kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Развитие речи младших дошкольников посредством устного народного творчества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение для ребёнка, способствуют развитию образного мышления обогащают речь детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Развитие речи младших дошкольников посредством устного народного творчества"»

 «Развитие речи младших дошкольников

посредством устного народного творчества».


Ранний возраст уникальный период, когда у ребёнка формируется личность. Родной язык и правильная речь гарантируют ребёнку успешность в будущем. Певучесть и образность родного языка у ребёнка с раннего возраста вызывают желание запомнить и повторить то, что он услышал, а это развивает связную речь ребёнка. Дети знакомятся с окружающим миром через средства устного народного творчества, они усваивают обозначения предметов как словесные, так и образные. При помощи пословиц и поговорок дети учатся эмоционально окрашивать свою речь, от чего последняя становится более яркой.

Речь в жизни человека является одной из важнейших функций в жизни человека. Огромную роль в жизни детей играют произведения устного народного творчества. Основной задачей речевого развития детей дошкольного возраста, является овладение нормами и правилами родного языка и развитие коммуникативных способностей. Следовательно, в раннем возрасте педагог ставит перед собой цель заинтересовать ребёнка к высказыванию и общению посредством устного народного творчества.

Вопросы развития связной речи издавна интересовали многих исследователей. Каждый из них по-своему понимал проблемы обучения, обозначали своё отношение методическому развитию проблемы и определяли свои позиции в разработке содержания и методов развития связной речи детей. Исследования педагогов, психологов, а именно Л. С. Выгодского, С.Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, А.А. Эльконина, А.В.Запорожца, Е.А. Флёриной и многих других, создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития детей раннего возраста.

Огромное значение в развитии речи ребёнка раннего возраста имеют поэтические и музыкально- поэтические жанры. Половицы и загадки, потешки и прибаутки, народные сказки и песенки – таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речи детей, побуждают их к познавательной и творческой активности. На протяжении многих веков они любовно и бережно учат ребёнка тем моральным ценностям и культуре, которые свойственны их народу. Благодаря произведениям устного народного творчества между ребёнком и взрослым происходит эмоциональный контакт, что способствует развитию более открытого общения между ними. Правильно подобранная, выразительно рассказанная потешка помогает установить контакт с малышом особенно в период адаптации его к условиям детского сада. Через произведения устного народного творчества дети познают окружающий их мир, усваивают словесные обозначения предметов и явлений. Пословицы и поговорки, используемые взрослым в своей речи, учат детей эмоционально окрашивать свою речь, образно описывать предметы и явления природы. Без потешек невозможно представить процесс одевания, умывания, укладывания спать, в процессе игры. Во время чтения потешки взрослый обращается по имения к ребёнку, а это вызывает заинтересованность у малыша и желание повторить её. Простота и мелодичность звучания облегчают детям запоминать их.  Очень нравятся детям потешки в которых присутствуют звукоподражания голосам животных. Например:

Наши уточки с утра –
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда –
Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора –
Бал-бал-бал! Балды-балда!
Наши гуленьки вверху –
Грру-грру-угрру-у-грру-у!
Наши курочки в окно –
Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!
А как Петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споет ку-ка-ре-ку!

Или

Когда солнышко встаёт,

Просыпается лесной народ

Мишка топает Топ-Топ,

Зайка скачет Скок-поскок.

Ёжик фыркает: Фу-Фу,

Волк, проснувшись, воет: У-у-у.

Филин ухает: Ух- Ух,

Рыбка плещется: Плюх- плюх…

Весёлые и зазывные заклички наряду с потешками привлекают внимание детей. Они привлекают внимание детей, способствуют формированию бережного отношения к природе, развитию фонематического слуха, учат детей воспринимать короткий сюжет, это является подготовкой к восприятию сказки. Они развивают детскую фантазию, пробуждают у детей интерес к словотворчеству.  На смену потешкам приходят прибаутки, которые используются для украшения речи. Народная сказка легко воспринимается детьми, развивает у них воображение, мышление. Многие сказки содержат так называемые «крылатые» выражения, например, «утро вечера мудренее» или «сказка ложь, да в ней намёк», которые ребёнок слышит в реальной жизни. В сказке используются одни и те же средства поэтического языка, слушая, ребёнок начинает использовать их в собственной речи. Сказка является средством нравственного воспитания детей, после прочтения которой с детьми необходимо провести беседу, обсудить сюжет, какие персонажи присутствуют в сказке, их поведение и поступки. Как утверждал В.А. Сухомлинский «сказка- активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы ребёнка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается в рассказывании, высший этап – инсценирование». Дети с удовольствием показывают, как бежала мышка, или как прыгал зайка, топал мишка и т.п. Инсценирование, или показ сказки по ролям, снимает у ребёнка внутреннюю скованность, зажатость. Более скромные дети раскрываются в театрализации того или иного произведения устного народного творчества, тем самым проходит социализацию в своей группе.

В настоящее время использование современных технологий, таких как интерактивные доски, проекторы, ноутбуки, входят в деятельность современного педагога ДОО, поэтому можно смело рекомендовать использовать их во время индивидуальных занятий с детьми, соответственно возрасту ребёнка. Для обогащения и расширения словарного запаса ребёнка можно использовать такие дидактические упражнения, как «Кто как кричит», «Доскажи словечко» и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что речевая деятельность является целенаправленной, мотивационной, она опосредована знаками языка и воздействует на мысли, поступки и чувства человека. Восприятие устного народного творчества является для детей раннего возраста особым видом деятельности, наряду с ведущим- игрой.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Развитие речи младших дошкольников посредством устного народного творчества"

Автор: Осипенкова Ирина Станиславна

Дата: 13.01.2024

Номер свидетельства: 643908


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства