Развитие речи детей посредством театральной деятельности
Развитие речи детей посредством театральной деятельности
Искусство актера заключается в речи и в движении тела.
И. Гете
Задачи:
Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
Обогащать словарь детей, активизировать его;
Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
Воспитывать положительное отношение к театральным играм, желание играть с театральными куклами, эмоционально-положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе, уважение к традициям и культуре народа.
Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие речи детей посредством театральной деятельности»
Развитие речи детей посредством театральной деятельности
МБДОУ « Детский сад №23»
воспитатель Грязнова Татьяна Сергеевна
2019 г.
Искусство актера заключается в речи и в движении тела.
И. Гете
Задачи:
Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
Обогащать словарь детей, активизировать его;
Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
Воспитывать положительное отношение к театральным играм, желание играть с театральными куклами, эмоционально-положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе, уважение к традициям и культуре народа.
Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.
Ожидаемые результаты:
Дети.
Знакомясь с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.
Родители.
Поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности. По мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования. Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.
Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей — длительная работа, которая требует участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками.
Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
Опыт работы по теме «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности» реализовывался в ДОУ в средней группе по двум направлениям: совместная деятельность с детьми, взаимодействие с родителями.
Работа проводилась в три этапа: подготовительный, основной, заключительный.
1ЭТАП-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
На первом подготовительном этапе своей работы, я изучила базовую программу дошкольного образовательного учреждения, методический материал, предметно – развивающую среду группы. В ходе всей этой работы были выявлены некоторые недостатки.
Недостаточно методических разработок по развитию речи детей и мало информации и наглядного материала для работы с родителями.
Поэтому провела обследование состояния сформированности связной речи, целью которого было выявление уровня развития связной речи детей. Содержание работы представлено в приложении№1. Анализ результатов по средней группе показал, что в основном соответствуют низкому и среднему уровню.
Одновременно с диагностированием детей провела анкетирование родителей для того, что бы выявить их педагогические знания, проблемы в общении с детьми.
Подготовила: подбор игр на развитие слуха, звукоподражания, предметно – игровых действий, формирование речи, пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика; сценарии сказок, театрализованные игр, этюды.
Проанализировав анкетирование, пришла к выводу, что многие родители не считают проблему достаточно важной, они убеждены, что дети со временем сами научатся говорить и всё усвоят в процессе взросления.
Итак, результаты диагностического этапа позволили мне определить следующие этапы работы:
1. выработать систему театрализованных игр для детей.
2. оптимизировать работу с родителями по данному вопросу с помощью разнообразных методов и приёмов.
Чтобы реализовать главную цель работы и решить поставленные задачи, я разработала перспективный план проведения театрализованных игр и развлечений и досугов с родителями, который включает в себя разнообразные формы и методы (приложение№2, 3).
Разработала и подобрала игры на развитие слуха, звукоподражание, формирование речи, пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика (приложение№4).
Разработала сценарии совместных развлечений и досугов детей и их родителей «Путешествие в сказку», «Весенняя сказка»(приложение№5).
Подготовила и провела родительские собрания по темам «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет», «Театр наш друг и помощник», доклад к родительскому собранию на тему: «Развитие речи у детей дошкольного возраста» (приложение№5).
Подготовила анкеты для родителей по темам «Речевое развитие ребёнка», «Театральная деятельность детей», «Ваш ребёнок», «Речевое развитие детей», разработала памятку «Игры в слова», «Полезные советы для родителей», консультации «Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребёнка», «Средство домашнего воспитания – кукольный театр», «Театральные игры как средство всестороннего развития ребёнка», «Как интересно провести досуг в кругу семьи», «Что такое театр?», «Развитие речи детей в семье», КВН по театральной деятельности для родителей (приложение№5).
Собрала ряд пословиц и поговорок, скороговорок, подборку сказок. (приложение№6).
2-Й ЭТАП – ОСНОВНОЙ.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса. В организации театрализованных игр широко использовала практические методы обучения: игра, метод игровой импровизации (служащий мостом между играми ребенка в быту и искусством актера, упражнения, метод действенного анализа (этюдная методика, инсценировки и драматизация.
Из словесных методов применяла рассказ, чтение, рассказ детей, беседы, разучивание произведений устного народного творчества.
Все методы и приемы использовала в комплексе, развивала внимание память, воображение, творческое воображение.
1. Чтение художественных произведений, сказок, стихов. (приложение№6)
2. Обыгрывание этюдов, театрализованных игр (приложение2,3)
3. Показ сказок в средней группе:«Заюшкина избушка», «Лисичка- сестричка и волк», «Репка», театрализованное представление сказки «Теремок», драматизация «Телефон» К Чуковского (приложение№2).
4. Показ сказок в старшей группе: «Заяц- симулянт», «Морозко», «Полянка», театрализованное представление сказки на новый лад «Снежный колобок», кукольный театр «Заюшкина избушка» (приложение№3)
При этом процесс воспитания получается естественным. Интерес ребят усиливается, когда в сценках принимали участие посторонние люди (воспитатели, родители и дети других групп). Большое значение имеет также использование разнообразных технических средств. Это видео и аудиозаписи.
Требования к проведению театрализованных игр, я строила их так, чтобы каждое последующее опиралось на приобретённый ранее опыт и знания ребят.
В жизни ребёнка должна обязательно присутствовать сказка. Сказка, которая обучает, развлекает, успокаивает и даже лечит. Поэтому в повседневной жизни я часто использовала сказки для воспитания детей.
Для повышения педагогического мастерства:
1. Разработала перспективный план работы с детьми и работу с родителями в средней и старшей группе (приложение№2,3,5).
2. Разработала и подобрала для детей игры на развитие речи, пальчиковую, артикуляционную и дыхательную гимнастику (приложение№4).
3. Участвоварла в работе педсовета по развитию речи детей, где представила сообщение из опыта работы «Театрализованные игры по художественным произведениям, как средство развития речи детей дошкольного возраста». (приложение№5).
3-Й ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.
Моя гипотеза подтвердилась, так как у детей улучшилась речь. Я в своей работе, в совместной деятельности детей и воспитателя, систематически проводила театрализованную игру. Театрализованные игры являются играми-представлениями. В них с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Благодаря театрализованным играм, у детей развивается эмоциональная сфера, расширяется и обогащается опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Кроме того, театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для развития речи детей.
В своем опыте работы я достигла поставленных задач и целей. Я показала в своей работе, что благодаря театрализованным играм можно улучшить степень речевого развития детей.