. В сказке используются одни и те же средства поэтического языка, слушая, ребёнок начинает использовать их в собственной речи. Сказка является средством нравственного воспитания детей, после прочтения которой с детьми необходимо провести беседу, обсудить сюжет, какие персонажи присутствуют в сказке, их поведение и поступки. Как утверждал В.А. Сухомлинский «сказка- активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы ребёнка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается в рассказывании, высший этап – инсценирование». Дети с удовольствием показывают, как бежала мышка, или как прыгал зайка, топал мишка и т.п. Инсценирование, или показ сказки по ролям, снимает у ребёнка внутреннюю скованность, зажатость. Более скромные дети раскрываются в театрализации того или иного произведения устного народного творчества, тем самым проходит социализацию в своей группе.
В настоящее время использование современных технологий, таких как интерактивные доски, проекторы, ноутбуки, входят в деятельность современного педагога ДОО, поэтому можно смело рекомендовать использовать их во время индивидуальных занятий с детьми, соответственно возрасту ребёнка. Для обогащения и расширения словарного запаса ребёнка можно использовать такие дидактические упражнения, как «Кто как кричит», «Доскажи словечко» и др.
Таким образом, можно сделать вывод, что речевая деятельность является целенаправленной, мотивационной, она опосредована знаками языка и воздействует на мысли, поступки и чувства человека. Восприятие устного народного творчества является для детей раннего возраста особым видом деятельности, наряду с ведущим- игрой.